Рубрики

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой 19.09.2014

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой

Проблемы пекарей: мнимые и реальные

Именно в этой известной русской пословице и сконцентрирована суть проблем государственной хлебной отрасли в Абхазии. Но не буду забегать вперёд, сделаю небольшое лирическое отступление.

Хлеб существовал задолго до того, как я или кто-либо появился на свет: основы его изготовления оставались постоянными и неизменными на протяжении многих веков. Мои первые пищевые ощущения связаны именно с хлебом. Одна из моих бабушек была родом из Украины. У неё всегда был вкусный хлеб, который она пекла сама. Иногда она его покупала. Но я никогда не видела покупной буханки целиком. В те времена хлеб покупали на вес. Ломти отрезали от какой-то бесконечной буханки и заворачивали в бумагу. Хлеб был с хрустящей корочкой, плотный и ароматный. Особенно я любила горбушку. В детстве, если я роняла кусок хлеба, то обязательно должна была поцеловать его прежде, чем съесть. Ведь хлеб – это жизнь. Автор книги «Шесть тысяч лет истории хлеба» Г.Джейкоб писал: «Зерно, из которого получают хлеб, – это живое существо, которое рождается в утробе Земли и заканчивает свой путь после помола». Хлеб – это результат взаимодействия тысячи факторов и нюансов в его изготовлении. Хлеб можно делать только с любовью. И тогда он полностью нас вознаградит.

Однако как ни стараются абхазские пекари с любовью печь хлеб, проблемы их не уменьшаются. О состоянии хлебной отрасли в Абхазии рассказывает генеральный директор госкомпании «Абхаз-хлеб» Нугзар Агрба:

– Вопрос хлебопроизводства очень важный, а для меня даже принципиальный. Я возглавил эту отрасль в 2005 году. После войны техническое состояние хлебозаводов республики пришло в упадок, оборудование устарело. Однако мои предшественники приложили немало усилий для их частичного восстановления. К моему приходу в «Абхазхлеб» в это предприятие входили 8 хлебозаводов, Сухумский мельзавод и Очамчырский комбикормовый завод. Как известно, работникам хлебной отрасли всегда было выгодно завозить зерно пшеницы, перерабатывать его и из полученной муки печь хлеб. Наш мельзавод выдавал в сутки 255 тонн муки и приносил большую прибыль. В советские годы он работал, кстати, и на юг России. Однако на его реконструкцию нужны были большие денежные средства, а у нас их не было. Проводившиеся ремонтные работы не спасли мельзавод, его пришлось остановить. И муку стали завозить извне.

Кроме того, Очамчырский комбикормовый завод вырабатывал в год 175 тонн продукции. Затем его производство постепенно увеличивалось. В один год он дал до 1000 тонн комбикормов. Работа госкомпании была стабильной, рентабельность достигала 25%. Но после того как развитие животноводства в республике пришло в упадок, комбикорма стали невостребованы. В итоге завод был остановлен и на нём повис долг в 3 миллиона 880 тысяч рублей. Именно с тех пор и начались все наши беды. Даже финансовая помощь из Комплексного плана содействия социально-экономическому развитию Абхазии, оказанная нам в 2011 году, не решила наших проблем.

Много претензий и обид у генерального директора ГК «Абхазхлеб» Нугзара Агрба к вышестоящим инстанциям. Однако чтобы не быть голословной, обращусь к документам. Госкомпания «Абхазхлеб» является коммерческим предприятием и действует на основании Устава от 19 сентября 2003 года. Она является посредником по снабжению, закупке и сбыту сырья для хлебопроизводства. Объём реализации муки равен 200 – 215 тоннам в месяц, что составляет 25% от всего объёма реализуемой муки в республике. В настоящее время в структуру госкомпании входят 7 хлебозаводов, которые производят 17 видов продукции. На балансе её находятся также Очамчырский комбикормовый завод с его миллионными долгами и Сухумский мельзавод, работа которого, как было сказано выше, была остановлена. Но когда ГК «Абхазхлеб» приобретала зерно и перерабатывала её на мельзаводе, то она получала ежемесячно до 600 тысяч рублей прибыли. Рентабельность предприятия составляла 32,7%. Госкомпания даже оказывала денежную помощь хлебозаводам. Однако… 27 мая 2010 года Кабинет Министров РА принял Постановление «О мерах по реализации Меморандума о намерениях между Правительством Республики Абхазия, ЗАО «Русагротранс» и ОАО «РЖД». В нём он поручил Госкомитету РА по управлению госимуществом и приватизации передать в аренду ООО «Абхазагро-транс» имущественный комплекс Сухумского мельзавода сроком на 25 лет. Причём в Постановлении КМ были прописаны условия: в течение двух лет с момента подписания договора аренды провести реконструкцию и модернизацию мельзавода и взимать арендную плату с момента ввода объекта в эксплуатацию. Министерству экономики также было поручено обеспечить процедуру ликвидации Сухумского мельзавода при условии компенсационных выплат работникам предприятия и погасить кредиторскую задолжность по налоговым платежам за счёт ООО «Абхазагротранс». Кроме того, КМ РА вынес решение вывести мельзавод из структуры ГК «Абхазхлеб». Всё это было сделано вопреки позиции руководства ГК «Абхазхлеб», которому даже не объяснили причины передачи объекта в аренду.

Однако прошло 4 года, но ни один пункт обязательств из Постановления КМ арендатором не выполнен. К тому же, несмотря на то что Сухумский мельзавод вывели из структуры ГК «Абхазхлеб», много лет госкомпания продолжала выплачивать зарплату его сотрудникам. Интересно письмо министра экономики РА Д.Ирадяна гендиректору ГК «Абхазхлеб» Н.Агрба, датированное 31 июля 2012 года. В нём министр экономики просит руководителя госкомпании выплачивать заработную плату сотрудникам мельзавода до окончательного разрешения вопроса с арендатором. Однако по сей день вопрос висит в воздухе. Постоянные обращения гендиректора ГК «Абхазхлеб» Н.Агрба к правительственным структурам по разрешению четырёхгодичной, мягко говоря, неразберихе, оставались без ответа. И всё это происходило на фоне работы предприятий хлебной отрасли в системе несовершенной конкуренции, в зоне постоянного риска. Из-за роста цен на ввозимую муку из Российской Федерации все предприятия ГК «Абхазхлеб» оказались убыточными.

– В 2012 году мы завозили муку по цене 16, 5 рублей, – говорит Н.Агрба, – а государство установило цену на 600-граммовую буханку в 13 рублей при рентабельности в 2%. Заводы не смогли увеличить оборотные средства, и госкомпания стала нести убытки. При этом мы ежегодно вносили платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Изыскивая резервы для сокращения расходов, мы пошли на сокращение кадров: из 32 сотрудников госкомпании остались 11. Но всё это не спасло нас, поэтому нам пришлось брать в банках ссудный капитал. Причём под большие проценты. Госкомпания перестала зарабатывать деньги. А мои обращения к правительственным чиновникам вернуть мельзавод напоминали мне китайскую поговорку: «Берегись улыбающегося чиновника».

Прокомментировать «хлебную» ситуацию я попросила министра экономики РА Д.Ирадяна.

– Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия о сдаче Сухумского мельзавода в аренду было принято до моего назначения на должность министра. Я считаю, что сама идея сдачи в аренду объекта с большим объёмом производства – правильная. Абхазия не нуждалась в таком большом заводе. Потребности в муке предприятий хлебной отрасли небольшие. А капитальная реконструкция мельзавода обходилась очень дорого, что также могло повлиять на себестоимость муки. Однако тот факт, что арендаторы не отнеслись серьёзно к своим намерениям, привело к тупиковой ситуации. Этот вопрос, я считаю, необходимо разрешить в ближайшее время.

…Пока чиновники таким образом будут решать судьбу стратегически важной продовольственной отрасли – вводить её в убыток, нерационально расходовать государственные средства, лишать людей работы и считать её «хлебным делом» – построить цивилизованное государство нам не удастся. И сколько бы ни бился в двери чиновничьего аппарата Нугзар Агрба, дело хлебной отрасли не сдвинется с мёртвой точки. Потому что оно… «хлебное»?!

Русудан БАРГАНДЖИЯ


Номер:  102
Выпуск:  3136
Рубрика:  экономика
Автор:  Русудан БАРГАНДЖИЯ

Возврат к списку