Рубрики
Об уроках истории, многополярном мире и насущных делах
За круглым столом
Пятилетию признания Российской Федерацией независимости Республики Абхазия был посвящен круглый стол в медиаклубе «Айнар». В беседе участвовали: с абхазской стороны – вице-премьер РА Александр Страничкин, директор Абхазского филиала Фонда развития «Институт евразийских исследований» Сократ Джинджолия, директор Центра стратегических исследований при Президенте РА Олег Дамения, экс-спикер Народного Собрания Нугзар Ашуба, вице-спикер Эмма Гамисония, секретарь Общественной палаты РА Нателла Акаба, министр иностранных дел Вячеслав Чирикба, председатель Совета старейшин РА Константин Озган, политологи Лиана Кварчелия и Далила Пилия, с российской – Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Абхазии Семен Григорьев и глава представительства Россотрудничества в Абхазии Александр Ваулин.
Открывая дискуссию, представитель медиаклуба Зураб Аргун подчеркнул, что в августе – сентябре 2013 года в Абхазии отмечают одну за другой несколько связанных между собой значимых дат. Он отметил, что и 20 лет назад, сразу после войны, когда международное сообщество не желало признавать права абхазского народа на самоопределение, а Тбилиси жаждало реванша, в России существовало мнение – Абхазия и Южная Осетия заслуживают не только защиты, но и признания в качестве независимых государств. Все пятнадцать послевоенных лет Абхазия балансировала на грани войны и мира, и в это же время дружественные ей силы в России крепли.
26 августа 2008 года – День международного признания независимости – мы отмечаем как день судьбоносного решения для Абхазии. Как развивается пять лет спустя российско-абхазское сотрудничество и что нужно сделать, чтобы придать ему новый импульс, и говорили участники дискуссии.
О. Дамения отметил, что современные процессы интеграции в корне отличаются от тех, что происходили в царской России или в советское время. «Россия меняет свое отношение к Кавказу, меняет свою ценностную политику, и это усиливает ее гуманитарный потенциал», – подчеркнул он. В то же время признание Абхазии Россией и некоторыми другими странами и для нас явилось своего рода новым вызовом: нам приходится решать проблемы нашей жизни самим, а собственный исторический опыт в этом плане мы утратили. «Сам факт признания Россией независимости Абхазии не означает, что между нашими странами нет никаких проблем, – заметил О. Дамения. – Россия и Абхазия сегодня живут в открытом пространстве, и проблемы неизбежны. Сказывается ассиметрия в масштабах: Россия – большая страна, а Абхазия – маленькая. Есть различия и ментального характера. Вот почему так необходимы дискуссионные площадки, на которых бы обсуждались возникающие проблемы».
Россия всегда проявляла интерес к происходящему в Абхазии, вокруг нее и на Кавказе в целом, – поддержал направление беседы С. Джинджолия. – И после войны 1992-93 гг. именно Россия в реальности выполняла роль настоящего и самого активного посредника в переговорах. При этом в повестке дня переговоров, напомнил С. Джинджолия, значились различные позиции: Абхазия добивалась независимости, Грузия – возвращения Абхазии в свой состав, а у России были свои интересы на Кавказе, но при этом интересы народа Абхазии со стороны России всегда учитывались. Август 2008 года стал кульминацией событий. В настоящее время, считает С. Джинджолия, отношения идут по нарастающей. Важной площадкой для обсуждения проблем в самых разных сферах сотрудничества являются деловые и гуманитарные форумы, которые проводятся Фондом евразийских исследований.
Министр иностранных дел РА В. Чирикба назвал 26 августа 2008 года историческим моментом в новейшей истории Абхазии: «Мы получили безопасность, которая дает возможность двигаться вперед, смотреть с оптимизмом в будущее, развивать экономику, социальную сферу, планировать жизнь и будущее нашего народа и страны». Глава МИД отметил, что подписано много двусторонних документов, которые поднимают российско-абхазские отношения на новый уровень и позволяют абхазскому обществу справляться с задачами, с которыми самостоятельно с учетом войны и послевоенной разрухи оно не справилось бы.
Что касается процесса признания Абхазии в мире, то, как заявил министр, «МИД работает над международным признанием Абхазии в тесной связи с партнерами из МИД России». Признавая важность этой работы, В. Чирикба подчеркнул: «Сегодня важно, чтобы мы состоялись внутри страны, важно думать о том, чтобы построить стабильную политическую систему, крепкую экономику… Для этого есть все – кадры, ресурсы, помощь великого соседа и мировой опыт».
Посол России в Абхазии С. Григорьев отметил, что с течением лет важность события августа 2008 года становится все более очевидной не только для Абхазии: «Последние пять лет – это время очень бурных событий в мировой политике. …Можно говорить о начавшемся крахе однополярной системы. Возникают новые крупные объединения государств – это и «Группа двадцати», и «Шанхайская организация сотрудничества», и БРИКС. Самим фактом своего существования они подтверждают возникновение многополярной модели мира. Сегодня можно с полной уверенностью говорить, что если бы не было августа 2008 года, то такой ситуации, которая существует сейчас в мире, не было бы», – подчеркнул дипломат. О близости отношений двух наших стран, по мнению С. Григорьева, в первую очередь свидетельствует интенсивность контактов на высшем уровне.
С. Григорьев рассказал, что за пять лет между Россией и Абхазией было подписано около 80 договоров и соглашений. «И это тоже пример беспрецедентный, поскольку… в каждом случае соглашения и договоры вырабатывались с учетом специфики российско-абхазских отношений».
Высказался Посол России и по поводу процесса дальнейшего признания Абхазии. Он считает, что с этим связано создание необходимых предпосылок для стабильного внутреннего развития, для стабильного развития экономики на основе долгосрочной экономической стратегии, для создания эффективно работающей политической системы. «Все это задачи, которые никто из внешних друзей Абхазии за народ Абхазии не решит. Поэтому Россия оказывает максимальное содействие, старается создать все условия для того, чтобы Абхазия развивалась стабильно, демократично и устойчиво», – сказал С. Григорьев.
Н. Ашуба, много лет проработавший на посту Спикера Парламента РА, рассказал, какие чувства переполняли его, когда Президент Сергей Васильевич Багапш, вернувшись со встречи с высшим руководством России, поделился с ним информацией о предстоящем признании Абхазии. Надо было сохранять это в тайне. «Понятно, – сказал Н. Ашуба, – какой ценой Россия принимала это судьбоносное решение. Это была очень высокая для России цена». Он подчеркнул, что если до признания Абхазии многое нам прощалось, то сегодня у признанного государства совершенно иного уровня ответственность: «Нам надо очень бережно относиться к тому, что мы имеем. Были времена, когда мы ежедневно теряли в приграничье наших ребят. Сегодня мы спокойно можем жить и творить на собственной земле, дружить на равных с великой Россией».
Секретарь Общественной палаты Н. Акаба тоже вернула собеседников на пять лет назад, в август 2008 года, когда в Цхинвале еще лилась кровь: «Я увидела в акватории Сухумской бухты российский военный корабль и поняла, что мы спасены…– сказала она. – В те дни для многих жителей Абхазии этот российский военный корабль был символом России и ее помощи Абхазии». Что же касается отношений, которые складываются у России с Абхазией сегодня, то Н. Акаба подчеркнула, что Россия – единственная страна, которая постоянно заявляет, что Абхазия – равноправный партнер, «и мы должны это ценить».
Председатель Совета старейшин К. Озган подчеркнул, что ни одно из государств, критикующих Россию за признание Абхазии и Южной Осетии, даже не попыталось остановить кровопролитие в 2008 году в Южной Осетии.
Вице-спикер Парламента РА Э. Гамисония коснулась законотворческого аспекта. За пять лет, сказала она, Парламентом ратифицированы десятки серьезных межгосударственных, межправительственных, межведомственных и межрегиональных соглашений. «Это документы, о которых 10 лет назад можно было мечтать».
О мечте многих поколений абхазов – мечте о признании независимой Абхазии – говорил и вице-премьер Абхазии А. Страничкин: «Мы рады этому событию и признательны руководству России, принявшему такое мужественное решение», – сказал он. Вице-премьер отметил, что гарантии мира и безопасности, которые сегодня есть у Абхазии, являются основанием для инвестиций, вкладываемых в республику. То, что Россия работает с Абхазией по инвестиционной программе, – огромная поддержка для нашего государства.
Выступления политологов Д. Пилия и Л. Кварчелия содержали и анализ ситуации, и в то же время позволили собеседникам узнать много интересного из происходящего в Абхазии в практической плоскости. Рассказывая о совместных исследованиях АГУ и Краснодарского университета, Д. Пилия заметила, что контактам студенческих и научных сообществ необходимо придать более углубленный творческий, образовательный характер. Л. Кварчелия сказала, что считает вполне нормальным возникновение в отношениях России и Абхазии спорных вопросов. При этом обе стороны должны понимать, что многие решения требует компромиссов, однако есть «красные линии», переступать которые нельзя. «Для Абхазии «красная линия» – это желание быть независимой страной не только де-юре, но и де-факто. Мы всегда помним, какой ценой завоевана эта независимость. Для нас важно, чтобы в России понимали опасения, которые возникают в силу разных причин и даже просто отсутствия в абхазском обществе своевременной объективной информации». В то же время важно, чтобы и абхазская сторона доказывала конкретными делами, что мы союзники, партнеры. Это касается многих вопросов, в том числе и квартирных. По мнению Л. Кварчелия, если вопрос права собственности решается в соответствии с законодательством Абхазии, об этом надо говорить и не давать повода не очень добросовестным журналистам для искажения ситуации.
Руководитель Абхазского представительства Россотрудничества А. Ваулин отметил, что, несмотря на достаточно крепкие позиции, которые сегодня занимает в Абхазии русский язык, Россотрудничество придает большое значение его дальнейшей популяризации. «Наиболее серьезная ситуация со знанием не только русского, но и государственного абхазского языка сложилась в восточных районах Абхазии, – считает он. – Мы готовы оказать серьезную поддержку в создании Центра изучения абхазского и русского языков, мысль об открытии которого неоднократно высказывал и Президент Александр Анкваб». Обозначил А. Ваулин также вопросы обеспечения абхазских школ соответствующей литературой (на это, по данным Минобразования республики, необходимо 50 млн. рублей), проблемы подготовки абитуриентов к поступлению в вузы и т.д. Во всех этих вопросах Россотрудничество готово помогать Абхазии.
Таким многоплановым получился разговор в рамках обсуждения темы пятилетия признания независимости суверенной, свободной Абхазии – разговор об уроках истории, о насущных делах, о важном, сегодняшнем…
Юлия СОЛОВЬЕВА
Номер: 97
Выпуск: 2987
Рубрика: политика
Автор: Юлия СОЛОВЬЕВА