Рубрики

10.01.2014

Депутаты большинством голосов приняли Госбюджет на 2014 год

В Парламенте РА

Последнее в 2013 году заседание сессии Народного Собрания – Парламента РА, состоявшееся 30 декабря, началось с минуты молчания в память о трагически погибшем накануне ветеране Отечественной войны народа Абхазии, кавалере ордена Леона, депутате Собрания Гагрского района Ремзике (Романе) Чирикбая.

В новогоднем номере газеты «РА» мы сообщали, что депутаты Парламента на заседании сессии, состоявшемся 27 декабря, приняли в первом чтении законопроект «О Государственном бюджете Республики Абхазия на 2014 год». С кратким докладом тогда перед депутатами выступил вице-премьер, министр финансов В.Делба.

– Проект Государственного бюджета Республики Абхазия на 2014 год сформирован в соответствии с требованиями законов Республики Абхазия «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Республике Абхазия» и «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Абхазия», а также Индикативным планом социально-экономического развития Республики Абхазия на 2014 год, утвержденным Постановлением Кабинета Министров РА 13 сентября 2013 года, – сказал В.Делба. – Второй год подряд он сформирован с дефицитом. В 2014 г. доходы Госбюджета определены в сумме 8 430 572,3 тыс. руб., расходы – в 8 638 011,3 тыс. руб. Дефицит составляет 207 439,0 тыс. рублей.

При разработке проекта бюджета решались задачи усиления его социальной направленности, упорядочения государственных расходов, концентрации ресурсов на реализации ключевых проблем.

В.Делба отметил, что совокупный объем производства товаров (работ, услуг) в 2014 году прогнозируется в сумме 66 471,9 млн. рублей, темп его роста по сравнению с ожидаемым объемом 2013 года составит 104,3%. Резервы увеличения доходов бюджета кроются, по его словам, в повышении уровня собираемости налогов, расширении налогооблагаемой базы. А при прогнозе неналоговых доходов за основу принят ожидаемый объем их поступлений в 2013 году, а также поступления других обязательных платежей.

Доля финансовой помощи РФ в доходах Госбюджета на 2014 год составляет 61,8%, или 5 213 558,3 тыс. руб., что на 16,5% больше, чем в 2013 году.

Проектом бюджета на 2014 год предусмотрено снижение платежей за пользование природными ресурсами. Основной причиной уменьшения поступления платежей станет сокращение объемов добычи угля. Существенное влияние на объем поступлений оказывают налоговые льготы, которые занимают высокий удельный вес в составе налоговых доходов (13,7%). По состоянию на 1 декабря 2013 года совокупная задолженность перед Государственным бюджетом составляла 5,6% к прогнозируемым собственным налоговым доходам бюджета на 2014 год. Более эффективные действия по взысканию задолженности позволят увеличить налоговые доходы бюджета не менее чем на 3% в год, и это не является пределом.

В 2014 году более трети расходов бюджета, без учета капитальных вложений, предполагается направить на финансирование социально-культурных мероприятий (39,0%). На финансирование народного хозяйства бюджетом определены 674 767,2 тыс. руб. В рамках этой суммы будут произведены расходы на ремонтно-восстановительные работы (310 964,0 тыс. руб.), на обеспечение мероприятий в области сельскохозяйственного производства (46 050,0 тыс. руб.), охрану, защиту и воспроизводство лесов (11 174,4 тыс. руб.), благоустройство территорий районов и г.Сухума (245 733,5 тыс. руб.). Предусмотрены расходы на возмещение стоимости льгот, установленных законодательством РА отдельным категориям граждан за пользование жилищно-коммунальными услугами, городским общественным транспортом. По-прежнему остаются одним из главных приоритетов расходы (106 186,5 тыс. руб.) на оказание адресной социальной поддержки малообеспеченных групп населения и другие социальные выплаты.

В проекте Госбюджета доля доходов местных бюджетов составляет 18,1%. Наибольшую часть занимает бюджет г. Сухума – 10,2%, затем бюджет Гагрского района – 3,9%, и далее Гудаутского, Гулрыпшского, Очамчырского, Сухумского, Ткуарчалского и Галского районов (соответственно – 1,5%; 0,6%; 0,6%; 0,6%; 0,4% и 0,3%). Объем дотаций из республиканского бюджета на поддержку местных бюджетов равен 482 665,0 тыс. руб. и увязан с объективной оценкой их доходного потенциала, со структурой расходов, социально-экономическими и природно-климатическими особенностями районов. Но при этом основой формирования стабильной системы межбюджетных отношений должно стать повышение заинтересованности местных органов управления в наращивании собственных доходов и преодолении дотационности, отметил в заключение своего выступления В.Делба.

Депутаты, проголосовавшие 27 декабря против принятия Госбюджета в окончательном чтении, при втором чтении 30 декабря задавались вопросом: а что изменилось за эти дни? Заседал ли потом головной парламентский Комитет? Вообще на этот раз, в отличие от прошлого, вопросы меньше всего задавались министру финансов В.Делба. Депутаты спорили между собой – оппозиционная часть с другой частью. «С каждым годом сталкиваемся с одним и тем же фактом: в последние дни года представляется нам бюджет и предлагается его принять. И каждый год одна и та же схема формирования бюджета. В прошлом году нам говорили, что мы будем участвовать в его формировании на следующий год... И все время мы надеемся, что найдем взаимопонимание с властью. Бюджет коррупционный», – говорила одна сторона. Другая отвечала: «Не в последние дни, а уже два месяца бюджет рассматривается в Парламенте. Несколько раз заседал Комитет, куда приглашались главы администраций, министры и другие ответственные за его исполнение лица. Можно было вносить свои предложения. И говорить, что за один день представляют бюджет или плохо Минфин сотрудничает с нами, – неверно. Вы всегда говорите, что бюджет коррупционный. Это голословное утверждение. Докажите!».

Много говорилось о строящихся объектах, предусмотренных Комплексным планом содействия социально-экономическому развитию Абхазии, – что из них должно быть первоочередным, что стоит отложить и перебросить средства на другие, требующие более срочных капитальных вложений, например, на реконструкцию больницы в г. Ткуарчале. Звучало и предложение не принимать бюджет в окончательном чтении, а только во втором. При этом Спикер Парламента В.Бганба напомнил, что Государственный бюджет состоит не только из цифр по Комплексному плану, но и по заработной плате (о необходимости ее увеличения многим работникам бюджетной сферы позже говорила вице-спикер Э.Гамисония). А что касается Комплексного плана, то в состав Межправкомиссии, определяющей объекты строительства, предложено, сказал Спикер, включить двух парламентариев (это будут А.Бжания и Г.Агрба), что позволит законодательному органу быть информированным и принимать участие в планировании.

В итоге Госбюджет страны на 2014 год был принят в окончательном чтении – при 19 проголосовавших «за», 4 «против» и 6 «воздержавшихся». Напряжение было при этом такое сильное, что когда на мониторе на стене появилась запись «решение принято», в зале заседаний раздались аплодисменты. Зато парламентарии «завалили» второй вопрос повестки дня, и это явилось большой неожиданностью как для журналистов, так и для отдельных депутатов, в том числе для заместителя председателя Комитета по правовой политике, государственному строительству и правам человека Б.Барциц, выносившему вопрос на заседание сессии. Потому что все депутаты, которых он предварительно ознакомил с Постановлением (оно обсуждалось и на Комитете), одобрили его. А Постановление было по актуальному вопросу. В соответствии с ним Генеральной прокуратуре РА продлевался срок проверки законности выдачи общегражданских паспортов в Галском, Ткуарчалском, Очамчырском районах до 4 февраля 2014 года. А самой Генпрокуратуре вменялось, во исполнение п. 2 Постановления Парламента РА от 18 сентября 2013 года, «принять меры по отмене главами администраций Галского, Ткуарчалского и Очамчырского районов решений о создании комиссий по содействию в выдаче паспортов гражданина Республики Абхазия» и «принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, причастных к незаконной выдаче паспортов, выявленных в ходе проверок».

За такое Постановление проголосовали только 16 депутатов, часть воздержалась или была против, но 5 депутатов вообще не приняли участия в голосовании. И такое поведение коллег, которые не исполняют своих прямых обязанностей, возмутило парламентариев. После этого они стали покидать зал, не дожидаясь объявления о завершении заседания сессии.

Что ж, нынешний состав Парламента продолжает удивлять...

Заира ЦВИЖБА


Номер:  2
Выпуск:  3036
Рубрика:  экономика
Автор:  Заира ЦВИЖБА

Возврат к списку