Рубрики

11.08.2014

Экономическая неопределенность: сколько в ней еще жить?

В поиске стратегии развития

Оценивать состояние абхазской экономики и судить о перспективах ее развития сегодня непросто. Недостаточно информации, на основе которой можно было бы осуществить комплексный анализ процессов, происходящих в хозяйственной жизни страны, и прогнозировать направление их трансформации. Более того, в стране отсутствует экономическая политика. А ведь именно она призвана эффективно регулировать экономические процессы и целенаправленно влиять на их развитие. Общество, в особенности его хозяйствующие субъекты, все еще остается в недоумении, какая же экономика формируется в стране?

Проблемы внутрисоциального обустройства жизни возникли у нас, как известно, сразу же после войны и создания независимой абхазской государственности. Но тогда их решение было отодвинуто на второй план. Ссылаясь на внешнеполитические факторы (изоляция Абхазии, вероятность возобновления новой войны и др.), власть заверяла народ, что к решению этих проблем она приступит после признания независимости Абхазии. Народ с пониманием отнесся к позиции власти и терпеливо ждал признания независимости. И вот в 2008 году признание состоялось. Правда, Абхазия была признана не всем миром. Хотя вслед за Россией нас признали еще несколько стран. Причем Россия признала нас неформально: она взяла на себя обязательства по обеспечению безопасности наших границ и оказанию финансовой помощи. В соответствии с базовым Договором и рядом других соглашений между РА и РФ были разработаны проекты, направленные на социально-экономическое развитие нашего государства.

Общая сумма финансирования в рамках Инвестиционной программы за счет средств Федерального бюджета РФ с 2008 г. составила 5 млрд руб., а средства, направленные на реализацию мероприятий Комплексного плана содействия социально-экономическому развитию РА (2010-2012 гг.), – 10,8 млрд руб.

Однако финансовые средства, выделенные РФ, направлялись, главным образом, на восстановление социальной инфраструктуры (дороги, школы, детские сады, спортивные сооружения, больницы, театры и др.), а на восстановление объектов промышленности и агропромышленного комплекса – лишь менее 10 %. Следствием такого распределения финансовых средств стало серьезное отставание в восстановлении реального сектора экономики.

Что же происходило в этой сфере? Пытаясь ответить на этот вопрос, мы столкнулись с некоторыми парадоксами экономической жизни Абхазии в последнем десятилетии.

Основным показателем оценки экономического роста страны является валовой внутренний продукт (ВВП), который рассчитывается в РА с 2009 г.

Динамика ВВП РА демонстрирует невероятно высокие темпы. За последние четыре года объем ВВП увеличился почти на 60%, что значительно выше средних темпов прироста развивающихся стран. В 2013 г. ВВП РА на душу населения составил около 3 тыс. долл. США, и по данному показателю Абхазия условно занимала бы 132-е место в мире на основании рейтинга Всемирного Банка.

С 2010 г. основными отраслями, формирующими ВВП РА, были: строительство – 34,4%; торговля – 20,5%; промышленность – 9,5%; сельское хозяйство – 7,5%.

В 2013 г. произошли отраслевые сдвиги, вследствие которых органы управления вытеснили сельское хозяйство и поднялись на третью позицию: строительство – 26,5%; торговля – 23,0%; органы управления – 10,7%; промышленность – 8,5%.

Как видно, произошло стихийное структурное изменение, последствия которого проявились в том, что экономика республики в 2013 г. по сравнению с 2012 г. характеризуется снижением объемов таких показателей, как прибыль в экономике (на 74,8%); доходов госбюджета (на 21,8%); инвестиций в основной капитал (на 37,6%); работ, выполненных по договорам строительного подряда (на 26%). При этом прирост доходов населения и среднемесячной зарплаты составил 17,5% и 14,5% соответственно.

Положительная динамика некоторых макроэкономических показателей в абсолютном выражении за последнее десятилетие (2003-2013 гг.) не свидетельствует о качественном росте экономики.

Как видно из таблицы 1, численность населения РА увеличилась за данный период на 28 740 чел., между тем естественный прирост составил лишь 4 168 чел., миграционная убыль – 503 чел. В то же время выявилась и негативная тенденция: число родившихся на 1 000 чел. сократилось с 8,5 до 8,3; а число умерших, наоборот, увеличилось с 5,3 до 6,4.

Особый интерес представляют изменения в национальном составе восточных районов республики. Так, за последние десять лет численность абхазов в Ткуарчалском, Очамчырском и Галском районах увеличилась на 608 чел., а грузин и мингрелов – на 2 922 чел., и к 2013 г. в этих районах абхазов стало 25 060 чел., а грузин и мингрелов – 42 249 чел.

Средняя зарплата увеличилась в 12,4 раза (с 772,3 руб. до 9579,7 руб.), а средний размер пенсии по возрасту – в 5 раз (со 100 до 500 руб.).

Достаточно высока доля «предприятий-призраков», не отражающих финансово-хозяйственную деятельность в статучете (72%). Отсутствие взаимодействия соответствующих государственных структур по процедуре ликвидации нефункционирующих предприятий приводит к искажению многих показателей. Примером тому является очень низкая доля прибыльных предприятий (10% от общего числа). Экономика республики развивается крайне неэффективно: прибыль на душу населения в среднем за месяц увеличилась с 50,4 руб. в 2003 г. до 169,7 руб. в 2013 г. (причем данные приводятся без учета темпа инфляции).

Таблица 1

Социально-экономические показатели РА за 2003-2013 гг.

Удельный вес расходов госбюджета РА за последние 10 лет на образование не изменился, на здравоохранение – сократился с 9,6% до 6,9%, на сельское хозяйство снизился с 0,8% до 0,6%.

Количество сельскохозяйственных предприятий осталось прежним (120 предприятий), а площади посева во всех категориях хозяйств без населения сократились на 1 539 га.

Стратегия развития экономики должна предполагать реструктуризацию отраслей в пользу реального сектора при использовании промышленно-производственного потенциала страны.

В таблице 2 представлены показатели развития промышленности РА. Выработка электроэнергии увеличивалась ежегодно в среднем на 93,7 млн кВт/ч, но при этом объем электроэнергии, отпущенной на производственно-хозяйственные нужды, сократился на 35,6 млн кВт/ч (на 16%), что свидетельствует о снижении доли реального сектора экономики.

Производство деловой древесины, паркета, извести, рыботоваров в Абхазии за 10 лет сократилось более чем в 2 раза, а такие виды продукции, как табачные изделия, консервы, чай, комбикорм, отруби, вообще перестали производить.

Таблица 2

Показатели производства промышленной продукции РА за 2003-2013 гг.

Наибольший интерес, на наш взгляд, представляют данные таблицы 3.

По скорости развития национальной экономики мы выделили два временных периода. В первом периоде (2000 – 2003 гг.) внешние и внутренние условия социально-экономического развития были более тяжелыми и жесткими, чем во втором (2010 – 2013 гг.). Но, тем не менее, темпы прироста основных показателей в первом периоде были выше, чем во втором. В частности, темпы прироста численности занятого населения увеличились с 4,3% до 8,3%. Однако отмечаются неблагоприятные сдвиги в сторону роста численности занятых в органах управления (с 3% до 14,2%) и резкого снижения занятых в частном секторе (с 56% до 7,7%). Кроме того, с 2010 г. численность занятых сократилась в таких отраслях, как промышленность, сельское хозяйство, связь и торговля.

Темпы прироста объемов производства промышленной продукции в первом периоде составляли 65,3%, а во втором – 22,8%; розничного товарооборота – 202,7% и 64,5%, платных услуг – 257,7% и 45,8%, объемов подрядных работ в строительстве – 99,6% и 36,8%, внешнеторгового оборота – 65% и 43,2% соответственно.

Таблица 3

Темпы прироста показателей социально-экономического развития РА, %

Таким образом, во втором периоде (2010-2013 гг.) при более благоприятных условиях, значительных финансовых вливаниях, экономика страны носит преимущественно экстенсивный характер, темпы роста слабеют и резко замедляются, что затягивает нашу экономику в глубокий кризис.

И на этом парадоксы не заканчиваются…

Как можно иначе объяснить, что при снижении прибыли в экономике и доходов бюджета страны увеличиваются доходы и потребление отдельных слоев населения.

Кроме того, собственное производство не растет, а объемы средств, выделяемые на финансирование точечных и плохо просчитанных проектов, увеличиваются.

При росте отрицательного сальдо внешнеторгового оборота отсутствуют механизмы государственной поддержки отечественного производства. Объемы импорта продовольственных товаров в РА составляют 55% – 65% от валовой продукции сельского хозяйства (тогда как предельные нормы продовольственной безопасности 15% – 25%). Конечно, не вся продукция импортозамещаема, но такие виды, как мясомолочная продукция, чай, кукуруза, картофель, лук, капуста, фрукты, можно и нужно производить в Абхазии. В 2012 г. только из России было завезено данных товаров на сумму 793,1 млн руб.; из Грузии же (по трем позициям сельхозпродукции – мясомолочная, овощи и фрукты), по данным исследования международной организации «International Alert», на 9 млн долларов.

Парадоксы национальной экономики за последнее десятилетие отражают несостоятельность и ущербность экономической политики государства. Отсутствие программы развития страны, непродуманные управленческие решения на многих уровнях привели к нарастанию коррупционной составляющей, большой доли теневого сектора, серьезным проблемам на рынке труда. Эти процессы могут принять необратимый характер. Если не остановить их, не только национальная экономика, но и мы, как нация, можем не состояться.

Чтобы остановить эти процессы и выйти на перспективы стабильного экономического развития страны, необходимо провести комплекс хорошо продуманных, взаимосвязанных и целенаправленных мероприятий. Главными из них, на наш взгляд, являются:

1) формирование системы власти и управления кадрами, обладающими морально-политической волей, профессиональными знаниями и готовыми бескорыстно служить интересам страны;

2) реорганизация самой системы власти и управления с целью повышения эффективности ее деятельности;

3) создание правительством структур (рабочих групп, советов и др., состоящих из специалистов) для разработки стратегии развития общества и ее принятие;

4) организация правительством разработки экономической политики на основе стратегии развития страны, направленной на выполнение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целевых проектов как в отраслевом, так и в территориальном разрезе;

5) организация правительством разработки специалистами «дорожной карты» выхода из кризиса. В ней должны быть изложены механизмы: развития реального сектора экономики при активной защите отечественного производителя; поддержки малого и среднего предпринимательства с организацией в стране доступной системы кредитования; формирования условий инвестиционной привлекательности посредством снижения финансовых рисков и проведения государством активной политики по противодействию коррупции.

Задачи определения экономической модели развития страны, как видно, не из простых. Чтобы выполнить эти задачи, власти следует, на наш взгляд, мобилизовать наличный ресурсный и особенно человеческий потенциал и направить его на их решение.

Х.ШАТ-ИПА, кандидат экономических наук, зав. отделом экономики ЦСИ при Президенте РА,

А.ЦУШБА, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела экономики ЦСИ при Президенте РА

И.МИРЦХУЛАВА, старший преподаватель кафедры национальной экономики АГУ

Таблицы составлены по данным Управления государственной статистики РА.


Номер:  86
Выпуск:  3120
Рубрика:  экономика
Автор:  Х.ШАТ-ИПА, А.ЦУШБА, И.МИРЦХУЛАВА

Возврат к списку