Рубрики

04.11.2013

С широко закрытыми глазами

Заметки по поводу

Недавно в Парламенте РА состоялись слушания в связи с предложением создать в Очамчырском районе, вокруг озера Скурча, свободную экономическую зону. Это уже не первое предложение такого рода – и насчет развития окрестностей рукотворного озера, и насчет свободной экономической зоны (причем, места для ее размещения предлагаются разные). Признаюсь сразу, цель настоящей публикации не имеет никакого отношения к идее инициаторов продвижения проекта. Для меня это лишь один из примеров – как рождаются у нас масштабные маниловские проекты.

Не стану скрывать, в последнее время они стали вызывать у меня чувство, трудно поддающееся описанию. И вовсе не потому, что я против развития, строительства нового. Скорее наоборот. Будь я специалистом, то, возможно, оценивала предложения исключительно с точки зрения перспективы или ее отсутствия. На обсуждении в Парламенте, кстати, прозвучало мнение: мол, в нашем быстроменяющемся мире свободные экономические зоны теряют актуальность. Те, что существуют, не оправдывают своего назначения и связанных с ними ожиданий. Выступающие взвешивали «за» и «против». Обсуждение перекочевало из Парламента в народ. И здесь мнения высказываются разные: кто-то уверенно считает, что порты и терминалы способны привлечь к Абхазии внимание инвесторов и деловых партнеров, а их оппоненты откровенно называют идею фантастической.

Мне же не дает покоя мысль все о том же – об экологической составляющей – какой бы проект и на каком бы уровне ни обсуждался. На наших глазах в разных уголках Абхазии – в городах и селах – реализуются сотни строительных проектов. Вот к сентябрю введены в строй несколько школ и детских садов в рамках Комплексного плана содействию социально-экономическому развитию РА. На некоторых объектах работы временно приостановлены. Где-то проблемы с финансированием... А вот некоторые частные объекты и вовсе строятся без разрешения или вразрез с проектом. Но не на каждом таком объекте при сдаче комиссия находит, что соблюдены все проектные условия. А если и все соответствует, то мы далеко не всегда подчеркиваем для наших читателей: вместе с объектом (к примеру) заработала система коллекторов, правильно сделано водоотведение и территория вокруг нового или отремонтированно

го здания не пострадает… Выходит, что для нас это, к сожалению (все еще – или уже?), – не ценность? Все реки текут

А между тем все реки, речушки, ручейки, канавки в наших приморских городах текут в море, которое все еще является источником нашего богатства, привлекательности и вдохновения. И вместе с ливневыми водами ручейки и речушки несут в море неочищенные стоки более десятка (только в Сухуме!) автомоек… Несут вопреки предписаниям, о которых не раз настоятельно говорили при выдаче разрешения в региональных администрациях. Не выдавать разрешения на работу автомойки мы пока не решаемся… Все так же не считают нужным позаботиться об очистке стоков владельцы некоторых ресторанов и апацх, расположенных прямо на берегах рек, а то и на пляже. У самого берега Баслы находится ресторан с одноименным названием, и далеко не все стоки его проходят через очистные сооружения. Владельцы известной апацхи на высоком берегу над Кяласуром имеют несколько предупреждений о необходимости представить соответствующую документацию.

Да, пожалуй, нет сегодня у нас в Абхазии реки, на берегу которой бы нашим отдыхающим не предложили отведать горячей абысты с душистым мясом, сочных шашлыков и свежей форели или барабульки! Только вот не каждому приходит в голову оснастить свое заведение компактными современными очистными устройствами – идеальная замена канализации там, где она отсутствует. Между тем в городских санэпидстанциях отлично знают, какие именно предприятия продолжают работать с нарушением санитарных норм. Пишут письма, готовят предписания… В самих же ресторанах уверяют, что к гигиене в самих заведениях у соответствующих служб претензий нет: «У нас по санитарным нормам все идеально. А в предписании речь идет о состоянии реки! Какое, собственно, отношение к реке имеет наш ресторан!»

Как выяснилось, такого же стиля в поведении придерживаются владельцы и некоторых пляжных кафе. При этом в качестве охранной грамоты в подобных случаях принято «предъявлять» имя некоего уважаемого лица… Имя должно действовать на любого магически. А ведь все это уже было с иронией многократно описано Фазилем Искандером… Только в те времена речь об экологии не шла…

Пятно на репутации

Притчей во языцех – и уж точно рекордсменом по числу упоминаний на страницах «РА» в качестве отрицательного примера – продолжает оставаться строительство многоуровнего дома в Синопе. Почти весь дождливый сентябрь когда-то самый чистый участок Сухумской бухты ужасал густой жижей, поступающей в море по трубе, специально отведенной со строительной площадки. Неужели мы будем сочувствовать строителям, который уж месяц сражающимся с водой, создающей непредвиденные проектом сложности? Можно представить, что наверняка есть еще нечто, возможно, не столь очевидное, что тоже не предусмотрено проектом?

К сожалению, пропало втуне замечание, высказанное на экологической странице «Рица» по поводу неубранных терриконов земли и битого асфальта, оставленного по периметру строительной площадки у той же реки Баслы, где ООО «Чегем» ведет строительство многофункционального торгово-развлекательного комплекса. Место строительства обнесено забором, и происходящее за ним теперь не разглядеть. Только вот дожди делают свое привычное дело – размывают неубранную землю и несут ее в реку. Очевидно, что и в ООО «Чегем» к требованиям экологов относятся так же, как принято на большинстве строительных объектов в Абхазии – с широко закрытыми глазами. Иначе не скажешь.

– Время у нас сейчас такое, – небрежно бросили мне на днях молодые люди, – успеха добиваются те, кто не обращает внимания на ненужные детали и не тратит время попусту: задумал – сделал. А если станем рассуждать и раздумывать, то никогда не будем первыми.

Признаться, я не поняла. У нас соревнования в каком виде спорта? Кто поставит своим неудачным проектом самое жирное пятно на репутации страны?

Я как раз возвращалась из Очамчырского порта, где даже спустя месяцы после погрузки угля на суда, отбывшие к берегам Турции, дорога, обочины, транспортер и территория вокруг все еще покрыты густой жирной угольной пылью. Да, уголь не вода, и не так-то просто убрать, очистить его следы – пыль забивается в каждую щель! Но ведь вряд ли у себя в Турции предприниматели, занимавшиеся у нас добычей угля, позволили бы себе оставить настолько обезображенную территорию! Впрочем, не стоит перекладывать наши проблемы на кого бы то ни было. Это ведь мы сами виноваты – беспечно позволяя просыпать уголь, загрязнять нашу землю и реки. Не предъявляя соответствующие требования к самим себе, к своим предприятиям, мы даем понять, что у нас так МОЖНО.

Признаться, именно через призму подобного отношения к делу я смотрю сегодня на любой предлагаемый проект. У нас, безусловно, есть замечательные примеры удачно реализованных объектов. Но сегодня речь не о них. Частная инициатива, увы, пока демонстрирует, что у нас нет ни желания, ни опыта, ни ответственности – чтобы взяться и осилить, не забывая об экологии, крупномасштабные проекты. Создание свободной экономической зоны, в частности, предполагает не только возведение перевалочных пунктов, терминалов, серьезной инженерной инфраструктуры, но и, по сути, создание целых городов. Мы же сегодня даже обычный ресторан не можем привести в соответствие с экологическими требованиями. Так что куда нас может привести сама попытка реализовать глобальный проект, страшно представить.

Словом, пока нужно начинать с малого. О масштабных проектах поговорим в перспективе.

Юлия СОЛОВЬЕВА


Номер:  122
Выпуск:  3012
Рубрика:  экономика
Автор:  Юлия СОЛОВЬЕВА

Возврат к списку