Рубрики
ПОСЛАНИЕ Президента Республики Абхазия А.З. Анкваб Народному Собранию – Парламенту Республики Абхазия
г. Сухум, 18 декабря 2013 г.
Уважаемые депутаты Народного Собрания и приглашённые.
Как известно, недавно я, после консультаций, планировал встречу со своими доверенными лицами и избирателями, членами Общественной палаты и представителями институтов гражданского общества с тем, чтобы ответить на ряд возникших вопросов, претензий, а в последнее время и прямых обвинений не только исполнительной власти, но и меня лично.
Однако ситуация в Ткуарчалском районе, связанная с резким обострением эпидемиологической обстановки, изменила планы. А с учётом того, что уже последний месяц уходящего года, и мне необходимо реализовать конституционное предписание – обратиться к депутатам с ежегодным Посланием о положении в стране, основных направлениях внутренней и внешней политики исполнительной ветви власти в предстоящем 2014 году, было принято решение в пользу конституционных требований.
При этом хочу сказать, что в случае необходимости встреча, о которой я говорил ранее, может быть проведена позже.
Таким образом, уважаемые депутаты, начну своё обращение к вам с претензий, предъявленных мне и исполнительной власти в целом.
Прежде всего, это обвинение Президента в создании, по существу, «монархического строя».
Обвиняющие меня в этом, вероятно, забыли, что основы демократического строя, о котором они проявляют заботу, требуют соблюдения цивилизованных правил, прежде всего.
Демократия не подразумевает предъявления огульных, не подкреплённых доказательствами обвинений, оскорблений кого бы то ни было, и Президента в том числе.
Мало того, но мне отказывают и в праве консультироваться с представителями общества, отдельными партиями, избирателями, в то время как сами оппоненты вступают в политические коалиции, созывают внеочередные съезды, на которых позволяют себе высказывания и утверждения, далёкие от норм этики, как минимум.
Возможно, это ещё и потому, что некоторые не совсем адекватно понимают назначение государственной власти, путая её, как сами выражаются, с «новой метлой».
Могу отнести данное обстоятельство к ангажированности отдельных личностей. Но при этом хочу заметить – ничто не может быть прикрытием цинизму или замещать отсутствие политической зрелости.
Особенность нынешней ситуации и в том, что им аплодируют те, кто уже побывал во власти, успел наследить, и, используя имевшиеся механизмы, не смог или не захотел хоть как-то изменить тот самый «монархический строй». Хочу спросить: разве конституционное устройство государства было определено нынешним Президентом? Нет. Оно не изменялось со дня принятия Основного Закона.
Складывается ощущение, что такой порядок их устраивал, покуда они были во власти, не предполагая даже, что любая система подразумевает кадровую ротацию, другими словами, могут приходить другие руководители, которых избирают. В этом чаще и кроется суть обостряющихся настроений наших наиболее активных политических оппонентов.
При этом для меня совершенно очевидно, что государство нуждается в переменах. Неоспоримо и однозначно мною поддерживается также идея конституционной реформы.
Об этом я неоднократно заявлял, публично высказывал некоторые свои взгляды по данному вопросу.
Но я также твёрдо убеждён в том, что такие важнейшие, я бы даже сказал судьбоносные, решения нельзя принимать с наскока, они требуют глубокого анализа, осознания всех возможных, порою очень опасных, последствий.
И мы не можем поставить их в зависимость от желаний 25, двух или даже 10 тысяч человек, чтобы все остальные граждане Абхазии и само Абхазское государство расплачивалось потом за эти желания.
Именно с таким подходом связана наша неспешность в принятии решений конституционных изменений, и нам предстоит ещё много споров по разным позициям, что естественно в особых случаях.
В своём прошлогоднем послании Народному Собранию я вновь озвучил идею реформирования исполнительной ветви власти. Она основана на понимании того, что структура исполнительной власти должна соответствовать духу конституционной формулы разделения ветвей. Об этом я говорил и в своём предвыборном обращении к гражданам страны. Наверняка мне было важно знать мнение соотечественников по этому очень важному вопросу, что меня и побудило публично выразить свою позицию, а не просто направить в Парламент готовое предложение в виде законодательной инициативы. То же касается и ряда других идей, которые в скором времени я представлю в Народное Собрание.
Но должен напомнить то, о чём я так же заявлял в Послании Народному Собранию в декабре 2012 г. Комиссия по конституционной реформе с привлечением специалистов в области конституционного права на основе широкого представительства политических сил была образована Указом Президента Республики Абхазия 3 ноября 2005 года.
В декабре 2008 года Президент С. Багапш внёс на рассмотрение Народного Собрания поправки к 3, 4, 5 и 7 главам Конституции Республики Абхазия, рассмотренные и одобренные Комиссией по конституционной реформе. В ноябре 2010 года депутаты Парламента приняли во втором чтении проект Конституционного закона о поправках к Конституции Республики Абхазия в усечённом, по сравнению с представленным Президентом, варианте.
В декабре прошлого года в Послании я подтвердил необходимость продолжить начатую предыдущим Президентом конституционную реформу и призвал Парламент рассмотреть проекты в окончательном чтении.
В феврале 2013 года Народным Собранием была образована рабочая группа по работе над поправками к Конституции Республики Абхазия, представленными исполнительной властью.
Не могу не сказать о том, что к сегодняшнему дню в рабочую группу не поступило от оппозиции ни одного предложения по конституционной реформе. Таким образом, вменяемая мне в вину «келейность» принятия решений, нежелание конституционной реформы и прогрессивных изменений никак не вяжутся с реальностью. Уж тем более я не приемлю обвинение в диктаторстве и могу отнести его лишь к эмоциональному состоянию тех, кто разбрасывается подобными определениями.
Это, прежде всего, звучит оскорбительно по отношению к народу, который никогда и никому не позволял установить режим единоличного управления государством.
Что касается перехода на парламентскую систему правления, то я должен сейчас, прямо и однозначно сказать о своей позиции: Республика Абхазия по целому ряду факторов в обозримом будущем не может стать парламентской страной. И вот почему.
Прежде всего, надо отдавать себе отчёт в том, что смена формы государственного правления требует и влечёт за собой кардинальные изменения во всём – не только изменения структуры управления, а всей системы социальных, экономических и политико-правовых отношений в государстве. Поверьте, ради одного желания устранить Анкваб никоим образом не стоит подвергать тяжёлым испытаниям само государство.
Мы не готовы к этому ни политически, ни экономически, ни социально. Это будет лишь декларативная смена, ничем не подкреплённая, нежизнеспособная. Да и в чём существенные преимущества парламентской формы правления? Какой из мировых опытов взять за основу? Гарантирует ли она наше государство и общество от политических, социальных потрясений и существующих угроз? Есть ли у нас необходимый запас прочности, позволяющий через каждые двадцать лет менять форму государственного правления?
Интересно, сознательно или по незнанию предлагающие парламентскую форму правления умалчивают о том, что при такой системе напрочь уничтожается баланс ветвей власти?
Почему они не говорят обществу о том, что парламентская система предполагает партийный принцип формирования высшего законодательного органа страны, в результате которого победившая партия или коалиция сама формирует исполнительную власть, то есть Правительство страны.
Получается, что Парламент будет одновременно писать законы, формировать и руководить исполнительной властью. Таким образом, происходит логическое их слияние в одну ветвь.
О каком разграничении полномочий можно говорить при таком раскладе сил? О каком балансе, системе разумных противовесов можно рассуждать?
Уверен, что не такой механизм управления нужен нашему обществу, нашему государству.
Намного раньше сегодняшних оппонентов основатель современного Абхазского государства Владислав Ардзинба думал над этим в процессе подготовки новой Конституции.
И совершенно обоснованно пришёл к формированию существующей системы. Думаю, современные критики, к сожалению, не способны состязаться с Первым Президентом в масштабности мышления, в способности видения перспектив.
Напомню, что основы конституционного строя определялись при первом составе Парламента, снискавшего общественное признание. Будучи его лидером, Владислав Ардзинба не счёл возможным принятие парламентской системы правления. И знал, почему.
Ещё раз повторюсь. Конституционные изменения необходимы и будут осуществлены. Но без радикализма.
Сегодняшний пример игнорирования оппозицией заседания сессии – еще одно подтверждение тому, как сложна будет парламентская форма правления, когда в Парламенте будут сидеть 35 президентов, когда будут меняться правительства в год несколько раз и за 5 лет, такие примеры есть в мире, более 50 правительств может получить государство. Нужно нам это?
Теперь по существу других претензий и обвинений.
Начну с наиболее обсуждаемого вопроса – процесса паспортизации в восточных районах республики.
Позиция исполнительной власти в целом и моя, в частности, неоднократно озвучивалась и подкреплялась конкретными действиями. Но поскольку она принципиально не замечается оппонентами, которые усиленно внедряют в общество прямо противоположные мысли, я вновь возвращаюсь к этой теме.
В целях проверки соблюдения законности и государственных интересов в процессе паспортизации в Галском районе мною была создана специальная комиссия.
Однако Парламент для проведения предметного расследования ситуации выразил желание создать свою. Инициатива была высказана мне представителями законодательной ветви власти, и в результате двусторонних консультаций мною было принято решение о расформировании комиссии, которую мы создали, в пользу парламентской. Всем структурам государственного управления было поручено оказать ей всяческое содействие.
Это было сознательное решение, направленное на достижение большей объективности, более глубокого изучения ситуации и определения путей дальнейших действий.
Парламентская комиссия завершила свою работу, по результатам которой Народное Собрание приняло Постановление и Закон о внесении поправок в Закон о гражданстве, который в тот же день был мною подписан.
По результатам проверки в настоящее время работает Генеральная прокуратура, и в Министерство внутренних дел направлена на аннулирование первая партия документов. Эта работа продолжается.
Но что происходит параллельно? Не дожидаясь окончания работы Генпрокуратуры, мои оппоненты активизируются, усиленно внедряя в общество мысль о том, что власти не намерены исполнять решения Парламента.
А подтверждением этого якобы является то, что никто не снят с работы, не арестован, не расстрелян. И это главное «доказательство» коварных замыслов Президента. Конечная же цель этих «замыслов» – создание в Абхазии «второго грузинского государства», ни много ни мало.
Хочу ещё раз повторить: большинство паспортизированных – это те граждане, которые участвовали во всех выборах, от президентских до выборов в органы местного самоуправления, а также в референдуме. Они голосовали по советским паспортам и форме №9 – документу, заменяющему паспорт. Но данные факты не воспринимаются оппонентами.
Резонный вопрос: почему все прежние годы эту категорию населения допускали к выборам, позволяли участвовать в мероприятиях общегосударственного значения, но как только Багапш, а затем Анкваб стали президентами Абхазии, эти люди оказались вне закона?
Может, кто-нибудь мне объяснит, к кому тогда обращались накануне каждой выборной кампании с просьбой поддержать их своими голосами, кого призывали проявить политическую зрелость?
Сейчас пытаются внушить обществу, что покойному Президенту Сергею Багапш и нынешнему Александру Анкваб голоса грузинского населения были необходимы для победы на выборах. Спешу опровергнуть это утверждение не голословно, а цифрами.
Так вот, на президентских выборах в 2009 году Сергей Багапш вместе с голосами жителей Галского района набрал 61,2%. Если мы исключим полностью Галский район из общего списка, то получается 61,3% голосов.
В 2011 году Анкваб набрал 54,9% голосов вместе с голосовавшими в Галском районе. Если исключить эти голоса из общего списка, то без Галского района получается 54,5%.
Пойдём ещё дальше: если исключить всех избирателей в старых границах Галского района на выборах Президента Абхазии в 2011 году, получается, что за Александра Анкваб проголосовало 54,5 % избирателей, за Рауля Хаджимба – 20,8%, за Сергея Шамба – 21,5%. Вот вам и вся арифметика. Поэтому все другие рассуждения по данному поводу я рассматриваю только как политические спекуляции, умышленную попытку ввести общество в заблуждение.
Могу ли я задать встречный вопрос: кто сумеет внятно объяснить и предсказать политические и иные перспективы, конкретные последствия для Абхазского государства в случае, если мы примем категорично предлагаемое оппонентами решение лишить всех жителей Галского района абхазских паспортов, соответственно – и гражданства? Ведь именно такое решение, по сути, предлагается.
При всём при этом я вновь и вновь заявляю, что решения Парламента об изъятии незаконно выданных паспортов будут выполнены, и этому нет альтернативы.
Более того, мы говорили, что проверку мы будем проводить не только в восточных районах. Мы будем проводить проверку по всей Абхазии. И, насколько я информирован, прокуратура, параллельно решая другие вопросы в Гагрском районе, недавно столкнулась с этими фактами. Не единичными, к нашему общему сожалению.
Хочу также напомнить, что вопрос замены действующих внутренних паспортов на новые Правительство поднимало ещё в 2010 году, что заказ на производство бланков паспортов – новых внутренних, обсуждается с российской фабрикой «Гознак».
Будучи абсолютно убеждёнными в необходимости наведения строгого порядка в процессе паспортизации, мы дали понять, что проверки не закончатся на трёх восточных районах Абхазии. Нам надо разобраться с тем, кто и каким образом натурализовался в других регионах страны, на каком основании получил паспорт, прописку, приобрёл недвижимость, не имея на то никаких оснований.
Я не буду углубляться, приводить примеры, но таковые есть, и в том числе, созданные отдельными представителями оппозиции. Это не государственная тайна. Сегодня в Администрации лежит сто указов, подписанных, о гражданстве, под которыми даже нет заявления кандидатов. Даже заявления.
Но ничего наши оппоненты слышать не хотят. Они продолжают нагнетать обстановку. В такой ситуации возникает закономерный вопрос: почему? Чем вызвана такая активность именно сейчас? Не в канун прошлых президентских выборов, не перед парламентскими выборами, а именно сейчас?
Ведь проблема не вчерашняя. Прямо скажу, теряюсь в догадках. Но одна из возникающих мыслей – это навязчивая идея сменить руководство страны. Иные обоснованные аргументы не проглядываются.
Уважаемые коллеги, сегодня меня обвиняют в неосуществлении социально-экономических реформ, в деградации систем здравоохранения и образования, в отсутствии перспективы у молодого поколения, в упадке села.
Вы знаете, что значительная часть средств российской финансовой помощи направляется на восстановление инфраструктуры – социальной. Потому что без сельских дорог и мостов село действительно вымрет, без нормальных детских садов и школ у молодого поколения действительно не будет будущего, без спортивных площадок и стадионов у детей на самом деле останется один выбор – улица и наркомания.
Сегодня в Абхазии практически заново строятся 15 детских садов, 13 городских и сельских школ, 5 дошкольных учреждений уже приняли детей, строятся районные дома культуры в Гудауте, Гулрыпшском районе и Гале, уже успешно работает дом культуры в Очамчыре.
Капитально ремонтируется государственный университет, завершается реконструкция таких больших объектов, как вторая очередь Республиканской больницы, Гудаутская районная больница, республиканские онкологический, противотуберкулёзный и психиатрический диспансеры, Абхазский и Русский театры, множество спортивных объектов и многих других. Я не считаю возможным сейчас это все перечислять.
Если строительство дошкольных учреждений, средних школ, медицинских и культурных учреждений, спортивных залов и площадок, издание новой учебной литературы – это деградация, то что есть развитие? Могут нам вразумительно объяснить, какие ещё более эффективные методы развития существуют?
Какую реформу здравоохранения можно осуществить в полуразрушенных медицинских учреждениях, с уничтоженными войной и временем лабораториями?
Неужели трудно понять, что только создание прочной, современной материально-технической базы наряду с подготовкой молодых специалистов, обучающихся в российских медицинских академиях и институтах, позволит серьёзно изменить ситуацию?
Нам предлагают вкладывать средства финансовой помощи только в производство, которое в перспективе должно поднять экономику страны и только затем, по этой логике, решать социальные проблемы. Но дети растут сегодня, поддержка государства им нужна сейчас, а не через 5-10 лет. Именно сейчас в поддержке государства нуждаются тысячи граждан, у которых текут крыши над головой, нет нормального водоснабжения и электричества, проблемы, которые они не могут решить при мизерной зарплате и пенсии.
Потому мы и вкладываем значительную часть этих средств в воссоздание инфраструктуры – основы основ, без которой ничего не может быть добротно построено, не могут быть созданы, прежде всего, условия развития.
Но это наши оппоненты называют «полным разрывом Президента с народом».
Можно спросить: Анкваб ли был детонатором, когда грабились уцелевшие после войны объекты санаторно-курортного комплекса, распиливались на металлолом заводы и фабрики, вывозились из страны технологические линии производства?
Кто или что было «тормозом развития страны»? Что мешало объединиться тогда, как сейчас, и коллективным разумом спасти страну от разрушения оставшегося экономического потенциала?
Могли ли мы говорить о сколько-нибудь существенном прогрессе лет 8 назад? Смею утверждать, что после длительной изоляции, стагнации, тяжёлой разрухи, вызванными совокупностью объективных и субъективных причин, всем хорошо известных, страна только начинает вставать на ноги.
Приведу такой пример. В 2012 году Правительство выделило 53 млн. рублей на оказание необходимой медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, нашим гражданам за пределами Абхазии.
По состоянию на 1 декабря текущего года эта сумма составила около 84 млн. рублей. Эти средства были направлены на оплату лечения 979 наших соотечественников. Кроме того, 6 тысячам 749 гражданам была оказана материальная помощь на лечение в Абхазии и другие цели в сумме более 65 млн. рублей.
Может ли кто-нибудь напомнить, когда в прошлом государство могло выделять такие финансовые средства на поддержание здоровья граждан?
В 2012 году была проведена всеобщая диспансеризация населения республики, которая охватила около 33 тысяч взрослых и детей. Когда последний раз проводилось столь масштабное медицинское обследование граждан страны?
Только в этом году Правительство оплатило обучение 307 студентов и аспирантов в образовательных учреждениях России и Абхазии на сумму более 16 с половиной млн. рублей.
Ещё один пример появившихся возможностей государства. Только сейчас мы стали предпринимать реальные действия по организованному, материально обеспеченному процессу репатриации соотечественников, их адаптации в непривычных условиях. Мы не привезли их в чистое поле, не оставили на произвол судьбы, не выделили заброшенные дома и полуразрушенные квартиры, а хорошо подготовились.
В данном случае речь идёт не только о соотечественниках, вынужденных в срочном порядке покинуть Сирию. Это – нештатная ситуация, с которой Правительство, я уверен, справилось.
Но наши усилия по всем направлениям и очевидные успехи называются «неспособностью Президента обеспечить достойную жизнь гражданам». Оппоненты утверждают, что Глава государства стал «тормозом развития страны и главным дестабилизирующим фактором».
Мне представляется, что такого рода обвинения являются политически надуманными, опровергающими реальность и свидетельствующими о том, что определённая часть наших оппонентов демонстрирует свою неспособность к конструктивизму, она настроена, к сожалению, радикально, и её основной задачей является сведение политических счетов.
Не могу не вернуться к началу сессии. Неявка оппозиционных депутатов – яркий пример такого конструктивизма.
К вопросу об экономическом кризисе, в котором, по мнению оппонентов, находится Абхазия.
Не буду утомлять вас большим количеством цифр, приведу лишь основные.
Как известно, одним из основных экономических показателей развития каждой страны в мире считается валовой внутренний продукт. Данный показатель рассчитывается у нас с 2009 года. За этот период он вырос в 1,6 раза, а в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, – на 14% в постоянных ценах.
Сравнительный анализ по отношению к 2011 году показывает, что выполнение показателей, предусмотренных принятым Правительством Индикативным планом, и рост объёмов производства отмечаются практически во всех отраслях.
Объём производства промышленной продукции вырос почти на 21,7 процента.
Одной из важнейших характеристик состояния развития экономики является строительная сфера.
Объём строительно-монтажных работ с 2008-го по 2012 год вырос в 8,6 раза. В 2012 году, по сравнению с 2011 годом, возрос более чем на 17 процентов. В этот же период на 19 процентов увеличились вложения в капитальный ремонт, а инвестиции в основной капитал выросли более чем на 8 процентов.
Общий объём розничного товарооборота за прошлый год возрос на 23 процента. При этом негосударственный сектор составляет почти 99 процентов.
Что это означает? То, что в этом бизнесе реализуют свои возможности граждане Абхазии – юридические и физические лица, наши с вами соотечественники. Показательным в этой связи является то, что в этот период объём платных услуг вырос почти на 22 с половиной процента.
Немного о сельском хозяйстве. Остановлюсь всего на нескольких проектах, которые осуществляются Правительством в разных регионах республики.
В прошлом году на развитие аграрного комплекса из собственных средств был выделен почти 31 млн. рублей. Всего же с 2010 года по нынешний день в отрасль вложено 743 с половиной млн. рублей из средств Комплексного плана. Называю эти цифры потому, что хочу обратить внимание: в сельское хозяйство мы вкладываем не только деньги, поступившие в виде финансовой помощи, но и, по возможности, собственно заработанные.
С 2010 года произведена закладка многолетних насаждений на площади более чем 808 гектаров.
При активном участии Научно-исследовательского института сельского хозяйства Академии наук Абхазии уже созданы специализированные питомники, где в год выращиваются около полумиллиона корней многолетних культур.
Нам удалось приступить к строительству в Гулрыпшском районе первого в республике плодоовощехранилища на 2 500 – 2 700 тонн продукции. Эти работы выполнены на 80 процентов.
В Абхазию уже доставлено необходимое оборудование, которое позволяет регулировать температуру в хранилище. Есть ли необходимость объяснять, зачем нам нужно такое предприятие? Скажу больше – и оно недостаточно, с учётом стоящих задач по развитию экономики необходимо гораздо больше таких предприятий, в том числе и по переработке сельхозпродукции.
В рамках этой политики был заключён контракт на приобретение и строительство тепличного хозяйства, которое будет создано на первом этапе в Гагрском районе.
И это не из области пустых пожеланий, масштабные работы уже активно ведутся.
Такие же планы мы реализуем в развитие рыбного хозяйства. В настоящее время ведётся реконструкция в Чернореченском форелевом хозяйстве, после которой это хозяйство будет специализироваться на выращивании карповых.
Должен при этом отметить, что для возвращения собственной сельхозпродукции на внутренний и внешний рынок надо заложить различных плантаций на площади примерно в 35 тысяч гектаров. Вот такая задача стоит.
О внешнеэкономической деятельности Республики Абхазия. При том, что имеется отрицательное сальдо во внешней торговле, причины которому достаточно хорошо известны, мы можем констатировать следующее.
Внешнеэкономическая деятельность на данном этапе характеризуется динамичным развитием.
Внешнеторговый оборот страны за последние пять лет вырос в 3 с половиной раза. В 2007 году он составлял около 5 млрд. рублей, в 2012 году – уже почти 16 с половиной млрд., при этом в прошлом году он вырос по отношению к 2011 году почти на 5 процентов. Есть положительная динамика и в текущем году.
При этом доля России во внешнеторговом обороте Абхазии выросла с 53,1 до 63 процентов с 2008-го по 2012 годы.
Считаю важным продвижением в развитии внешнеторговой деятельности подписание соглашения с Российской Федерацией, занимающей ключевое место среди внешнеэкономических партнёров Абхазии, о режиме беспошлинной торговли, за исключением узкой группы товаров.
Это соглашение уже одобрено российским правительством и ратифицировано Госдумой.
Необходимо отметить, что оно приведёт к снижению поступлений таможенных платежей на сумму до 300 млн. рублей. В этой связи встаёт вопрос о компенсации выпадающих доходов бюджета республики. Как их восполнить?
Европейский и российский опыт говорит о том, что это можно сделать только с помощью ввозного НДС, который позволит компенсировать потерянные средства и получить дополнительный доход при нынешнем товарообороте (импорте) примерно в 500-600 млн. рублей.
Невозможно анализировать экономическую ситуацию без учёта состояния банковской сферы, от развития которой во многом зависит эффективность использования финансовых ресурсов.
Показатели, отражающие состояние кредитных организаций страны в 2012 году, свидетельствуют об определённой динамике роста.
На начало текущего года все 11 кредитных организаций республики сформировали уставный капитал в объявленных суммах. Величина собственного капитала кредитных организаций по состоянию на 1 января 2013 года, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего, выросла более чем на 624 млн. рублей.
По сравнению с 2011 годом в прошлом году налично-денежный оборот вырос почти на 11 процентов, составив более 40 млрд. рублей.
Есть определённый рост и кредитного портфеля.
В то же время более существенный рост этих показателей невозможен без принятия решения о либерализации законодательства в банковской сфере с целью привлечения в неё иностранного капитала. Экономике нужны ресурсы для развития, которых на данный момент явно недостаточно.
Одновременно с целью создания условий для обеспечения возвратности кредитов ведётся работа по совершенствованию законодательства. Мною на рассмотрение Парламента уже внесён проект Закона «Об исполнительном производстве». Ведётся работа и по реформированию арбитражно-процессуального законодательства.
Я остановился лишь на некоторых аспектах, характеризующих состояние национальной экономики.
Вряд ли уместно при этом говорить, что экономика страны находится в стагнации. Мы можем и должны говорить о необходимости улучшения ситуации, что вполне справедливо.
Очевидно, что предстоит кропотливая работа по определению приоритетов новой программы развития на ближайшую перспективу. И мы готовы выслушать предложения экспертного сообщества, экономистов, представителей бизнеса.
Хочу напомнить, что в своём прошлогоднем Послании Народному Собранию мной уже был отмечен ряд направлений, над которыми необходима совместная работа.
В Кабинете Министров Республики Абхазия завершается работа над инвестиционным законодательством, которое позволит систематизировать все основные нормы, непосредственно касающиеся инвестиционной деятельности.
В частности, речь идёт об инвестициях в форме капитальных вложений; в банковскую сферу; страхование; в осуществление деятельности по передаче имущества в финансовую аренду (лизинг); в концессии, а также в создаваемые совместные предприятия на базе государственного имущества.
Для решения задач реформирования законодательства, регулирующего осуществление инвестиций, будет сформирован единый пакет проектов нормативных актов: собственно инвестиционного, нового земельного, градостроительного и налогового законодательства, законодательства о кадастре объектов недвижимости и другое.
Республика должна быть открыта для инвестирования, а инвестиции должны поощряться – посредством снижения административных барьеров, предоставления правовых гарантий, льгот и подобных мер.
В связи с изложенным хочу сказать несколько слов о приватизации.
Существующий механизм не отвечает тем задачам, которые стоят перед экономикой. Необходимо, чтобы государство в лице Правительства на первоначальном этапе могло на базе унитарных предприятий создавать акционерные общества со 100%-ным государственным капиталом.
А уже в дальнейшем часть акций использовать при создании совместных предприятий, в том числе в таких отраслях, как промышленность, энергетика, курортная сфера. При этом нужно использовать такой правовой инструмент, как «золотая акция».
Есть определённые идеи и в земельном вопросе. Нам необходимо найти баланс между национальными интересами, которые закреплены в Конституции посредством исключительной государственной собственности на землю, и интересами развития рыночной экономики.
Достичь такого баланса можно за счёт введения механизма оборота прав аренды земельных участков. Об этом уже не раз говорилось.
Сегодня, приватизируя разрушенный или просто нефункционирующий объект, мы вместе с ним передаём практически бесплатно большую земельную территорию. Она потом, как показывает практика, скрыто продаётся за большие деньги. А ещё хуже – просто годами не используется. Можно сказать, что земля как фактор производства не участвует в экономическом обороте.
Над этим надо думать и принимать верные решения, которые в определённой степени могли бы улучшить инвестиционную привлекательность страны.
Я говорил выше, что Россия является нашим главным партнёром и во внешнеэкономической деятельности. В результате российской финансовой поддержки мы реализуем проекты по социально-экономической, инфраструктурной реабилитации Абхазии. Наше сотрудничество с каждым годом наращивается. Оно значительно шире, чем вопросы экономики, социальной и гуманитарной сфер.
Несколько слов об основных параметрах Государственного бюджета Абхазии на будущий год.
Проектом госбюджета они определены следующим образом: по доходам – в объёме 5 млрд. 156,5 млн. рублей и по расходам – в 5 млрд. 515,4 млн., с дефицитом в сумме 358,9 млн. рублей.
В этом проекте собственные доходы мы прогнозируем в объёме 3 млрд. 217 млн. рублей и по финансовой помощи Российской Федерации – 1 млрд. 939,5 млн. рублей.
Анализ исполнения текущего госбюджета по отдельным видам расходов показывает увеличение финансирования некоторых мероприятий государственного значения.
На днях в Москве состоялось очередное заседание абхазо-российской Межправительственной комиссии, на котором, помимо других, обсуждался вопрос финансовой помощи стране в предстоящем 2014 году.
Имеется в виду выделение средств на завершение строительства объектов, начатого в рамках предыдущего Комплексного плана в объёме 3 млрд. 274 млн. рублей.
В СМИ появились некоторые ошибки, указывая эту сумму на 2014-2015 гг.
Учитывая постоянную потребность в таких расходах, мы внесли на обсуждение Межправительственной комиссии вопрос об увеличении финансовой помощи в предстоящем году.
Эти средства будут необходимы для финансирования мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, оказания медицинской помощи за пределами Абхазии, расходов, связанных с участием государства в реализации отдельных программ, других мероприятий, которые не предусмотрены госбюджетом на 2014 год.
Принятые решения Межправительственной комиссии приведут к изменению параметров Государственного бюджета, и они будут сформированы по доходам – в сумме 8 млрд. 430,5 млн. рублей, а по расходам – в сумме 8 млрд. 638,0 млн. рублей.
Кроме того, Министерство финансов совместно со своими российскими коллегами ведёт работу по совершенствованию бюджетного законодательства Абхазии.
В рамках намеченной программы мы намерены качественно преобразовать национальный бюджетный процесс, в том числе ввести новую бюджетную классификацию, а также перейти на казначейскую систему исполнения бюджета. В этой связи ведётся комплексная работа по разработке проектов нормативных правовых актов.
В соответствии с определённым планом формирование Государственного бюджета Республики Абхазия по новой бюджетной классификации должно быть осуществлено уже с 2015 года.
Помимо этого, на заседании Межправительственной комиссии рассматривался вопрос о создании в Москве, на территории Всероссийского выставочного центра, постоянно действующего Торгово-выставочного центра Республики Абхазия.
При положительном его решении мы небезосновательно рассчитываем, что он будет существенно влиять на динамику развития делового сотрудничества между нашими странами.
И, разумеется, важнейшим аспектом двусторонних абхазо-российских отношений является политическое партнёрство, основанное на единстве и понимании общих целей.
Не сбавляются темпы дипломатической поддержки России в нашей внешнеполитической работе. Мы совместно ищем пути расширения международного признания Республики Абхазия, несмотря на упорное сопротивление недоброжелателей.
Эти совместные с нашим стратегическим союзником усилия могут не принести желаемых результатов, если уровень развития Абхазии, внутренняя стабильность будут недостаточными, слабыми, не послужат прочной основой достижения существующих целей.
Не спорю о том, что есть проблемы и в надлежащей реализации существующих задач некоторыми структурами исполнительной власти, в том числе региональной.
Нам всем хочется иных темпов и качества работы. В отдельных случаях это связано с объективными проблемами, но есть и субъективная составляющая. И тут уместно говорить о ротации кадрового потенциала.
Согласен с тем, что оживление персонального состава исполнителей поставленных задач чаще даёт определённые положительные результаты.
Уважаемые присутствующие,
в отличие от тех, кто предпочитает характеризовать ситуацию в стране на основе текущих политических интересов и, смею подозревать, при полном непонимании реальной картины, очень коротко ещё раз скажу о том, какие действительно проблемы стоят сегодня перед нами.
Ситуация в сфере дошкольного воспитания и среднего образования такова, что необходимо обеспечить около 7 с половиной тысяч мест в детских садах. Для этого примерно надо построить 90 детских садов, рассчитанных от 60 до 100 мест каждый.
По всей Абхазии только лишь 10% ученических мест в школах соответствуют санитарным нормам, нуждаются в срочном ремонте почти 300 тыс. м2 школьных помещений. Более 40 тыс. м2 больничных площадей и 15 тыс. м2 поликлинических требуют срочного ремонта.
Практически нет системы фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности. Это к вопросу о здоровье нации.
Чтобы довести качественную и без потерь электроэнергию до потребителей, необходимо заменить 56 тысяч опор линий электропередачи, 1 764 трансформатора, провести капитальный ремонт 44 высоковольтных подстанций с заменой трансформаторов и 640 км линий высоковольтных передач, построить 160 км высоковольтной линии от подстанции «Сухум» до ИнгурГЭС, заменить 250 км кабельных распределительных сетей, установить приборы учёта более чем 70 тысячам потребителей.
Необходимо отремонтировать 1 804 км автодорог и республиканского, и общего значения.
В ремонте нуждается примерно 1 млн. 900 тыс. м2 фасадов многоквартирных домов и примерно 174 тыс. м2 кровли, более 500 тыс. м2 подвальных помещений многоквартирных домов. Требуют замены 596 лифтов, из них 350 – срочной. Это к вопросу о социальном и общеэкономическом развитии.
Ни в одном регионе Абхазии нет нормально функционирующих водоочистных сооружений. В стране необходимо построить более 3 тысяч км магистральных сетей водоснабжения, водоотвода и канализации, около 100 водонапорных и канализационных станций.
Недавняя ситуация в Ткуарчале, в результате которой более 380 детей и подростков и 866 взрослых подверглись острой кишечной инфекции, со всей реальной остротой продемонстрировала существующие проблемы и угрозы в этой сфере. И мы не знаем, где и как скоро в следующий раз возникнет такая опасная обстановка.
Но вот недавно один из представителей оппозиции высказал мысль о том, что лучше было бы раздать всю российскую финансовую помощь каждому жителю Абхазии, а не расходовать их на инфраструктуру. Наверное, он нашёл сочувствующих своей идее. Но я позволю себе эту идею обратить в цифры.
Вот что получилось. Общий объем поступившей с 2005 года из России финансовой помощи, в том числе по зарплате отдельных категорий работников бюджетной сферы, 26,6 млрд. рублей. Если разделить эту сумму на жителей Абхазии, то каждому досталось бы примерно по 110 тысяч рублей. Согласен с тем, что эти деньги позволили бы залатать некоторые дыры в семейном бюджете. Вопрос в другом: а что дальше?
Ещё более существенный вопрос: могут ли такие «экономисты» взять на себя ответственность решать судьбу государства?
Продолжу эту логику и задам вам, уважаемые коллеги и оппоненты, вопрос, что делать именно сейчас – раздавать деньги на развитие бизнеса, строить коммерческие предприятия или стараться обезопасить людей, создать им приемлемые условия существования?
С учётом, кстати, того, что уже сейчас нашими гражданами подано 2 тыс. заявлений с обоснованными просьбами отремонтировать пострадавшее от войны и стихийных бедствий жильё, в том числе аварийное и ветхое.
Что из этого способно в первую очередь обеспечить достойную жизнь гражданам, о которой так заботятся критики исполнительной власти?
Я не остановился подробно на таких вопросах, как острейшая проблема утилизации бытовых отходов, минимальная стоимость проекта которого, с расчётом на всю Абхазию, составляет более 300 млн. рублей. А кстати, дефицит городских и районных служб в спецтехнике составляет порядка 150 единиц различных машин.
Совершенно очевидно, что все обозначенные проблемы требуют своего решения срочно, они не могут ждать того времени, когда Абхазия достигнет экономического расцвета.
Хочу отметить, что сумма средств, необходимых для решения только названных проблем, примерно составляет 83 млрд. рублей в текущих ценах.
А теперь представим, сколько лет понадобится, чтобы решить их, если мы ежегодно будем расходовать на эти цели хотя бы по 3 млрд. рублей? А если мы направим основные финансовые ресурсы только в развитие производства, бизнеса, на сколько ещё десятков лет, на сколькие грядущие поколения затянутся тяжелейшие проблемы общесоциальной сферы? Могут ли ждать так долго наши граждане?
Уважаемые коллеги, среди прочих обвинений мне предъявлены претензии в нежелании проводить не только социально-экономические реформы, но и другие. О конституционной я уже говорил.
Сложно объяснить тем, кто не хочет понимать, что реализация любой серьёзной реформы требует серьёзных финансовых средств. Иначе просто не может быть.
Какую реформу можно осуществить бесплатно в условиях современной Абхазии?
Судебную? А есть гарантии того, что, внедрив принцип несменяемости судей при существующей мизерной зарплате судебных работников, мы повысим качество осуществления правосудия?
Какой существенный результат даст структурное изменение в правоохранительной системе в целом, если сотрудники милиции и прокуратуры не получают достойного материального содержания, как и сама система – необходимых для качественного функционирования средств?
Какую реформу можно реализовать при том, что половина работников бюджетной сферы в целом содержится на средства российской помощи?
Позволю себе лишь напомнить, что по состоянию на 1 августа текущего года неукомплектованность штатного расписания системы МВД равна 954 единицам, из которых по офицерскому составу нехватка составляет 521 единицу, а рядовых – 433. Это 40% от необходимого числа сотрудников системы.
Ещё одна проблема – ситуация с незаконным оборотом наркосодержащих и психотропных средств. Могу сказать следующее. Только за текущий год в республике правоохранительными структурами было изъято из незаконного оборота 41 кг марихуаны, 9 граммов героина, 238 граммов метадона. Задержано и привлечено к уголовной ответственности за распространение наркотиков 60 человек. Хочу обратить внимание – в основном это женщины.
Я внимательно слежу за звучащими предложениями по борьбе с наркоманией. Среди них есть вполне рациональные, к помощи которых нам следует прибегнуть. Но зачастую многие вполне адекватные нашей ситуации предложения в настоящее время, к сожалению, невыполнимы в связи с тем, что они прочно взаимосвязаны с необходимостью вложения в их реализацию очень больших средств.
Это, прежде всего, касается специализированного лечебно-профилактического учреждения для наркозависимых. О необходимости его создания я говорил ещё в прошлом году. И мы пытаемся найти способы решения этого вопроса.
При этом нам всем необходимо осознать, что исключительно карательные меры и меры принуждения по уже свершившемуся факту наркозависимости не смогут решить проблему. С ней государство справиться в одиночку не может. Тут необходимы консолидированные усилия властей и общественных институтов, семьи, образовательных учреждений.
Мы готовы обсудить различные конкретные предложения, которые могли бы стать основой комплексной программы противодействия развитию наркомании.
Обращу ваше внимание ещё на один момент. Мне доводилось слышать возмущения тем обстоятельством, что Правительство тратит средства на освещение главной автомагистрали республики, что эти деньги можно было направить на другие цели. Позволю не согласиться, и вот почему.
Напомню статистические данные по ДТП с 1994 года по настоящее время.
Всего за этот период зарегистрировано 2 682 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 1 тысяча 65 граждан, ранены 4 тысячи 296 человек.
Сравнительная статистика дорожно-транспортных происшествий в пределах Сухумского, Гудаутского и Гагрского районов по 2012-му и 2013 годам показывает, что на этих освещённых участках дороги произошло на 28 автоаварий меньше, число погибших – на 10 меньше, число раненых – на 38 меньше.
Разве спасённые жизни и здоровье не стоят этих затрат?
Каждая потеря человеческой жизни, помимо страданий, которые переживают родные, в масштабе государства становится серьёзной проблемой перспективного развития нации.
Уважаемые коллеги, на одном из последних съездов оппозиционного движения прозвучало немыслимое обвинение в том, что власти искусственно завысили численность абхазов на своей Родине.
Позвольте мне в данном случае быть несколько эмоциональным. Это до чего можно таким образом договориться?
Лишь полное отсутствие понимания внутригосударственной жизни либо умышленное, связанное с политическими целями, желание позволяет некоторым активистам делать подобного рода заявления.
Я вновь обращаюсь к цифрам, которыми мы имеем возможность апеллировать.
С 1994 года в Абхазии всего, я подчёркиваю, родилось 32 тысячи 987 человек, а умерло – 25 тысяч 504 человека. Конечно, разница в 7 тысяч 483 человека мала в смысле общего демографического развития.
Обращаю внимание, что за это же время собственно абхазов родилось 20 тысяч 448 человек, а умерло 6 тысяч 909 человек. Тут динамика роста численности составляет 13 тысяч 539 человек.
При этом, обращаю внимание новоявленных статистиков, что в 2003 году в стране проводилась не перепись населения, как это было сделано в 2011 году, а всего лишь опрос.
Думаю, существенная разница в форме учёта населения для специалистов имеет большое значение. Но опять-таки для специалистов и просто грамотных людей.
В этой связи трудно понять, зачем, посыпая голову пеплом, внедрять в общественное сознание мысль о том, что абхазский этнос не развивается? Ведь от этого дети не рождаются. В таком случае пусть хотя бы оппоненты позаботятся об общегосударственных интересах как максимум и об имидже страны, как минимум. Не в одном Анкваб тут дело.
Говорю обо всём этом, чтобы объяснить и вам, и всему абхазскому обществу, о чём именно думает Президент, когда принимает те или иные решения, какие задачи ставит перед Правительством, каким образом формируются приоритеты в решении существующих проблем.
Этот масштаб проблем никак и никому не позволит осознавать его, находясь в «полном разрыве от народа», уж тем более принимать решения «келейно».
Ваш покорный слуга «в полном разрыве от народа» за последние два года принял в рабочем кабинете более 12 тысяч наших граждан, рассмотрел более 18 тысяч заявлений.
Мы думаем об этом, а не о внутриполитической борьбе. Прошу прощения, но у меня нет желания и времени на оппонирование по каждому поводу.
И ещё, уважаемые коллеги. Считаю возможным и уместным сказать об этом сейчас.
По поводу добровольной отставки Президента и интересов национальной безопасности. Лукавство – не мой приём. Думаю, ни у кого нет сомнений в моей прямоте.
Обращение в таком формате вызвано необходимостью дать исчерпывающие ответы на вопросы, которые передо мной настойчиво ставят. Дать ответы вам, всему абхазскому обществу – это моя ответственная обязанность.
Я имел моральное право выразить благодарность Президенту Сергею Багапш и уйти в отставку после 1-го, после 2-го, после 3-го, после 4-го и 5-го покушений. Но, умея принимать мужественные решения, я поступил иначе. Поступил так, как вы знаете.
Могу облегчить задачу своим оппонентам, и гораздо раньше 6 отведённых ими месяцев – я слышал, что вчера на встрече в АбИГИ прозвучало мнение о необходимости до конца года уйти в отставку – спросить у народа: есть лимит доверия к Александру Анкваб или его уже нет?
Я всё делаю так, чтобы честно смотреть своим соотечественникам в глаза и после того, когда покину этот пост. Шантаж, политические угрозы, психологическое давление, ложь и клевета – не мой набор инструментов. Но и не то, перед чем я могу сдать свои позиции. Понимаю, что отставка Анкваб сделает лучше жизнь нескольким десяткам человек, которые воспринимают её как судьбу всего народа, тем, для кого моя деятельность является «главным дестабилизирующим фактором».
Настолько лучше, что они не могут дождаться истечения срока президентских полномочий. И даже при этом не могу позволить себе говорить со своими оппонентами на их языке и в их манере.
Готов также ответить перед любой комиссией, в том числе парламентской, желающей расследовать мою деятельность на предмет соответствия Конституции и законам Республики Абхазия. Это даже будет полезно.
Выражаю готовность к такому расследованию, потому что уверен в правильности своих действий, направленных на защиту национальных интересов Абхазского государства, на благо его будущего.
Моя деятельность и работа возглавляемой мною исполнительной власти и впредь будет отвечать этим интересам. Уверен, что ничего хорошего нашему государству не принесут революции, какими бы высокими идеями они не прикрывались.
Нам надо идти другим путём, сохраняя полученное наследие и приумножая его. Наше государство хрупкое, уязвимое, его будущее не должно строиться на негативных прецедентах, оно может не вынести испытаний, которые для других стран стали нормой. Этим должны руководствоваться все политические силы в предпринимаемых действиях.
Президент и исполнительная власть в целом готовы к обсуждению самого широкого спектра вопросов, от конституционной реформы, включая законодательство о порядке импичмента Президента и роспуске Парламента, до реформы конкретных сфер жизнедеятельности государства и определения приоритетов в расходовании финансовых средств. Лишь бы диалог способствовал устойчивому развитию.
Спасибо.
Номер: 141
Выпуск: 3031
Рубрика: политика
Автор: А.АНКВАБ, Президент Республики Абхазия