Рубрики
Гуада: новая формула жизни
Аграрный сектор: социальный аспект
В выпусках вечерних новостей республиканского телеканала сельская Абхазия производит исключительно благоприятное впечатление: стройные ряды двухэтажных домов, новенькие тракторы, сытые коровки, цветущие сады и плантации. Однако за этим фасадом изобилия кроется другая картина сельской Абхазии – остовы сгоревших домов, перекосившиеся пустующие здания социальных объектов, разобранная и брошенная сельхозтехника, опустевшие коровники, размытые дороги, заросшие бурьяном поля.
За прошедшие 20 с лишним лет со дня окончания войны вокруг абхазской деревни сложилась серьёзная ситуация, а сельское хозяйство оказалось в бедственном экономическом положении. Звучащая часто аксиома – для обеспечения продовольственной безопасности государства необходимо возродить аграрную отрасль – уже набила оскомину. А сёла между тем переживают агонию: пустеют подворья, посевные площади сокращаются, дичают сады и плантации.
…Два года назад я добиралась в горное село Гуаду Очамчырского района по ухабистой дороге. Машина с трудом преодолевала глубокие ямы и обочины, заросшие кустарниками. Но сегодня ехать по этой дороге – одно удовольствие. К 20-летию Победы в Отечественной войне народа Абхазии 15 километров дороги, ведущей от федеральной трассы в центр села, было заасфальтировано.
– Вот такой чудесный подарок мы получили на праздник в прошлом году, – говорит глава Администрации села Гуада, кавалер ордена Леона Циала Ашуба. – Кроме того, нам построили 7 новых мостов. Мы, гуадцы, благодарны руководству страны за заботу и внимание.
Затем, поменяв интонацию, задумчиво добавила:
– Это всё, конечно, замечательно. Однако наше равнодушие к пустеющим и разрушающимся сёлам, зарастающим бурьяном чайным плантациям преступно. Оно сравнимо, пожалуй, лишь с бездействием хирурга, который с холодным спокойствием смотрит на предсмертные муки пациента и не оперирует его. Селу нужно развитие, нужна новая формула жизни. Только тогда в опустевшие сёла вернутся люди, желающие в них жить и работать.
Циала Ашуба в советские времена работала главным агрономом колхоза. Поэтому ей особенно понятны проблемы села и аграрной отрасли, интересы крестьян. И в трудные послевоенные годы она работала на чайной фабрике. Гуадские чаеводы тогда обработали 30 гектаров элитных плантаций. Собирали вручную отборные флеши и заготавливали качественный чай. На международной выставке гуадский чай занял первое место. Однако постепенно село пустело, молодёжь уезжала в город, а старикам было не под силу собирать чай вручную. Пришлось фабрику закрыть.
– И стоит она по сей день как немой укор нам, людям, которым дали работу, а мы не смогли воспользоваться этим, – сетует Ц.Ашуба.
К немому укору можно отнести и остов разрушенного здания бывшей Администрации, в котором проросли деревья, и полуразрушенную сельскую школу, и развалившуюся ферму, и многое другое.
…Сельская школа производит удручающее впечатление. За два прошедших года после моего приезда тут ничего не изменилось: та же трещина в задней стене, в которую упирается недостроенный каркас, аварийный третий этаж, неогороженная территория, по которой гуляет скот. Одну комнату с ветхой мебелью здесь выделили сельской администрации. За счёт НПО в школе отремонтировали детскую комнату отдыха, завезли туда мебель, компьютер, телевизор, спортивный инвентарь. Кроме того, оборудовали медпункт и школьный буфет. И все. С такой социальной инфраструктурой претендовать на возвращение молодёжи в село или удержать ее здесь – утопия. И пока коллектив школы довольствуется подачками международных организаций, а районное руководство ссылается на скудный бюджет, село пустеет. До войны здесь проживали 700 человек, в основном абхазы, но ныне население сократилось наполовину. Да и оставшиеся, в основном это старики, не в силах работать на земле и ухаживать за скотом, продукты им легче купить на рынке. Так крестьяне из производителей превращаются в потребителей. Таким сёлам, в силу их невыгодности, нет места на «капиталистическом» рынке. Ведь сегодня мясо и молоко можно закупать в России, овощи и фрукты – в Турции да и в других сопредельных государствах.
– Необходимо вернуть людям желание трудиться на земле, – продолжает Ц.Ашуба. – А для этого надо обеспечить им достойное проживание: построить в селе производственные и социальные объекты, обеспечивающие людей стабильным заработком, создать новую модель сельской жизни с эффективным агропромышленным производством. И не предлагать однобокие социальные или экономические программы, существующие в отрыве от реальной жизни.
– Цель моей жизни, – продолжает она, – восстановить родное село. Гуадцы заплатили большую цену за свободу Апсны: 24 человека отдали свои жизни за то, чтобы следующим поколениям жилось лучше. Я воевала вместе с ними и обязана воплотить их мечту в жизнь. Это мой долг перед их памятью.
Слова Циалы Ашуба звучали очень убедительно и как-то по-боевому. Поэтому хочется верить, что цель её жизни воплотится, как она выразилась, в новую формулу жизни села, и зазвучат весёлые детские голоса в цветущих подворьях Гуады.
Русудан БАРГАНДЖИЯ
Сухум – Гуада – Сухум
Номер: 72
Выпуск: 3106
Рубрика: экономика
Автор: Русудан БАРГАНДЖИЯ