Рубрики

15.08.2013

Духовность играет неоценимую роль в государственном созидании

Общественная трибуна: точка зрения

Экономические, социально-политические и культурные изменения, происходящие в Абхазии в последние годы, а также совершенствование государственного и правового устройства страны побуждают меня рассмотреть эти процессы с точки зрения духовности. Преобразования в таких областях, как наука, образование и искусство, пока не поспевают за стремительно меняющимся положением вещей в материальной (в значении – ощутимой, осязаемой) сфере. А между тем они чрезвычайно важны.

Катализатором позитивных изменений нашей жизни стала Россия. После признания ею независимости нашего государства последовало признание государственности Абхазии еще рядом стран – членов ООН. Сегодня Абхазия – де-юре полноправный член мирового сообщества, у нас стабильная внешнеполитическая ситуация, наши границы надежно охраняются, Россия оказывает нам помощь, направляемую руководством страны на восстановление разрушенной в результате грузинской агрессии транспортной и инженерной инфраструктуры, школ, детских садов, объектов культуры и спорта, на преобразования в сельском хозяйстве. Атмосфера в государстве, созданная в результате этих созидательных действий, привлекает к нам партнеров, в том числе и из российских регионов, и в первую очередь это Юг России и Северный Кавказ, где живут родственные нам народы.

Однако нам рано расслабляться. Нам еще долго предстоит отлаживать механизм государственности. Да, истории Абхазского государства много веков, но сегодня новое время, и важно закрепить и упрочить все, чего удалось добиться с первых дней после нашей Победы. Важно помнить, что наша Родина понесла тяжелые человеческие утраты не только во время Отечественной войны народа Абхазии, но и значительно раньше, в период сталинских репрессий, когда наш народ лишился многих выдающихся умов и талантов. Для нашего этноса в процессе строительства государства особую роль играет фактор духовности, изначально присущий нашему народу. Именно на нем зиждется и духовное единение, и устремленность к достижению цели. И движение это должно быть направлено по определенному руслу, определенному научно, дабы не допустить топтания на месте или ослабления под влиянием деструктивных сил. Следует учитывать фактор разрушительного влияния на нашу духовность сомнительных зарубежных идеологических «ценностей», целенаправленное давление враждебного заингурского соседа и его покровителей.

Мобилизовав все имеющиеся СМИ и дипломатию, они продолжают представлять Абхазию собственной и мировой общественности как неотъемлемый грузинский регион, «кусок пирога, отхваченный сепаратистами» с помощью враждебной Грузии державы и т. п. Для такого рода проповедников не существует вовсе самого абхазского народа с нашей богатой историей государственности и самобытной культурой. И в мире, несмотря на усилия наших дипломатов и журналистов, к грузинской версии продолжают прислушиваться. Неудивительно, что дальнее зарубежье с холодноватой сдержанностью следит за развитием событий в Абхазии и не спешит с признанием ее независимости.

В этих условиях требуется серьезное укрепление позиций в идеологической сфере, которая нуждается в таком же продуманном управлении, как экономика, как политические и социальные реформы.

Ведь известно: если идеология опережает в развитии экономику, то она способствует ее совершенствованию, а если отстает, то становится тормозящей силой, загоняющей прогрессивные процессы в тупик со всеми вытекающими из этого последствиями, вплоть до разрушительных для экономики государства катаклизмов. В этих условиях возникает идеологический вакуум, хаотично заполняемый идейными суррогатами.

У меня лично вызывает озабоченность поведение некоторых представителей нашего общества, демонстрирующих деградацию с точки зрения морально-правовой культуры. И на фоне этого негатива пытаются создать себе «авторитет» недоучки, горе-теоретики, «сортирующие» наш великий единый народ по региональной принадлежности и пр. При этом находятся люди, безапелляционно заявляющие, что «общество должно быть свободно от всякой идеологии». Недалеко ушли от них и те, кто считает безобидным состояние идеологической неопределенности: мол, достаточно идеи патриотизма. Они не осознают, насколько деструктивна такая позиция.

Между тем нашему обществу необходима научно разработанная идеологическая концепция. Она и будет способствовать оздоровлению обстановки в целом. А наиважнейшей из заложенных в эту концепцию задач должно стать восстановление этнического организма нашего народа во всей его демографической полноте. Процесс этот – непростой, и я рассматриваю два пути его развития.

Первый путь – повышение уровня жизни в государстве, что будет способствовать росту числа долгожителей и стимулировать рождаемость. И второй – пополнение численности населения за счет возвращающихся на историческую родину соотечественников. Второй путь наряду с большими экономическими затратами требует также научно обоснованной широкомасштабной идеологической программы, рассчитанной на сближение репатриантов и местных жителей. Находясь 150 лет в разных экономических и социально-политических сферах обитания, все мы тем не менее сумели сохранить свое первозданное – язык, устное литературное и музыкально-хореографическое творчество, способы ведения хозяйства, культуру питания, бытовые морально-этикетные нормы в межличностных отношениях и т.д. В то же время и мы, и наши зарубежные братья приобрели немало отличительных особенностей. И определенную роль в углублении наших идеологических расхождений сыграла религия. Именно поэтому проблему совместимости в процессе возвращения репатриантов отрицать нельзя.

Однако я смотрю на перспективы нашего сближения с оптимизмом. А основой для воссоединения нашего народа является местная абхазская природная среда, географическая, социально-экономическая, политическая и духовная реальность.

Вечные общечеловеческие истины составляют сущность философско-мировоззренческого содержания нашей идеологии. Знание прошлого служит приобщению нашего народа к духовным ценностям мировой цивилизации, и оно должно быть использовано нами при восстановлении прочного фундамента исторически сложившейся абхазской этничности.

Нам еще очень многое предстоит сделать: покончить с беспределом «прихватизации», с бандитизмом, зачастую оборачивающимся человеческими жертвами. Оптимистичные надежды на создание процветающего государства нуждаются в стройной теории, в современных идеях и, безусловно, в активном, заинтересованном участии нашей интеллигенции.

Ибо без этого невозможно приступить к решению одной из наиважнейших задач – воспитательной. В условиях, когда разрушены все существовавшие при советском строе организации молодежи и школьников, а новые еще не созданы, надо направить все усилия на создание здоровой обстановки в молодежной среде. И это промедления не терпит. Не случайно говорят: разрушенные дома можно восстановить за месяцы, а судьбу молодого человека, который делает первые шаги на жизненном пути, вспять не повернуть. Почему бы, например, не возродить народные дружины с участием как молодежи, так и старших для совместного патрулирования улиц, и в этом можно усматривать не только помощь правоохранительным органам… Важен сам факт объединения поколений в деле противостояния криминалу, от которого страдают и отдыхающие, что позорит нашу страну. Случаи воровства, гибели на дорогах, употребления наркотиков и другие опасные общественные деяния настолько участились, что нас перестает это ужасать. У общества словно выработался иммунитет к столь губительным для нашей страны тенденциям.

Я считаю, что процесс создания здоровой морально-психологической атмосферы в молодежной среде пущен на самотек. Между тем ученые Абхазии несколько раз обращались в Правительство Абхазии с предложением создать у нас психологический центр, обеспечить квалифицированными специалистами детские сады, учебные заведения всех уровней, войсковые части, чтобы формировать у молодого поколения правильные жизненные ориентиры, нравственные ценности. И специалисты для такой работы у нас есть. В стенах АГУ (в основном силами профессуры из Москвы) подготовлены 200 дипломированных специалистов-психологов. И почва для деятельности благоприятная. Ведь, слава Богу, наш народ не утратил заложенных предками традиций и этико-эстетических ценностей. Дело за тем, чтобы использовать колоссальные пласты – мудрости, гуманизма, доброты.

В современных условиях, когда образованием охвачено все подрастающее поколение, идеологическое воспитание должно осуществляться главным образом государственными учебно-воспитательными учреждениями. Ставку, на мой взгляд, стоит делать на ШКОЛУ в самом глубинном смысле этого слова. Начать дело следует с научной разработки методик для всех звеньев системы образования.

В связи с этим с учетом существующих реалий следует определить также место и роль религии в нравственном воспитании общества. Очевидно, что ее позитивные возможности в духовном возрождении самосознания наших граждан очень велики.

Грустно сознавать, что сегодня как никогда мизерна степень участия нашей интеллигенции в главнейших областях жизни народа, в том числе и в социально-политической и культурно-образовательной, где, как мне кажется, нам есть что дать своим согражданам. Я вижу в этом пассивность самой нашей интеллигенции – ученых, художников, писателей, мастеров сцены и хочу напомнить слова Фазиля Искандера: «Если интеллигенция многочисленной нации может себе позволить расслабиться, чувствуя ее могущество, то интеллигенция такого малочисленного народа, как абхазы, должна быть постоянно начеку, неся ответственность за его судьбу».

В заключение предлагаю комплекс мер, который, с моей точки зрения, позволит создать условия для усиления в Абхазии ее идеологического фронта. Во-первых, необходимо создать компанию «Абхазпечать» – для распространения отечественной и российской периодики. Безусловно, что успешная ее деятельность невозможна без работы Почты Абхазии, а насколько мне известно, определенные сдвиги на этом пути уже реализуются. Во-вторых, необходимо возродить общество «Знание» и наладить его полноценную деятельность. В-третьих, важно довести число полос в газете «РА» до 8–10 (при выходе газеты три раза в неделю) и увеличить периодичность выхода газеты «Апсны». Обеспечить еженедельный выпуск парламентской газеты (на абхазском и русском языках в объеме 4–6 полос), а также газеты для молодежи.

Вдвое следует увеличить время эфира АГТРК, ввести новые рубрики и возродить уроки абхазского языка. А вот рубрике «Апсуара» хорошо бы придать научно-популярный характер и организовывать под ее эгидой популярные передачи по истории, этнологии, искусству абхазского народа. Важно расширить ареал вещания Абхазского радио и специально готовить передачи для наших диаспор и всего зарубежья. Хорошо бы иметь и подразделение по изучению грузинской пропаганды с целью разоблачения провокационной, лживой информации о нашей стране.

И, конечно же, необходимо задействовать государственные и общественные механизмы по вовлечению в идейно-просветительскую работу с населением всех слоев нашей творческой интеллигенции.

Михаил ЛАБАХУА, профессор АГУ


Номер:  91
Выпуск:  2981
Рубрика:  политика
Автор:  Михаил ЛАБАХУА, профессор АГУ

Возврат к списку