Рубрики
Многое зависит от позиции прокурора
С заседания коллегии Генпрокуратуры РА
На днях коллегия Генпрокуратуры РА заслушала отчеты о работе ряда ее управлений.
Начальник уголовно-судебного управления М.Цушба представила информацию за 11 месяцев 2013 г. по обобщению практики судебной позиции прокуроров по уголовным делам, рассмотренным Военным судом, судом г. Сухума и районными судами. Установлено, что позиция государственного обвинителя, как правило, совпадает с решением суда по вопросам о виде, размере и порядке отбывания наказания. При этом зачастую назначение несправедливо мягкого наказания судьи мотивируют позицией государственного обвинителя, который фактически ориентирует суд на принятие такого решения. На протяжении последних лет выросло количество уголовных дел, рассмотренных в особом порядке. Проверка показала: во всех этих случаях прокурорами были поддержаны ходатайства о рассмотрении дела в особом порядке, при этом не всегда принимались во внимание фактические обстоятельства содеянного, степень вины, мотивы совершения деяния, а также характер и размер причиненного обвиняемым вреда, который остался не возмещённым. В связи с этим, как считает М.Цушба, прокурорам необходимо пересмотреть отношение к вопросам организации надзора за рассмотрением уголовных дел в особом порядке. По ее мнению, давая согласие о возможности постановления приговора без судебного разбирательства, прокуроры должны принимать во внимание общественную опасность содеянного, меры по возмещению нанесенного ущерба, наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств.
М.Цушба также акцентировала внимание на том, что зачастую гособвинители, готовясь к суду, недостаточно изучают материалы предварительного расследования и судебного разбирательства, о чем свидетельствуют нарушения требований уголовного и уголовно-процессуального законодательства, допускаемые судьями при вынесении приговора. Кроме того, выявлено, что почти для всех обвинители оставляют без реагирования незаконно применяемые судом смягчающие обстоятельства, что обуславливает вынесение необоснованно мягких приговоров. Выявлены случаи, когда участники судопроизводства лишаются возможности ходатайствовать о проведении предварительного слушания, так как судья, приняв дело к своему производству, не уведомив стороны, в тот же день выносит постановление о назначении судебного заседания. М.Цушба считает, что и в этих вопросах прокурорам необходимо занимать более принципиальную позицию.
О состоянии прокурорского надзора за соблюдением требований трудового законодательства РА и иных правовых актов муниципальными учреждениями в 2012 г. и 1-м полугодии 2013 г. коллегию проинформировала начальник гражданско-судебного отдела Генпрокуратуры Е.Читанава. По ее словам, такая проверка впервые была инициирована прокуратурой г. Сухума в 2012 г. в связи с участившимися случаями обращения граждан в прокуратуру и в суд по вопросам трудовых прав. В результате были выявлены нарушения, связанные с ведением и заполнением личных дел, трудовых книжек сотрудников, отсутствием графиков отпусков, ненадлежащим оформлением приказов (распоряжений) о приеме на работу, о прекращении действий трудового договора с работниками и т.д. Были внесены представления об устранении выявленных нарушений. Однако вопреки требованиям ст.22 Закона РА «О прокуратуре Республики Абхазия», информации о результатах рассмотрения представлений в прокуратуру г.Сухума не поступило, в том числе и из Администрации столицы.
– Из этого можно сделать вывод, что законные требования прокурора не были доведены до сведения работодателей – директоров муниципальных учреждений, которые допустили нарушения трудового законодательства. Это подтверждается объяснениями последних о том, что какие-либо указания по приведению документации в соответствие с трудовым законодательством от Администрации г.Сухума они не получали, – сообщила Е.Читанава. Она подчеркнула, что в результате проверки, проведенной в текущем году, в столице опять были выявлены серьезные нарушения норм трудового законодательства. По мнению Е.Читанава, это связано со слабыми профессиональными навыками должностных лиц. В связи с этим было принято решение о проведении таких проверок во всех районах, где также были выявлены нарушения трудового законодательства. Во все администрации внесены представления об устранении нарушений.
– Анализ проверок свидетельствует о том, что основными причинами нарушений КЗоТ являются отсутствие контроля со стороны руководства администраций города и районов, поверхностное отношение работодателей к своим служебным обязанностям, ненадлежащая работа кадровых служб, игнорирование ими законодательства, отсутствие какой-либо работы по данному кругу вопросов со стороны профсоюзных организаций, а также низкий уровень правосознания самих работников, которые, не зная о своих законных правах, не могут в полной мере защитить нарушенное конституционное право на свободу труда и отдыха, – считает Е.Читанава. По ее мнению, прокуратуре необходимо в полной мере использовать свои надзорные полномочия в сфере исполнения трудового законодательства.
С информацией о результатах проверки деятельности органов прокуратуры по исполнению организационно-распорядительных документов Генпрокурора РА за 11 месяцев 2013 г. выступила начальник организационно-инспекторского управления ГП РА С.Киут. По ее словам, по сравнению с прошлыми годами работа прокуроров в данной сфере заметно улучшилась. Указанные документы являются предметом обсуждения на оперативных совещаниях, где также обсуждаются решения коллегии Генпрокуратуры РА и проблемы, возникающие в ходе повседневной работы органов прокуратуры, ход расследования уголовных дел и т.д. Определены лица, ответственные за исполнение того или иного распорядительного документа. Вместе с тем в ходе проверки выявлены факты неисполнения отдельных документов Генпрокурора РА. В частности, во всех горрайорганах прокуратуры раз в полгода не анализируется состояние прокурорского надзора за дознанием и предварительным следствием. Предоставляемые в Генпрокуратуру РА справки носят формальный характер. В них отсутствует информация о сопоставлении данных органов прокуратуры, внутренних дел, службы госбезопасности и пограничных органов, воинских частей, органов государственной противопожарной службы, Управления по чрезвычайным ситуациям, сообщений средств массовой информации, жалоб граждан, сведений страховых компаний и иных источников. Во всех горрайорганах прокуратуры при регистрации вещественных доказательств в книге учета не составляются акты приема-передачи.
Выступившие затем горрай-прокуроры не отрицали наличия нарушений в своей работе и обязались принять все меры для устранения недостатков. Что касается позиции гособвинителей в судах, то, по словам некоторых прокуроров, это зачастую связано с отсутствием опыта работы у выступающих гособвинителями молодых специалистов, и этим пользуются и адвокаты, и судьи.
Генпрокурор С.Миканба подверг резкой критике позицию прокуроров по уголовным делам. – Закон требует от прокурора высокой организации работы, профессионализма и личной ответственности. Участие прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства, активная позиция и профессионализм гособвинителя являются решающими факторами в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление. При этом успех судебного рассмотрения дела во многом зависит от подготовленности прокурора к участию в процессе, от его настойчивости в установлении истины и профессионального умения занять позицию, основанную на законе и исходящую из материалов уголовного дела, – считает Генпрокурор.
По его мнению, прокуроры плохо готовятся к слушаниям, о чем свидетельствуют их речи на судах. Нередки случаи, когда в судах принимаются решения, не соответствующие тяжести совершенного преступления, и в этом прямая вина прокуроров. Слишком высок и процент согласия судей с прокурорами по части решений о сроках наказания.
Говоря о ситуации с соблюдением трудового законодательства, С.Миканба отметил, что в республике до сих пор нет собственного КЗоТа, и на местах до сих пор руководствуются законом 1973 г. Более года назад Генпрокуратурой был внесен в Народное Собрание законопроект о госслужбе, его даже приняли в первом чтении, но в итоге, как оказалось, нынешних парламентариев он не устраивает. Тем не менее, как считает С.Миканба, прокуроры обязаны активизировать работу по проведению регулярных проверок соблюдения трудового законодательства на местах. В Гагре, по его словам, много объектов отдыха, ресторанов и кафе, куда привлекается рабочая сила извне. В большинстве там работают люди, не прошедшие регистрацию в миграционной службе, и, как следствие, работодатели не заключают с ними трудовые договоры.
– В данном случае речь идет не только о нарушении миграционного закона и о несоблюдении прав человека, но и о стремлении хозяев объектов уйти от налогообложения, – считает Генпрокурор.
Наталья ШУЛЬГИНА
Номер: 144
Выпуск: 3034
Рубрика: политика
Автор: Наталья ШУЛЬГИНА