Рубрики

23.08.2013

Российско-абхазские договоренности успешно претворяются в жизнь

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Абхазия С. Григорьева газете «Республика Абхазия»

– Семён Вячеславович, пять лет назад Россия признала Абхазию и Южную Осетию. К этому побудила агрессия Грузии против Южной Осетии, или признание было мотивировано обстоятельствами на международной арене?

– Произошедшее 26 августа 2008 года признание независимости Абхазии и Южной Осетии, разумеется, нельзя рассматривать в отрыве от событий, начавшихся 8 августа того же года. Поделюсь в этой связи личными воспоминаниями. Ночь с 7-го на 8 августа 2008 года я, будучи заместителем директора Четвертого (Закавказского) департамента стран СНГ МИД РФ, провел в рабочем кабинете заместителя министра иностранных дел России Григория Борисовича Карасина. Кабинет превратился в тот момент в подобие оперативного штаба, куда стекались все звонки из Южной Осетии, Абхазии и третьих стран. Из того же кабинета исходили доклады руководству Российской Федерации, на основании которых принимались ответственные решения. Так вот, к утру 8 августа нам было совершенно понятно, что, подвергнув спящий мирный Цхинвал ракетному обстрелу и цинично расстреляв российских миротворцев, власти Тбилиси поставили жирный крест на той многолетней кропотливой работе по урегулированию не только грузино-осетинского, но и грузино-абхазского конфликта. Фактически именно в ту ночь была разрушена та территориальная целостность Грузии, о сохранении которой запоздало пекутся сейчас грузинские политики и их зарубежные единомышленники.

России в этих условиях не оставалось ничего другого, как провести операцию по принуждению Грузии к миру, а по сути – по спасению двух народов – югоосетинского и абхазского – от физического уничтожения. Говорю про два этих народа с полной уверенностью, поскольку существуют весомые доказательства того, что в случае успеха операции «Чистое поле» против Южной Осетии, следующей целью грузинских милитаристов стала бы Абхазия.

Так что, с одной стороны, признание независимости двух республик стало логическим продолжением действий по отражению грузинской агрессии 8 августа.

С другой стороны, признание не стало неким спонтанным актом, в одночасье изменившим российские подходы к Абхазии. Хорошо известно о том, что делалось Россией для населения республики в предшествующие годы. Это и большая гуманитарная помощь, и принятие жителей Абхазии в российское гражданство, позволившее начать решение серьезнейших социальных проблем, прежде всего, выплату российских пенсий. Наконец, еще в марте 2008 года МИД России официально уведомил Исполком СНГ о выходе Российской Федерации из режима ограничений, установленных в 1996 году для Абхазии. В этом смысле российская поддержка народа Абхазии шла в 2000-х годах по нарастающей.

Что касается международных обстоятельств, то они, конечно, присутствовали и учитывались российским руководством. Одно из них – безудержная милитаризация Грузии с помощью США и других стран НАТО, куда власти Тбилиси подали заявку на членство, видимо, в расчете на автоматически даруемую неуязвимость.

– Как выполняются договоры между Россией и Абхазией?

– Сейчас в абхазской блогосфере можно услышать такую оценку, что, мол, за пять лет официальных дипломатических отношений Россия и Абхазия заключили «много ненужных договоров». Должен возразить. Все договоры и соглашения, подписанные за эти годы – а их, по нашим подсчетам, ровно 80, – крайне необходимы для построения цивилизованных межгосударственных связей. Более того, целый ряд документов – и весьма серьезных – еще ждут подготовки и подписания. Кстати, создавая договорно-правовую базу отношений с Россией, Абхазия, как говорится, облегчает себе жизнь на будущее, когда ряды международных партнеров республики пополнятся новыми государствами.

Один из основополагающих принципов международного права звучит на латыни так: «pacta sunt servanda», или «договоры должны соблюдаться». Без соблюдения договорных обязательств нельзя говорить о наличии взаимного доверия и предсказуемости в отношениях. Так вот, по моим наблюдениям, у России и Абхазии нет особых проблем с выполнением заключенных договоренностей. В основной своей массе они успешно претворяются в жизнь.

Вышесказанное прежде всего касается соглашений, подписанных на федеральном уровне. Дела с межрегиональным сотрудничеством обстоят слабее. В первые годы наших официальных взаимоотношений было подписано несколько десятков соглашений между Абхазией и субъектами Российской Федерации (не секрет, что некоторые из них активно работали с Абхазией и до признания). Сейчас в рядах реальных партнеров остались немногие, как правило, те, кто традиционно дружил и помогал абхазам.

– В Комплексном плане, который финансирует Россия, заложены многие важные для Абхазии вопросы в социальном плане. Будет ли в дальнейшем предусматриваться восстановление некоторых промышленных предприятий или строительство мини-заводов?

– Скажу сразу – Россия не определяет планы социально-экономического развития Абхазии, это – прерогатива самой абхазской стороны. Все программы содействия, а это и формально завершившийся по срокам Комплексный план на 2010 – 2012 гг., и готовящаяся Инвестиционная программа, составляются, исходя из предложений абхазской стороны. Эти предложения внимательно изучаются совместно российскими и абхазскими специалистами и, после представления всей необходимой проектно-сметной документации, включаются в планы.

Вопрос о соотношении в планах развития инфраструктурных и социальных объектов, с одной стороны, и объектов реального сектора экономики, с другой, является непростым. Наверное, здесь необходимо найти разумный баланс, ведь без школ, больниц и детских садов некому будет работать на производстве, а без собственной экономики страна будет обречена на постоянную дотационность. Но определить это соотношение, повторю, должна сама абхазская сторона.

– Как Вам представляется возможность для иностранных компаний открыть свои филиалы, например, по розливу воды, производству шин, автомобильного оборудования?

– Мне кажется, что Ваш вопрос можно перефразировать таким образом – как Вы оцениваете инвестиционный климат в республике? Если коротко, то мое мнение таково – в Абхазии созданы неплохие законодательные предпосылки для притока в страну иностранных инвестиций, но реализуются они пока недостаточно успешно. В противном случае российских инвесторов здесь было бы гораздо больше (официальная цифра – 50 совместных российско-абхазских предприятий – по-моему, далека от реальных возможностей).

– На Ваш взгляд, что еще необходимо сделать для динамичного развития республики?

– Думаю, что для посла давать какие-либо советы или рекомендации на этот счет было бы неправильным. В Абхазии сейчас очень активная политическая жизнь, различные партии и организации высказывают свои точки зрения о путях развития страны, свои тактика и стратегия имеются у руководства республики, так что недостатка в предложениях здесь нет. Отношение России к этому строится на одном – развитие Абхазии должно проходить демократично, стабильно и в конституционном поле.

– Что в первую очередь побуждает ту или иную страну к признанию других стран, в том числе Абхазии?

– В современном мире, живущем по законам глобализации, этот вопрос решается с учетом многих факторов. В первую очередь играет роль отношение той или иной страны к тому, какая модель мироустройства должна превалировать, монополярная или многополярная. Если страну устраивает существование в рамках монополярной модели, когда ей диктует основные параметры внешней политики более сильный партнер, который категорически не приемлет независимости Абхазии, ждать от нее признания наивно. Если страна проводит самостоятельную внешнюю политику или, по крайней мере, пытается это делать, появляются шансы. Не секрет, что очень многие в мире симпатизируют молодым государствам Закавказья, готовы если не признать независимость – а это действительно смелый шаг, выходящий за рамки дипломатической рутины, – то развивать с Сухумом на первом этапе торгово-экономические, культурные, образовательные и другие связи. И тут многое зависит от инициативности и энергии самих абхазских представителей, которым российские дипломаты в третьих странах оказывают всяческое содействие.

– Как Вы смотрите на то, если Абхазия предоставит возможность россиянам покупать в нашей республике недвижимость без предоставления гражданства, как это делают некоторые европейские государства и как об этом доводится слышать и у нас.

– Мое личное мнение – это будет правильным. Знаю, что на этот счет в абхазском обществе существуют определенные фобии, но любых рисков можно избежать путем выстраивания разумной системы правовых гарантий. Такой шаг позволит пресечь различные махинации и правонарушения, жертвами которых нередко становятся и россияне, и жители Абхазии.

– Двадцать послевоенных лет Абхазия и Грузия не могут договориться о мире и невозобновлении войны. Такое впечатление, что Грузия тянет время. Женевские переговоры тоже не решают эту проблему. Предъявлять друг другу неприемлемые условия можно еще долгие годы. Может быть, временно приостановить Женевские встречи?

– В истории дипломатии были примеры, когда и менее кровопролитные конфликты, чем грузино-абхазский, оставались неурегулированными в течение десятилетий. Сейчас степень отчуждения между Абхазией и Грузией настолько высока, что говорить о полной нормализации отношений, подразумевающей взаимное признание и заключение мирного договора, на мой взгляд, нереально. Другой разговор – взять в качестве первого шага взаимные обязательства о неприменении силы. Это – цель вполне достижимая, и участники Женевских дискуссий приблизились к ней. Кстати, Женевский формат не призван урегулировать отношения между Грузией, Абхазией и Южной Осетией, положение об обсуждении статусных вопросов в Женеве было вычеркнуто из Соглашения «Медведев – Саркози» рукой президента Грузии в августе 2008 года. О мандате этих переговоров говорит их название – дискуссии по безопасности в Закавказье.

Что касается будущего Женевских встреч, согласен со словами Президента А.З.Анкваб, сказанными им на одной из встреч с сопредседателями этих дискуссий: «Плохой разговор лучше, чем хорошее молчание». Вряд ли стоит терять единственную переговорную площадку, где дипломаты из Абхазии и Южной Осетии выступают на равных с представителями России, США, ООН, Евросоюза и ОБСЕ. Как минимум, это представляет собой прекрасную школу для абхазских переговорщиков.

– Когда войдет в строй новое здание Посольства РФ в Абхазии?

– Строительство нового комплекса Посольства России на пересечении улиц Лакоба и Аидгылара началось позже, чем мы хотели, но сейчас идет неплохими темпами. Рассчитываем на то, что строители выполнят свои контрактные обязательства и сдадут новое Посольство в эксплуатацию в 2015 году.

Интервью брал Юрий КУРАСКУА


Номер:  95
Выпуск:  2985
Рубрика:  политика
Автор:  Интервью брал Юрий КУРАСКУА

Возврат к списку