Рубрики
Закон Республики Абхазия
О порядке проведения массовых мероприятий в Республике Абхазия
Настоящий Закон устанавливает порядок организации и проведения в Республике Абхазия мирных митингов, собраний, шествий и демонстраций, а также спортивных, культурно-массовых, иных зрелищных мероприятий, религиозных мероприятий, проводимых в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении, и направлен на создание условий, необходимых для реализации конституционных прав и свобод граждан, обеспечения общественной безопасности и порядка при проведении этих мероприятий на улицах, площадях и в иных общественных местах.
Свобода массовых мероприятий, не нарушающих правопорядок и права других граждан, гарантируется государством.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели настоящего Закона
1. Целью настоящего Закона является создание условий, необходимых для реализации конституционного права на проведение мирных митингов, собраний, шествий и демонстраций, а также спортивных, культурно-массовых, иных зрелищных мероприятий, религиозных мероприятий, проводимых в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении.
2. Право на проведение мирных митингов, собраний, шествий и демонстраций, а также спортивных, культурно-массовых, иных зрелищных мероприятий, религиозных мероприятий, проводимых в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении, не может быть ограничено, за исключением случаев, установленных законом и необходимых в демократическом обществе для обеспечения государственной или общественной безопасности с целью предупреждения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других.
Статья 2. Законодательство Республики Абхазия о массовых мероприятиях
Законодательство Республики Абхазия о массовых мероприятиях состоит из Конституции Республики Абхазия, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Абхазия.
Статья 3. Основные понятия и их определения, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
массовое мероприятие – митинг, собрание, шествие, демонстрация, а также спортивное, культурно-массовое, иное зрелищное мероприятие, религиозное мероприятие, проводимые в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении;
собрание – совместное присутствие граждан в заранее определенном месте под открытым небом либо в помещении в установленное время, собравшихся для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы;
митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы;
шествие – организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, набережной, площади в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста;
демонстрация – организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, набережной, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств;
общественное место – принадлежащее государству открытое пространство (улица, площадь, парк, сад, участок земли), куда свободный доступ граждан не запрещен и не ограничен;
организатор – дееспособный гражданин или юридическое лицо, направляющие уведомление о проведении собрания или определяющие порядок (цель, дату и время, место, форму проведения или другие условия) проведения массового мероприятия или любого другого мероприятия;
участник массового мероприятия (далее – участник) – гражданин, который в момент проведения массового мероприятия находился в месте его проведения с целью принятия участия в акции. Граждане, присутствующие в месте проведения мероприятия во время его проведения в связи с официальными, профессиональными, творческими или любыми другими установленными законом или договором обязанностями, а также представители средств массовой информации, присутствующие с целью освещения данного события, не считаются участниками мероприятия;
уполномоченные органы – местные органы государственного управления, рассматривающие уведомление о проведении массового мероприятия.
Глава 2. Порядок организации и проведения массовых мероприятий
Статья 4. Организаторы массового мероприятия
1. Организаторами массового мероприятия могут выступать граждане Республики Абхазия, достигшие восемнадцатилетнего возраста (далее – граждане) и юридические лица Республики Абхазия (далее – юридические лица), за исключением юридических лиц с иностранным участием.
2. Массовое мероприятие может быть организовано и проведено в одной или нескольких формах, предусмотренных настоящим Законом.
3. Если массовое мероприятие организовано юридическим лицом, то организатором акции считается лицо, являющееся законным представителем такого юридического лица, или лицо, которое было назначено юридическим лицом для исполнения организационных обязанностей.
4. В случае замены организатора до начала массового мероприятия организатор обязан не менее чем за 12 часов до начала массового мероприятия направить письменное уведомление уполномоченному органу, его представителю или представителю органов внутренних дел, вместе с информацией об организаторе, которая должна быть предоставлена в соответствии с настоящим Законом.
5. В отсутствие организаторов проведение массового мероприятия запрещено.
Статья 5. Уведомление о проведении массового мероприятия
1. Уведомление о проведении массового мероприятия (далее – уведомление) подается его организатором (организаторами) в уполномоченный орган, на территории которого планируется проведение массового мероприятия.
2. Уведомление подается в письменной форме не позднее, чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты проведения массового мероприятия.
3. В подписанном организатором (организаторами) уведомлении о проведении массового мероприятия указываются:
1) цель, вид, место проведения массового мероприятия;
2) дата проведения, предполагаемое время его начала и окончания;
3) маршруты и предполагаемый порядок проведения шествия, если в рамках массового мероприятия планируется проведение шествия;
4) фамилия, имя, отчество организатора (организаторов), его (их) место жительства и работы (учебы), паспортные данные;
5) меры, связанные с медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия;
6) дата подачи уведомления.
4. В случае, если массовое мероприятие организовано юридическим лицом, к уведомлению прилагается соответствующее решение компетентного органа юридического лица.
5. Уведомление, оформленное в соответствии с частью 3 настоящей статьи, регистрируется уполномоченным органом в день его подачи.
6. Срок подачи уведомления исчисляется с момента его регистрации в уполномоченном органе.
7. Организатору (организаторам) массового мероприятия не может быть отказано в приеме уведомления, если оно оформлено в соответствии с частью 3 настоящей статьи и подано в срок, установленный частью 2 настоящей статьи.
Статья 6. Рассмотрение уведомления о проведении массового мероприятия
1. Уполномоченный орган обязан рассмотреть уведомление и не позднее, чем за 1 день до даты проведения массового мероприятия в письменной форме сообщить его организатору (организаторам) о принятом решении.
2. Организатор или представитель организатора (организаторов) имеют право присутствовать при рассмотрении уведомления. Рассмотрение уведомлений производится вне зависимости от присутствия организаторов.
Во время рассмотрения уведомлений допускается присутствие других лиц по приглашению уполномоченного органа.
3. Процедура рассмотрения уведомлений устанавливается уполномоченным органом.
4. Уполномоченный орган обязан предоставить организаторам право на представление своей позиции. Лица, принимающие участие в рассмотрении уведомления, имеют право:
1) выражать свое мнение;
2) задавать и отвечать на вопросы;
3) выступать с предложениями или замечаниями;
4) предоставлять дополнительные документы, сведения или другую информацию.
5. В случае, если поданное организатором уведомление не полностью соответствует требованиям, установленным настоящим Законом, то во время рассмотрения уведомления уполномоченный орган должен представить присутствующим организаторам или их представителям полную информацию о том, какие несоответствия были выявлены. Рассмотрение уведомления может быть отложено только по требованию организаторов в случае, когда есть необходимость в устранении несоответствия уведомления требованиям или необходимо представить дополнительные документы.
6. Решение уполномоченного органа о согласии или несогласии на проведение массового мероприятия принимается с учетом даты, места, времени его проведения, количества участников, погодных условий, оплаты расходов, связанных с охраной общественного порядка, медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия, и других обстоятельств, влияющих на обеспечение общественной безопасности, по согласованию с организаторами.
7. Порядок оплаты расходов, связанных с охраной общественного порядка, медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия, определяется решением уполномоченного органа, на территории которого планируется проведение массового мероприятия.
8. Уполномоченный орган должен без промедления сообщить организаторам и органам внутренних дел о решении, принятом в результате рассмотрения уведомления.
Статья 7. Запрет на проведение массового мероприятия
1. В результате рассмотрения уведомления уполномоченный орган принимает решение в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Закона, и может вынести решение о запрете проведения массового мероприятия исключительно в случаях, если:
1) после того, как организатор (организаторы) был извещен о недостающих документах: к уведомлению все еще не были приложены все документы, перечисленные в статье 5 настоящего Закона, или в нем отсутствует требуемая информация;
2) в предполагаемый день и время проведения массового мероприятия в этом месте уже запланировано проведение иного мероприятия;
3) настоящий Закон запрещает проведение массовых мероприятий в указанном в уведомлении месте;
4) в соответствии с настоящим Законом у организаторов нет права проводить массовые мероприятия.
2. В решении о запрете на проведение массового мероприятия должны быть указаны обоснованные и ясно изложенные причины, по которым запрещается проведение массового мероприятия.
3. Запрет на проведение массового мероприятия может быть обжалован в суде. Решение суда должно быть вынесено в течение 24 часов. Решение суда об отмене запрета на проведение массового мероприятия вступает в силу со дня его принятия.
4. В случае, когда во время рассмотрения уведомления уполномоченный орган находит достаточные основания для запрета проведения массового мероприятия в соответствии с подпунктами 2, 3 части 1 настоящей статьи, то он обязан предложить организатору на выбор другие даты (без изменения времени и места, указанных в уведомлении), другое время (без изменения указанных даты и места) для проведения массового мероприятия или другие условия проведения мероприятия.
5. В случае, когда во время рассмотрения уведомления уполномоченный орган находит достаточные основания для запрета проведения массового мероприятия в соответствии с подпунктом 4 части 1 настоящей статьи, то он обязан предложить организатору на выбор другое место для проведения массового мероприятия (без изменения даты и времени, указанных в уведомлении).
Другое место проведения мероприятия, предлагаемое уполномоченным органом, должно соответствовать разумным требованиям организатора, в особенности в отношении его пригодности для присутствия предполагаемого количества участников, при условии, что в уведомлении содержится такая информация. Предлагаемое место должно находиться как можно ближе к месту, указанному в уведомлении.
6. При условии взаимного согласия уполномоченного органа и организатора (организаторов) для проведения массового мероприятия могут быть определены любые другие дата, время или место его проведения.
7. В случае согласия организаторов с любым из предложений уполномоченного органа, сделанных в соответствии с частями 4 – 6 настоящей статьи, уполномоченный орган и организатор (организаторы) должны составить протокол, дающий организатору (организаторам) право на проведение массового мероприятия.
Статья 8. Подготовка массового мероприятия
1. Подготовка массового мероприятия осуществляется его организатором (организаторами) и иными уполномоченными им (ими) лицами.
2. До получения разрешения на проведение массового мероприятия его организатор (организаторы), а также иные лица не вправе объявлять в средствах массовой информации о дате, месте и времени его проведения и распространять с этой целью листовки, плакаты и иные материалы.
Статья 9. Ограничение организации и проведения массового мероприятия
1. Граждане, содержащиеся в местах предварительного заключения или лишения свободы, а также лица, признанные судом полностью или частично недееспособными, не имеют права на организацию массовых мероприятий.
2. Запрещено проводить массовые мероприятия на территории:
1) дошкольных учреждений и школ (за исключением спортивных и культурно-массовых мероприятий);
2) военных объектов, сооружений оборонного назначения;
3) территорий и зданий учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) зданий, занимаемых судами, прокуратурой, органами внутренних дел;
5) железнодорожных станций, аэропорта и портов.
3. Запрещено проводить массовые мероприятия в пределах территории пограничной зоны, если отсутствует разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
4. Проведение массового мероприятия может быть запрещено уполномоченным органом в случае, если:
1) массовое мероприятие проходит на мостах, в туннелях, подземных участках, в зданиях в аварийном состоянии, на строительных участках, если существует угроза общественной безопасности, здоровью участников и других лиц;
2) такое мероприятие направлено на насильственное свержение конституционного строя, разжигание национальной, расовой или религиозной розни, подстрекания к насилию или войне;
3) мероприятие проходит в общественном месте с нарушением прав пользователей, посетителей и смотрителей этого общественного места.
5. Уполномоченные органы могут ограничить проведение массовых мероприятий в культурных и спортивных комплексах для того, чтобы не прерывать ход таких мероприятий.
Статья 10. Права и обязанности организаторов массового мероприятия
1. Организатор имеет право:
1) определять по своему усмотрению и в соответствии со статьей 7 настоящего Закона место и порядок проведения массового мероприятия;
2) прекращать массовое мероприятие в любое время;
3) обращаться к органам внутренних дел с просьбой удалить с места проведения массового мероприятия граждан, которые совершают незаконные действия или нарушают общественный порядок;
4) обращаться к органам внутренних дел для разрешения вопросов, связанных с обеспечением общественного порядка и безопасности участников массового мероприятия до начала и во время проведения акции;
5) распространять информацию о дате, времени, месте, цели и порядке проведения массового мероприятия, а также способствовать привлечению участников, используя средства массовой информации, и другими законными способами;
6) пользоваться правами, установленными для участников.
2. Организатор обязан:
1) выполнять обязанности, установленные для участников;
2) обеспечить, чтобы до начала массового мероприятия были объявлены его имя и фамилия, а в случае организации акции юридическим лицом – объявлены полностью название этой организации, цели, которые преследует акция, форма мероприятия, а также предполагаемая длительность акции. Если в ходе мероприятия планируется шествие, то следует также объявить о маршруте и длительности шествия;
3) принимать меры, направленные на соблюдение участниками массового мероприятия настоящего Закона;
4) информировать участников массового мероприятия о наличии групп добровольцев и об их опознавательных знаках;
5) незамедлительно информировать участников мероприятия, когда представители органов внутренних дел требуют прекращения незаконных действий или нарушения общественного порядка.
Статья 11. Права и обязанности участников массового мероприятия
1. Каждый гражданин имеет право на участие в массовом мероприятии.
2. Каждый гражданин имеет право прекратить свое участие в массовом мероприятии.
3. Никто не может принуждать к участию в каком-либо массовом мероприятии.
4. Участники массового мероприятия могут иметь или пользоваться транспарантами, плакатами и громкоговорителями.
5. Каждый имеет право на то, чтобы фотографировать массовые мероприятия и производить их видео- или аудиосъемку.
6. Участники массовых мероприятий обязаны:
1) соблюдать общественный порядок;
2) выполнять законные требования организатора, групп добровольцев, представителей уполномоченного органа или органов внутренних дел и не препятствовать их законным действиям;
3) в случае прекращения массового мероприятия незамедлительно покинуть место проведения мероприятия;
4) не причинять ущерб собственности, деревьям, кустам и зеленым насаждениям в районе проведения массового мероприятия;
5) не загораживать открытые входы и выходы в здания, сооружения или на другие используемые участки, находящиеся или прилегающие к территории проведения массового мероприятия.
Статья 12. Обязанности уполномоченного органа и органов внутренних дел
1. Уполномоченный орган обязан:
1) назначить представителя и незамедлительно сообщить о таком назначении организатору;
2) известить соответствующее подразделение органов внутренних дел о массовом мероприятии и своем представителе;
3) обеспечить присутствие своего представителя в месте проведения массового мероприятия в течение всего срока его проведения.
2. Органы внутренних дел обязаны:
1) получив уведомление о проведении массового мероприятия, назначить своего представителя и проинформировать об этом назначении организатора и уполномоченный орган;
2) обеспечить присутствие своего представителя в месте проведения массового мероприятия в течение всего срока его проведения;
3) обеспечить законность проведения массового мероприятия и соблюдение общественного порядка;
4) удалять с места проведения массового мероприятия лиц, совершающих незаконные действия или нарушающих общественный порядок;
5) обеспечить беспрепятственный вход и выход в здания, сооружения и другие участки, расположенные или прилегающие к территории проведения массового мероприятия;
6) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами массовых мероприятий личный досмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному досмотру – не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;
7) принимать в предусмотренных Законом случаях решение о прекращении массового мероприятия или иного мероприятия, при проведении которых были нарушены положения настоящего Закона, а также требовать прекращения массового мероприятия от ее организатора;
8) в предусмотренных настоящим Законом случаях осуществлять принудительное прекращение массового мероприятия;
9) выполнять другие функции в соответствии с законодательством Республики Абхазия.
Статья 13. Соблюдение общественного порядка при проведении массовых мероприятий
1. При проведении массового мероприятия его участники обязаны соблюдать общественный порядок и выполнять все законные требования организаторов проводимого массового мероприятия, работников органов внутренних дел.
2. Во время проведения массового мероприятия их организаторам и участникам запрещается:
1) препятствовать движению транспорта и пешеходов;
2) создавать помехи для бесперебойного функционирования учреждений, предприятий и организаций;
3) устанавливать палатки, иные временные сооружения;
4) воздействовать в какой бы то ни было форме на работников органов внутренних дел в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей;
5) иметь при себе холодное, огнестрельное, газовое или иное оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы, их имитаторы и муляжи, а также специально изготовленные или приспособленные предметы, использование которых может представлять угрозу жизни и здоровью людей либо причинить материальный ущерб гражданам и юридическим лицам;
6) использовать плакаты, транспаранты и иные средства, содержащие призывы к насильственному изменению конституционного строя либо пропагандирующие войну, социальную, национальную, религиозную или расовую вражду, унижающие честь и достоинство личности;
7) действовать методами, создающими угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью участников указанного мероприятия или других лиц, либо скрывать свои лица под масками;
8) пользоваться флагами, вымпелами, эмблемами, символами, плакатами и транспарантами, содержание которых направлено на причинение ущерба конституционному строю и общественному порядку, правам и законным интересам граждан.
3. Реализация алкогольных напитков и пива в местах проведения массовых мероприятий и в радиусе 500 метров прилегающих к ним территорий запрещается на время проведения этих мероприятий также организациям и лицам, не являющимся их организаторами и участниками, за исключением случаев реализации алкогольных напитков и пива в организациях, имеющих право на их торговлю в соответствии с законодательством Республики Абхазия.
Статья 14. Основания и порядок прекращения массового мероприятия
1. Представители органов внутренних дел имеют право принимать решение в отношении прекращения массового мероприятия и требовать от организаторов прекращения массового мероприятия в случаях, если:
1) массовое мероприятие проводится без уведомления;
2) проведение массового мероприятия запрещено;
3) несмотря на предупреждение представителя органов внутренних дел, массовое мероприятие или часть мероприятия проходят в местах, перечисленных в части 2 статьи 9 настоящего Закона или в значительной мере выходят за рамки предварительно заявленного плана или маршрута шествия;
4) несмотря на предупреждение представителя органов внутренних дел, продолжается нарушение общественного порядка и положений настоящего Закона, что приводит к возникновению угрозы для жизни и здоровья людей, государственной и общественной безопасности, правопорядка или опасности нанесения значительного материального ущерба государству, обществу, физическим или юридическим лицам.
2. При получении предупреждения в соответствии с положениями части 1 настоящей статьи организатор (организаторы) должен незамедлительно объявить о прекращении массового мероприятия и принять меры для прекращения массового мероприятия в срок, установленный представителем органа внутренних дел.
3. Органы внутренних дел имеют право прекратить массовое мероприятие в принудительном порядке исключительно в тех случаях, когда:
1) организатор не объявил в срочном порядке участникам о требовании прекратить мероприятие, выдвинутом в соответствии с настоящей статьей;
2) требование о прекращении массового мероприятия в течение определенного периода времени не выполняется, и его дальнейшее проведение представляет серьезную угрозу для жизни и здоровья людей, государственной и общественной безопасности, правопорядка или опасность нанесения значительного материального ущерба государству, обществу, физическим или юридическим лицам.
4. До того, как приступить к принудительному прекращению массового мероприятия, представитель органов внутренних дел должен не менее двух раз проинформировать участников посредством громкоговорителя о требовании прекратить массовое мероприятие в течение разумного периода времени. Если массовое мероприятие не прекращается в течение такого периода времени, органы внутренних дел имеют право прекратить это мероприятие путем применения средств, предусмотренных законодательством Республики Абхазия.
5. Порядок прекращения массового мероприятия, указанный в частях 2 и 3 настоящей статьи, не применим в случае массовых беспорядков в месте проведения массового мероприятия, когда необходимы иные меры принудительного характера.
Статья 15. Невмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправлений и иных лиц в проведение массовых мероприятий
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, политические партии, общественные организации и иные юридические лица независимо от их форм собственности, а также граждане не вправе вмешиваться и препятствовать проведению массовых мероприятий, проводимых с соблюдением требований настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Абхазия.
Глава 3. Ответственность за нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий
Статья 16. Ответственность за нарушение установленного порядка организации и (или) проведения массовых мероприятий
Лица, нарушившие установленный настоящим Законом порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Абхазия.
Статья 17. Возмещение вреда
Вред, причиненный организаторами и участниками массового мероприятия государству, гражданам и юридическим лицам во время проведения массового мероприятия, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 18. Заключительные положения
Порядок организации и проведения массовых мероприятий, установленный настоящим Законом, не распространяется на традиционные народные сходы, проводимые в селах Лыхны и Мыку, а также на массовые мероприятия, проводимые по решению органов государственной власти.
Принят Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия 3 апреля 2013 года
А.АНКВАБ, Президент Республики Абхазия
г. Сухум,
17 апреля 2013 года,
№ 3308-c-V
Номер: 48
Выпуск: 2938
Рубрика: политика
Автор: А.АНКВАБ, Президент Республики Абхазия