Рубрики
Почему Тбилиси хочет подружиться с Москвой
Заметки обозревателя
Похоже, с реальным приходом к власти в Грузии лидера движения «Грузинская мечта» Б.Иванишвили идеологические ориентиры этой страны претерпели существенные изменения. Было открыто заявлено, что восстановление и налаживание связей с Россией является одной из главных стратегических задач Грузии. Обращает на себя внимание и то, что ее политики, чиновники и другие лица вдруг заговорили с экранов телевизоров на русском языке, хотя еще недавно, выступая даже в Москве, они демонстративно вели речь на грузинском. А чего стоят эти озвучиваемые – и, конечно, наигранные – эмоции по поводу того, что как это, дескать, мы прежде жили друг без друга! И это все чаще находит отклик в России.
Хотя, разумеется, каждая из сторон преследует при этом свои геополитические цели. Тбилиси желает в очередной раз попытаться посредством России (именно в Кремле, как здесь полагают, лежат ключи от Абхазии) возвратить Сакартвело прежние границы. Цель Москвы – вернуть всецело в этом регионе свое влияние, отсюда и послабления в части возвращения грузинских вин и минеральных вод на российский рынок, договоренности об обмене культурными программами.
Что ж, данный процесс логически диктуется интересами двух стран, дипломатической закономерностью, и Абхазия не может повлиять на проявляемые в этом плане тенденции. Разумеется, российские политики прекрасно понимают, почему руководство Грузии меняет свою риторику в общении с их государством. Как давно убедились и в том, что именно Абхазия является надежным союзником России, что подтверждают и давние, и нынешние времена. С Грузией же всегда приходилось возиться, как с капризным, избалованным ребенком, который, взрослея, становится еще и неблагодарным. И никто в Кремле не забывает о том, что сосед этот может проявить себя и как неблагонадежный, что ярко проявилось в событиях августа 2008 года.
И уже хотя бы поэтому не иначе как досужими можно назвать бытовые толки о том, что вот, мол, Россия налаживает отношения с Грузией и как бы не отдала Абхазию последней. Разговоры такого рода беспочвенны, да и довольно четко высказывались на этот счет и Президент, и Премьер-министр России. Не будем к тому же забывать о том, что Россия, будучи великой державой, не позволит себе уступить другим мировым державам юго-восточное направление как в геополитическом, так и в стратегическом плане, и стремится вернуть позиции, утраченные в результате т.н. перестройки.
Но и Абхазия не может быть статистом событий на карте мира, где великие и малые страны ссорятся и мирятся, разрешают различного рода проблемы. Цель Абхазии – добиваться укрепления своей независимости, признанной Российской Федерацией пять лет назад, расширения круга стран, желающих установить с нами дипломатические отношения.
Нам снова предлагают чистый лист…
Госминистр Грузии по реинтеграции П.Закарейшвили считает, что главное – найти новый, мирный подход к Абхазии. Но ведь именно Абхазия постоянно проявляла инициативу налаживания мирных взаимоотношений с этой страной. Однако в ответ на проект добрососедства, предложенный в начале 90-х годов прошлого века, нам была навязана война. А когда после Победы в ней руководство Абхазии предложило подписать документ о невозобновлении военных действий, последовали провокации в Галском районе, в Кодорском ущелье, а также взрывы в Пицунде, Гагре, Сухуме. А вторжение в Южную Осетию в августе 2008 года, с которым были сопряжены и планы «разобраться» с Абхазией! И в то же время не дающие особого эффекта бесконечные Женевские консультации. Хотя они, конечно, какую-то пользу нам все же приносят.
Правда, грузинские политики новой волны заявляют: «Мы не вели боевых действий, мы пришли налаживать благоденствие и мирные отношения, в том числе с Абхазией. Забудьте все, что было. Начнем с чистого листа». Развивая эту мысль, тот же Закарейшвили рассуждает: «Мы для абхазов должны перестать быть агрессивной, враждебной силой. Надо в полной мере показать, какая разница между Россией и Грузией, насколько выгодна реализация совместных с Грузией проектов. Для этого надо вести упорную и целенаправленную миротворческую работу». И начать это, говорят в Тбилиси, надо с Галского района, чтобы люди здесь почувствовали безопасность и уверенность. Далее планируется поспособствовать восстановлению морского сообщения между Турцией и Абхазией, возвращению потомков махаджиров на свою историческую Родину. Все это позволит, по мнению грузинских политиков, навести мосты доверия между нашими народами.
Один из «проектов доверия» – прием пациентов из Абхазии – действует уже не первый год. Но в Тбилиси, оказывается, пекутся не только о нашем здоровье, но и – представьте себе – о наших школах и национальном языке, ремонте и оснащении средних школ и т.д.
Возвращаясь к предлагаемому «чистому листу», отметим, что слышали мы об этом и от Гамсахурдиа, и от Шеварднадзе, и от Саакашвили. Может, и ныне кто-то поверил бы в благие заверения, если бы в Тбилиси для начала уж хотя б покаялись: за то, что закрывали абхазские школы, запрещали использовать повсеместно абхазский язык, за кадровую политику по явно национальному признаку, за конвейер «необходимых специалистов», которых завозили в Абхазию из всех районов Грузии, за – и это особенно саднит в наших душах – кровопролитную войну, затеянную в августе 1992-го. Нельзя приобрести индульгенцию за страшные грехи – надо покаяться, а потом уже предлагать какие-либо листы, чистые или с исправлениями…
И потом, разрабатывая те или иные сценарии, в Тбилиси даже не утруждают себя тем, чтобы поинтересоваться: а разделяют ли в Абхазии содержание предлагаемых с берегов Куры рецептов?
Сдается, и с приходом Иванишвили в Грузии не изменили своей стратегии. Просто начался новый, видоизмененный раунд геополитической игры в надежде задобрить Россию миролюбивой риторикой и добраться до тех самых ключей, что в Кремле, чтобы открыть двери в Абхазию, а ее саму сподвигнуть в «братскую семью» с грузинским народом. Собственно, эта цель была обнародована и на первом же митинге пришедшей к власти «Грузинской мечты».
Не отказывается наш сосед и от желания вступить в НАТО. Но, поскольку это не согласуется с интересами России, Тбилиси не особенно распространяется на данную тему. Однако последовательно ведет завуалированные переговоры с представителями Североатлантического блока, да и поставки в Грузию оружия из стран этого блока не прекратились.
Хотя, как говорят эксперты, руководство Грузии, обмозговывая пути возвращения Абхазии в свое территориальное лоно, готово, дабы угодить России, и от вступления в НАТО отказаться – лишь бы ей посодействовали в решении вопроса об отколовшихся Абхазии и Южной Осетии. Но Москва, нелишне повторить, никогда на это содействие не пойдет. Наивны ожидающие отзыва признания. Да ведь к тому же всем понятно, что если – пусть гипотетически – это случится, завтра же здесь, на стыке с Россией появятся войска западного блока, чего Москва допустить никак не может.
Есть в арсенале Иванишвили и другой способ решения определенных задач. Будучи бизнесменом, он уверовал в силу денег и полагает, что они, как бесшумное оружие, способны пробить брешь в любой стене и шелест банкнот может магически заворожить людей. Не это ли он имел в виду, когда сказал на одной из встреч с деловыми людьми: «Гарантировать безопасность страны, ее целостность можно и другими способами». Однако независимость Республики Абхазия, завоеванная упорной национально-освободительной борьбой ее народа и высочайшим героизмом в Отечественной войне 1992-93 гг., – это та, образно выражаясь, стена, степень прочности которой ни у кого не должна вызывать искушения преодолеть ее какими-либо способами.
Тем не менее порох всегда надо держать сухим. Мы не вправе расслабляться, терять бдительность, не должны допускать раздоров в обществе – любую трещину в системе государственного и общественного устройства с превеликим удовольствием используют наши недоброжелатели.
В нынешнем году мы отмечаем 20-летие Победы в войне за свою свободу и суверенитет. Празднуя эту дату, вспоминая о героях, самоотверженно сражавшихся на фронтах, мы должны сверять свои поступки с теми благородными деяниями, которые отличали сыновей и дочерей Апсны и в дни предвоенного противостояния с грузинскими националистами, и в пору боевых действий против захватчиков. Держать эту высокую планку в мирные дни – тоже испытание, а их, к слову говоря, немало было в истории нашей страны. Всегда находились желающие разомкнуть цепь сплоченности нации. С честью выходить из этих испытаний позволяли именно спаянность, единство народа, его горячий патриотизм.
Как настоящее, так и будущее Абхазии в наших руках. Но мы должны помнить, что в Грузии и сегодня не смирились с тем, что она лишилась границ, ставших в определенную эпоху привычными для нее. И если сегодня из-за Ингура не звучат вроде бы угрозы, то это не значит, что там готовы признать нашу независимость. Будут всякого рода потуги, изощренные методы войти в доверие… Но все это, несомненно, окажется тщетным – главное, нам самим последовательно укреплять основы своей государственности, множить ряды друзей, жить с нацеленностью на благородные свершения.
Номер: 45
Выпуск: 2935
Рубрика: политика
Автор: Публикацию подготовил Ю. КУРАСКУА