Рубрики
Александр Анкваб: «Сегодня мы мыслями, сердцем и душой – с нашими братьями в Южной Осетии»
В связи с 5-й годовщиной трагических событий августа 2008 г. в Южной Осетии Президент РА А.Анкваб дал интервью агентству Апсныпресс.
Апсныпресс: В Южной Осетии отмечают пятую годовщину начала новой войны. Какова Ваша оценка тех событий?
Александр Анкваб: Прежде всего, хочу выразить искренние соболезнования нашим братьям и сёстрам в Южной Осетии, для которых 8 августа – это тяжёлые воспоминания о невосполнимых утратах. Война, начатая Грузией, принесла многочисленные жертвы среди мирного населения. Народ, не залечивший прежние раны, испытал новые потрясения. Такие потери, к великому сожалению, никогда не восполняются.
Мы соболезнуем родным российских миротворцев, принявших первыми удар на себя, всем, для кого 8 августа 2008 года – чёрная дата в личной судьбе.
Утешением для всех нас служит то, что наши братья не сломились и в этой войне, защитили своё Отечество, через большие жертвы, но пришли к цели – признанию государственной независимости. Нет сомнений, что если бы не своевременная и абсолютно необходимая реакция российского руководства и личное решение Президента России Дмитрия Медведева об оказании военной помощи, судьба Южной Осетии и Абхазии была предрешена. Ввод войск фактически спас всех нас.
Мы хорошо помним события, предшествовавшие августовской агрессии против Южной Осетии. Долгое время руководство Абхазии, Президент Сергей Багапш пытались достучаться до международных организаций, предупредить о готовящейся Михаилом Саакашвили военной авантюре. Об этом неоднократно и доказательно заявлялось послам европейских государств и представителям Белого дома на встречах в Сухуме. Тогда послы, объединённые в так называемую Группу друзей Генерального секретаря ООН по Грузии, не хотели нас слышать. Они утверждали, что контролируют грузинского президента и не допустят такого развития событий.
Наши опасения были донесены лично до господина Хавьера Соланы, Верховного представителя Евросоюза по внешней политике, прибывшего на переговоры в Сухум. Повторюсь – реакция одна и та же: вы преувеличиваете, грузинский президент адекватный человек.
К чему привело молчаливое участие США и европейских стран, мы все имели возможность наблюдать в те августовские дни. Более того. В руководстве Абхазии тогда сложилось твёрдое мнение, что они всё знают и тихо поощряют Грузию на новый военный поход.
АП: Какими были действия руководства Абхазии в той ситуации?
А.Анкваб: Прежде всего, надо напомнить, что у нас была информация о подготовке к войне и против Абхазии, и против Южной Осетии. Не было достоверно известно только одно – в каком именно направлении двинутся грузинские войска в первую очередь. Поэтому мы с руководством Южной Осетии на уровне глав государств и военных ведомств поддерживали систематическую связь. Были выработаны механизмы совместных действий при том или ином развитии событий.
Как только война была начата, мы с Южной Осетией и Российской Федерацией приступили к согласованным действиям. Как вы помните, Главнокомандующий Вооружёнными силами Абхазии Сергей Багапш отдал приказ открыть «второй фронт» – в Кодорском направлении, в результате реализации которого и решился один из главнейших вопросов – восстановление территориальной целостности Абхазии.
Но сегодня мы, прежде всего, мыслями, сердцем и душой – с нашими братьями в Южной Осетии. В нашей общей борьбе за свободу и признание независимости они испили полную чашу горя.
Говорят, глубокие раны не заживают, но рубцуются. Я хочу, чтобы благополучно развивающееся Югоосетинское государство, успешные молодые поколения осетин стали тем лекарством, которое так необходимо, чтобы заживить эти раны.
Связанные одной судьбой, мы будем вместе продолжать этот нелёгкий путь.
Номер: 89
Выпуск: 2979
Рубрика: политика
Автор: Апсныпресс