Рубрики

Радушие и равнодушие 01.11.2013

Радушие и равнодушие

Размышления над фактами

В предвоенные годы, когда все более обострялось противостояние с грузинскими националистами, мы с горечью говорили о том, что не будь абхазский этнос малочисленным на своей родной земле, многие события разворачивались бы совсем по-иному, и вновь и вновь подчеркивали мы важность возвращения потомков махаджиров на свою историческую Родину. Только бы они вернулись, говорили многие, и мы готовы принять их в свои дома, квартиры, выделить землю, окружить душевным вниманием. Но этому возвращению долгое время мешала политика вышестоящих властей, а затем сложные обстоятельства вокруг нашей республики.

Но вот, наконец, Абхазия в результате ожесточенной, кровопролитной войны с грузинскими оккупантами обрела в сентябре 1993 года независимость. В эту Победу, кстати говоря, внесли свой героический вклад и потомки тех, кого вынудили покинуть родные места в пору махаджирства. А после обретения нашей страной свободы к нам стали приезжать, пусть и не в столь массовом порядке, как хотелось бы, и другие соотечественники из Турции и других стран.

В тех условиях им было трудно уделить должное внимание. Тяжелая социальная неустроенность, тем более в условиях блокады, постоянные угрозы реванша со стороны агрессивного восточного соседа, нескончаемые провокации грузинских террористов в Галском районе – таким было то время, время выживания и обустройства, укрепления государства, у которого, ясное дело, не было возможности организовать планомерное возвращение наших братьев и сестер с чужбины.

После того как в августе 2008 года Республика Абхазия была признана Российской Федерацией, работа с диаспорой оживилась. Прибывающие к нам репатрианты стали открывать различные мини-предприятия, пекарни, магазины… Государство поощряет их экономическую деятельность, и многие из них встали сегодня на ноги и уверенно ведут свой бизнес. Однако есть и такие, кто в повседневной жизни сталкивается с различными криминальными проявлениями – ограблениями, вымогательством. Но, увы, реальной поддержки, в том числе со стороны общественности, родственников, они находят не всегда.

Напомню хотя бы о случившемся в Очамчырском районе, где группа репатриантов занялась на отведенном ей участке производством сельхозпродукции, намереваясь все более насыщать ею наш продовольственный рынок. Но благим пожеланиям не суждено было осуществиться – после того, как их касса неоднократно подвергалась ограблениям, у инициаторов опустились руки, тем более что заводимые уголовные дела спускались на тормозах, и не в последнюю очередь потому, что родственники повинных в преступлениях заступались за них. Обходя правоохранительные и иные инстанции, родичи убеждали, что «бедные ребята просто случайно оступились и не следует их держать под арестом и подвергать суду».

Еще раньше приехавший в Абхазию репатриант из Иордании практически был первым, кто начал обучать нашу молодежь компьютерной грамотности. Открыл и курсы по изучению английского языка. Причем делал все это на свои средства. Но его грабили – с десяток раз, и приходилось все начинать заново. Когда у него, в конце концов, унесли все, чем он располагал для компьютерного дела, он решил поменять сферу своей деятельности – открыл кафе. Но с самого начала столкнулся с придирками чиновников различного ранга – нарушения находили во всем, но готовы были прикрыть глаза, если – и это должностное «если» с денежным намеком красноречиво прочитывалось в глазах тех, с кем встречался начинающий предприниматель. Когда же, обойдя все эти круги, он уже готов был начать свое новое дело, пришли некие молодцы, которые без обиняков заявили, сколько он должен платить им ежемесячно. Встреча с рэкетирами была последней каплей в чаше терпения. Соотечественник из Иордании покинул наши края, куда прежде так рвалась его душа.

И все это происходит на фоне той атмосферы волнующей радости, с которой мы встречаем всех, кто возвращается на родину предков. Сколько добрых эмоций вызвал приезд в Абхазию большой группы репатриантов из Сирии! Такого массового возвращения потомков махаджиров никогда не было. И это стало возможным благодаря огромной работе руководства нашей страны, разработавшего специальную программу и выделившего крупные средства на эти цели, благодаря усилиям Министерства иностранных дел РА и инициативным действиям ряда граждан. В то же время, понимая, что нельзя уповать только на государственную заботу о возвратившихся на историческую Родину, ряд коллективов и отдельные лица проявляют повседневное, не афишируемое внимание о них, помогают чем могут.

Но, увы, и тут не обходится без ложки дегтя. Не столь давно телеканал «Абаза» сообщил о том, что некие молодые люди избили на гудаутской автомойке ее работника – пожилого мужчину, приехавшего из Сирии. Им, видите ли, не понравилось, как он вымыл автомобиль. Факт сам по себе безобразный, кого бы такое деяние ни коснулось, но он выглядит еще и вопиющим в силу того, что жертвой рукоприкладства стал человек степенного возраста, вернувшийся в родную страну, в которой вполне мог рассчитывать на радушие. Разумеется, об этом инциденте стало известно всей многочисленной группе, которую мы столь торжественно встречали в нынешнем году по приезде ее из Сирии.

Естественно, обобщения на этот счет неуместны, тем более на фоне действительно искренне радушного отношения к репатриантам, но данный факт, повторюсь, именно та ложка дегтя, которая может испортить всю бочку меда. И потому столь безобразное происшествие – чрезвычайное по сути – не должно умалчиваться, уже хотя бы потому, что, как это водится, обрастает слухами и домыслами. А нужны не досужие разглагольствования, а реагирование общества.

Однако у нас в порядке вещей стало ожидание: как отреагирует оно, руководство страны? Но уместно ли самому гражданскому обществу проявлять по сути дела равнодушие к подобного рода фактам? Конечно, местные администрации и правоохранительные органы призваны давать надлежащую оценку такого рода инцидентам и принимать соответствующие меры. Однако и общественность не должна занимать стороннюю позицию в противодействии аморальным, безнравственным деяниям. Давно известно, что народное осуждение действует куда более эффективно, чем административные меры, хотя и без них, повторимся, не обойтись. Но, увы, зачастую после инцидентов, в том числе последнего, гудаутского, хранят молчание и партии, и общественные организации и движения, и старейшины, и представители интеллигенции.

Конечно, руководство, сотрудники Государственного комитета РА по репатриации, узнав о случившемся на автомойке, проводят по своей линии работу, направленную на то, чтобы подобное впредь никогда не могло повториться. Но ведь дело не в одном этом факте. Если говорить в целом, то одних усилий этого органа недостаточно, чтобы люди, прибывшие на свою историческую Родину, повседневно ощущали радушное, поистине доброжелательное отношение к себе – иным оно и не должно быть в стране, для которой пришло время собирать народ воедино – долгожданное время для многих и многих потомков абхазских махаджиров, долгожданное для всех нас.

Юрий КУРАСКУА


Номер:  121
Выпуск:  3011
Рубрика:  политика
Автор:  Юрий КУРАСКУА

Возврат к списку