Рубрики
У «Черноморэнерго» - своя диспетчерская
Это повышает уровень контроля за энергообеспечением Абхазии
Два месяца назад в госкомпании «Черноморэнерго» была введена в эксплуатацию новая диспетчерская – центральный системный оператор ГК.
– По сути это глаза и уши всей нашей энергосистемы. Без диспетчерской мы не можем связываться с российской энергосистемой, ни принять ток, ни подать его, – говорит гендиректор ГК Резо Зантария. Он пояснил:
– Раньше никто с нами дел не имел: россияне, как это было заведено в советское время, запрашивали грузинского диспетчера, обменивались с ним информацией, затем он звонил в Абхазию и уточнял, какая на этот момент ситуация на таком-то выключателе или узле. При этом наш диспетчер мог дать только примерные сведения о нагрузке и мощности электроэнергии, так как ему в свою очередь приходилось звонить на подстанции и выяснять эти данные. Приезжая в Абхазию, российские энергетики постоянно интересовалась: где ваша диспетчерская, телекоммуникации и телеметрия? Но у нас ничего этого раньше не было. А теперь и у нас, наконец, введена в эксплуатацию современная диспетчерская.
По словам Р.Зантария, пока только часть Сухума – это четыре подстанции – заведены на пульт управления. Горящие лампочки показывают, где система работает, а где, к примеру, отключена для ремонта. Впереди много работы: предстоит подключить к диспетчерской все районы и саму ИнгурГЭС.
– Когда проект реализуется полностью, мы сможем с помощью компьютера управлять этой гидроэлектростанцией прямо из Сухума. Сегодня, как известно, все управление ГЭС находится на грузинской стороне, и мы, по сути, не знаем, сколько в данный момент вырабатывается электроэнергии. Мало того, мы не можем передавать ток в другое место, и без нашей просьбы нам никто его не подаст. Если мы захотим, к примеру, подключить Гагру, то вынуждены уточнять по телефону у грузинского диспетчера, можем ли мы подать в сеть нагрузку в 40 мегаватт. После того, как вся энергосистема Абхазии будет выведена на пульт, мы укажем диспетчеру на ГЭС – набери на агрегате 40 мегаватт, и в случае, если генератор «не потянет», отключим его, – разъясняет руководитель ГК.
Главный диспетчер Гурам Каджая рассказал о других положительных сторонах проекта. К примеру, раньше энергетики узнавали, что в каком-то районе Сухума нет света только по звонкам абонентов. Теперь все это видно на схеме. Далее: если кто-то станет доказывать, что у него всю ночь не было электричества, достаточно открыть компьютер и будет видно, какой участок был обесточен и на какое время – на несколько часов или всего лишь на 5-10 минут. И все это будет параллельно заноситься в журнал.
Важна диспетчерская и в период проведения регламентных или ремонтных работ. В этом случае определенному сотруднику выдается специальное разрешение о допуске к работам, затем линию обесточивают и не подключают до тех пор, пока он сам лично не скажет, что это уже можно сделать.
– Народ у нас ушлый: когда нет света, граждане сами зачастую идут и включают рубильники, а в это время на линии работает человек. А когда она обесточена с пульта, никто не сможет подключить ее, кроме диспетчера, – говорит Г.Каджая.
Диспетчерская ГК – это целая система современного оборудования, причем для каждой подстанции – своего, с выводом на головной, как его тут называют, «умный» компьютер. Пока еще не все оборудование закуплено, да и работы, чтобы взять всю энергосистему под контроль, предстоит немало.
– Проект этот не из дешевых, но у нас безвыходное положение: чтобы ни от кого не зависеть, мы должны начать работать самостоятельно, – считает Р.Зантария.
Наталья ШУЛЬГИНА
Номер: 143
Выпуск: 3033
Рубрика: экономика
Автор: Наталья ШУЛЬГИНА