Рубрики
Президент РА направил в Парламент проект закона «Об инвестиционной деятельности»
Президент РА Александр Анкваб направил 20 февраля в Парламент для рассмотрения проект закона Республики Абхазия «Об инвестиционной деятельности», разработанный Министерством экономики республики. Об этом Апсныпресс сообщил первый заместитель руководителя Администрации Президента РА Дмитрий Шамба.
В настоящее время регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в соответствии с Законом РА от 1 июля 1992 года № 108-XII-с «Об иностранных инвестициях в Республике Абхазия», Гражданским кодексом Республики Абхазия.
По словам Д. Шамба, этот Закон регулирует исключительно правоотношения, возникающие в ходе осуществления инвестиций иностранными инвесторами, и не распространяется на национальных инвесторов, чьи интересы не защищаются другими аналогичными нормативными правовыми актами, что ставит их в заведомо худшее положение. Более того, налоговые льготы, предусмотренные для иностранных инвесторов, не распространяются на внутренних инвесторов, что делает последних менее конкурентоспособными на собственном рынке. Наличие такого пробела в законодательстве создает неравные условия осуществления инвестиций в Республике Абхазия для иностранных и национальных инвесторов», – продолжил Шамба.
«С учетом того, что с даты принятия Закона «Об иностранных инвестициях в Республике Абхазия» прошло более двадцати лет, он значительно устарел и не отвечает современным реалиям и требованиям, предъявляемым инвесторами. Следствием этого является неудовлетворительный уровень притока инвестиций, – подчеркнул Дмитрий Шамба. – В то же время в условиях дефицита финансовых ресурсов внутри страны привлечение иностранных инвестиций является наиболее перспективным и эффективным направлением развития национальной экономики».
Наряду с привлечением внешних инвестиций, по мнению полпреда Президента в Парламенте, «не менее актуальной задачей для государства является стимулирование осуществления внутренних инвестиций». «Предлагаемый законопроект направлен на увеличение притока инвестиций в экономику посредством устранения препятствующих этому факторов и внедрения современных методов взаимодействия государства с инвесторами. В действующем законодательстве основной упор делается на предоставление налоговых и иных льгот иностранным инвесторам, однако, как показывает мировая практика и абхазский опыт (за 20 с лишним лет налоговыми льготами воспользовались около 30 юридических лиц), данные меры играют второстепенную роль в инвестиционной привлекательности страны. Основными же факторами являются гарантии защиты прав инвесторов со стороны государства. Они выражаются прежде всего в прозрачности законодательства и правоприменительной практики (в первую очередь в сфере имущественных правоотношений), а также в наличии сформированной и действующей системы институтов государственной поддержки и содействия инвестиционной деятельности».
Д. Шамба отметил также, что в ныне действующем нормативном правовом акте отсутствуют эффективные правовые механизмы досудебного разрешения споров между соинвесторами, а также инвестором и государством, что не позволяет оперативно решать споры, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности без длительных бюрократических процедур.
Предлагаемый главой государства законопроект, по словам Дмитрия Шамба, направлен именно на решение данных проблем посредством введения конкретных правовых гарантий и механизмов защиты прав инвесторов. Кроме того, законопроект устанавливает равный режим для национальных и иностранных инвесторов.
Действующее гражданское законодательство, по словам Шамба, «не дает достаточную гибкость в определении на договорной основе взаимных прав и обязанностей соинвесторов в рамках существующих организационно-правовых форм юридических лиц».
Так, к примеру, законодательство не позволяет учесть такие особенности, когда абхазский партнер, обладая недвижимым имуществом (или правами на него), не обладает достаточными финансовыми ресурсами, что в свою очередь не позволяет ему адекватно и законно отразить свой вклад в инвестиционном проекте с участием иностранного инвестора. С этой целью законопроектом предусматривается возможность создания нового вида юридического лица – инвестиционного партнерства, предусматривающего гибкую систему управления и максимальную диспозитивность отношений между партнерами при одновременной защите таких договоренностей со стороны государства.
В законопроекте подробно расписаны преференции, предоставляемые инвесторам. При этом преференции не будут носить безусловный характер. Если сегодня преференция предоставляется просто по факту, при внесении имущества в уставный капитал, и не ориентирована на результат, то законопроектом предусматривается предоставление преференции с условием достижения конечного заявленного результата, что будет способствовать притоку в экономику качественных и долгосрочных инвестиций. Преференции будут иметь стимулирующий характер в зависимости от сферы вложения и объема средств, в зависимости от региона, в который вкладываются инвестиции. Устанавливаются дифференцированные налоговые льготы, носящие стимулирующий характер и обусловленные выполнением инвестором добровольно принятых на себя обязательств.
По словам Д. Шамба, предлагаемый законопроект вводит понятие «инвестиционного договора», в котором будут расписаны права и обязанности государства и инвестора, понятные и прозрачные механизмы взаимодействия, регулируемые законом, а не меморандумом о намерениях или схожими правовыми актами. Указанный договор также дает возможность судебной защиты установленных им прав.
«Одним из видов инвестиционного договора будет являться договор о государственно-частном партнерстве, – отметил Д. Шамба. – В современных условиях невозможно восстановление объектов государственной собственности (например, аэропорта), не подлежащих приватизации, с привлечением средств инвесторов. Международная практика показывает, что для выхода из такой ситуации наиболее оптимальным вариантом является использование института государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство, помимо прочего, даст возможность эффективного использования государственного имущества посредством создания правовых основ для инвестирования в него частного капитала без перехода права собственности. Такая форма инвестиционного договора учитывает интересы государства и в то же время позволяет инвестору быть в полной мере защищенным с правовой точки зрения». Предусматривает законопроект и комплекс иных мер (акционирование государственных предприятий и т.д.), которые будут способствовать «формированию благоприятного инвестиционного климата в РА».
«Необходимы также отдельные гарантии государства и механизмы для защиты инвесторов от злоупотребления со стороны государственных органов и чиновников, что послужит дополнительным стимулом для осуществления инвестиций. В связи с этим законопроектом определяются конкретные полномочия органов государственного управления Республики Абхазия в области регулирования инвестиционной деятельности, а также вводится механизм контроля за соблюдением должностными лицами прав инвесторов и выполнением своих обязанностей перед ними. Кроме того, законопроектом предусматриваются обязанности государства по информационной и правовой поддержке инвесторов», – отметил Д. Шамба.
(Апсныпресс)
Номер: 21
Выпуск: 3055
Рубрика: экономика
Автор: Апсныпресс