Рубрики

15.04.2013

Закон Республики Абхазия

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

Настоящий Закон определяет правовые основы государственной политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Абхазия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, оздоровление среды обитания человека и условий его жизнедеятельности.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия и их определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:

– санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

– среда обитания человека (далее – среда обитания) – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

– факторы среды обитания – биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и на состояние здоровья будущих поколений;

– вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

– благоприятные условия жизнедеятельности человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безопасные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма;

– безопасные условия для человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;

– санитарно-эпидемиологическая обстановка – состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;

– гигиенический норматив – установленное исследованиями допустимое минимальное или максимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;

– государственные санитарно-гигиенические нормы и правила (далее – санитарные правила) – нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;

– социально-гигиенический мониторинг – государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;

– государственный санитарно-эпидемиологический надзор – деятельность органов санитарно-эпидемиологической службы по предупреждению, выявлению, пресечению нарушений законодательства Республики Абхазия в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания;

– объекты санитарно-эпидемиологического надзора – физические и юридические лица, здания, сооружения, продукция и иные объекты, деятельность, использование и эксплуатация которых могут нанести вред состоянию здоровья человека и окружающей среде;

– эпидемиологически значимые объекты – объекты, производимая продукция и (или) деятельность которых при нарушении требований законодательства Республики Абхазия в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения может привести к возникновению пищевых отравлений и вспышек инфекционных заболеваний среди населения;

– санитарно-эпидемиологическое заключение – документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации;

– акт санитарно-эпидемиологического обследования – документ, отражающий санитарное состояние объекта;

– предписание – документ, выдаваемый должностным лицом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическим и физическим лицам, в случае выявления неисполнения требований законодательства Республики Абхазия в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и обязательный к исполнению;

– санитарно-эпидемиологическая экспертиза – комплекс органолептических, санитарно-гигиенических, эпидемиологических, микробиологических, паразитологических, санитарно-химических, токсикологических, радиологических и других исследований и замеров физических факторов с целью определения соответствия продукции, работ, услуг и объектов хозяйственной и иной деятельности санитарным правилам и гигиеническим нормативам;

– карантин – комплекс административных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающих особый режим проживания, работы, передвижения населения, а также передвижения транспортных средств, товаров, грузов и животных;

– санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия – меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, паразитарных заболеваний, массовых отравлений и их ликвидацию;

– эпидемия – массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превышающее обычно регистрируемый уровень заболеваемости;

– инфекционные и паразитарные заболевания – заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на него биологических факторов среды обитания;

– отравления – заболевания человека, возникающие при остром или хроническом воздействии химических, биологических и иных факторов среды обитания;

– иммунопрофилактика инфекционных заболеваний – система мероприятий, направленных на предупреждение, снижение и ликвидацию инфекционных заболеваний путем проведения профилактических прививок;

– профилактические прививки – введение в организм человека иммунобиологических лекарственных средств для создания специфической невосприимчивости к инфекционным заболеваниям;

– декретированная группа населения – люди, работающие в сфере обслуживания, представляющие наибольшую опасность для заражения окружающих инфекционными и паразитарными заболеваниями;

– личная медицинская книжка – персональный документ, выдаваемый представителю декретированной группы населения, в который заносятся результаты обязательных медицинских осмотров;

– предварительные медицинские осмотры – осмотры поступающих на работу и учебу лиц с целью определения состояния их здоровья, предупреждения и нераспространения несчастных случаев, общих, профессиональных, инфекционных и паразитарных заболеваний;

– периодические медицинские осмотры – осмотры населения с целью обеспечения динамического наблюдения за состоянием здоровья, своевременного установления начальных признаков заболеваний, предупреждения и нераспространения общих, профессиональных, инфекционных и паразитарных заболеваний, проводимые в сроки, установленные уполномоченным органом санитарно-эпидемиологического надзора;

– санитарный паспорт – документ, подтверждающий санитарное состояние объекта;

– санитарный паспорт объекта, подлежащего дезинфекции, дезинсекции и дератизации – документ, удостоверяющий проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий в соответствии с санитарными правилами;

– дезинфекция, дезинсекция и дератизация – комплекс мер, направленных на уничтожение возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний, бытовых насекомых и грызунов, систематически проводимых в производственных, жилых зданиях, на транспорте, в помещениях общественных мест и на территориях;

– дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные услуги – деятельность, связанная с изготовлением, производством, переработкой и реализацией средств и препаратов дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также виды работ и услуг, связанные с их исполнением.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сохранения и укрепления здоровья, физического и духовного развития, долголетней активной жизни людей.

2. Настоящий Закон распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан Республики Абхазия, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не установлено настоящим Законом и иными законами.

3. Настоящий Закон действует в пределах всей территории Республики Абхазия, включая территории Республики Абхазия, право пользования которыми предоставлено иностранным государствам, международным организациям в соответствии с межгосударственным договором и действующим законодательством Республики Абхазия, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Республики Абхазия в соответствии с нормами международного права и законами.

4. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Республики Абхазия об охране окружающей среды и настоящим Законом.

Статья 3. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее – санитарно-эпидемиологическое законодательство) основывается на Конституции Республики Абхазия и состоит из настоящего Закона, других законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

2. Если ратифицированным международным договором Республики Абхазия установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Международное сотрудничество в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Международное сотрудничество в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Абхазия.

Статья 5. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается:

1) профилактикой заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

2) реализацией государственных программ, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваний населения, оздоровление среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;

3) проведением государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий, а также соблюдением санитарных правил;

4) государственным санитарно-эпидемиологическим нормированием;

5) государственной санитарно-эпидемиологической экспертизой;

6) государственной гигиенической регламентацией и государственной гигиенической регистрацией;

7) социально-гигиеническим мониторингом;

8) экономической заинтересованностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан Республики Абхазия, иностранных граждан и лиц без гражданства в соблюдении санитарно-эпидемиологического законодательства Республики Абхазия;

9) применением мер ответственности за правонарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

10) возмещением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами Республики Абхазия, иностранными гражданами и лицами без гражданства вреда, причиненного здоровью и имуществу людей в результате нарушения ими санитарно-эпидемиологического законодательства Республики Абхазия;

11) использованием достижений науки в изучении состояния здоровья и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

12) информированностью населения о состоянии его здоровья, санитарно-эпидемиологической обстановке, проводимых профилактических мероприятиях;

13) проведением мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению населения и формированием здорового образа жизни;

14) системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

15) проведением мероприятий по санитарной охране территории Республики Абхазия.

Статья 6. Компетенция Кабинета Министров Республики Абхазия в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Кабинет Министров Республики Абхазия в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

1) проводит единую государственную политику в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

2) организует разработку и исполнение программ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

3) определяет основные направления развития и совершенствования здравоохранения;

4) осуществляет руководство деятельностью центрального органа государственного управления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) утверждает положение, устанавливающее структуру органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности, требования, предъявляемые к кандидатам на должность руководителей и порядок их назначения;

6) утверждает положение, устанавливающее перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

7) назначает на должность и освобождает от должности главного государственного санитарного врача Республики Абхазия по представлению руководителя центрального органа государственного управления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

8) при возникновении эпидемии на территории Республики Абхазия устанавливает особые условия и режимы проживания населения и ведения хозяйственной деятельности;

9) определяет порядок проведения государственной гигиенической регистрации и регламентации;

10) устанавливает порядок признания жилых домов и жилых помещений непригодными для проживания;

11) определяет порядок проведения социально-гигиенического мониторинга.

Статья 7. Компетенция центрального органа государственного управления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Центральный орган государственного управления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

1) осуществляет государственное управление в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

2) разрабатывает основные направления государственной политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

3) разрабатывает и исполняет программы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

4) осуществляет единую государственную политику в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) организует работу государственной санитарно-эпидемиологической службы в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

6) осуществляет государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;

7) устанавливает перечень прививок против инфекций;

8) устанавливает перечень особо опасных и опасных инфекционных, паразитарных заболеваний, условия признания лица больным инфекционной болезнью или носителем возбудителя инфекционной болезни, противоэпидемические и карантинные правила;

9) устанавливает основные нормы медико-санитарного обслуживания населения;

10) утверждает санитарные правила;

11) организует и проводит социально-гигиенический мониторинг;

12) согласовывает проекты технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья человека;

13) устанавливает основные требования по эксплуатации медико-санитарных учреждений, через санитарно-эпидемиологическую службу осуществляет предупредительный и текущий санитарный надзор на всей территории Республики Абхазия, проводит мероприятия по предупреждению и ликвидации эпидемиологических заболеваний, организует санитарную охрану границ Республики Абхазия;

14) организует работу по санитарному просвещению населения, управляет непосредственно подведомственными учреждениями санитарного просвещения;

15) определяет перечень инфекционных и паразитарных заболеваний, на которые распространяются мероприятия по санитарной охране территории Республики Абхазия;

16) устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок;

17) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Абхазия.

Глава 2. Права и обязанности граждан Республики Абхазия, иностранных граждан, лиц без гражданства, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статья 8. Права граждан Республики Абхазия (далее – граждане)

1. Граждане имеют право на:

1) благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

2) получение в соответствии с законодательством Республики Абхазия в органах государственной власти, органах местного самоуправления и у юридических лиц информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

3) осуществление общественного контроля выполнения санитарных правил юридическими и физическими лицами;

4) участие в разработке, обсуждении и общественной экспертизе проектов программ и планов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, внесение предложений по этим вопросам в соответствующие органы;

5) возмещение вреда, нанесенного здоровью и имуществу в результате нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия;

6) достоверную и своевременную информацию о состоянии своего здоровья, здоровья населения, а также об имеющихся в наличии и возможных факторах риска для здоровья и их степени.

2. Гражданам, в соответствии с законодательством Республики Абхазия, могут быть предоставлены и другие права по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 9. Обязанности граждан

Граждане обязаны:

1) заботиться о своем здоровье, здоровье и гигиеническом воспитании своих детей, не вредить здоровью других граждан;

2) участвовать в проведении санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий;

3) проходить обязательные медицинские осмотры и делать прививки в предусмотренных законодательством случаях;

4) выполнять требования санитарно-эпидемиологического законодательства, постановлений, предписаний, санитарно-эпидемиологических заключений, а также распоряжения и указания должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

5) выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 10. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Абхазия пользуются теми же правами и несут те же обязанности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что и граждане Республики Абхазия, если иное не определено законами и международными договорами Республики Абхазия.

Статья 11. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право на:

1) получение при обращении в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам полной, достоверной и своевременной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания человека и санитарных правилах;

2) возмещение убытков, нанесенных им вследствие нарушений санитарного законодательства другими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Статья 12. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны:

1) осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения среды обитания человека, оздоровление труда, быта и отдыха населения, на улучшение условий воспитания и обучения детей, предупреждение возникновения и распространения заболеваний;

2) своевременно информировать население, органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, об аварийных ситуациях, о нарушении технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

3) обеспечивать проведение производственного лабораторного контроля выполнения в процессе осуществления деятельности санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий: при использовании (хранении, транспортировке) вредных для здоровья веществ и материалов, образовываемых вследствие их деятельности выбросов, сбросов, отходов и факторов, а также готовой продукции;

4) выполнять требования санитарно-эпидемиологического законодательства, постановлений, предписаний, санитарно-эпидемиологических заключений, а также распоряжения и указания должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы при осуществлении ими государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

5) предоставлять по требованию должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы неоплачиваемые образцы используемого сырья и материалов, а также продукции, которая выпускается или реализуется для проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы;

6) обеспечивать проведение государственной гигиенической регламентации и регистрации, создавать условия для сохранения и укрепления здоровья работников, обеспечивать их гигиеническое обучение;

7) отстранять по предписанию соответствующих должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от работы, обучения, посещения дошкольных учреждений лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний, больных опасными для окружающих инфекционными заболеваниями, или лиц, бывших в контакте с такими больными, а также лиц, которые уклоняются от обязательного медицинского осмотра или прививки против инфекций, перечень которых устанавливается центральным органом государственного управления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

8) приостанавливать по предписанию соответствующих должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, производство, применение и (или) реализацию не соответствующей санитарным нормам продукции, в том числе продовольственного сырья, пищевых продуктов и контактирующих с ними материалов и изделий;

9) возмещать в установленном порядке работникам и гражданам вред, нанесенный их здоровью вследствие нарушения санитарного законодательства;

10) обеспечивать органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора необходимыми данными для разработки и осуществления санитарных и противоэпидемических мероприятий.

Статья 13. Защита прав граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

1. Решения органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также их действия, ущемляющие права граждан Республики Абхазия, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее – физические лица), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, могут быть обжалованы в вышестоящий, в порядке подчиненности, орган или должностному лицу, которые обязаны в предусмотренные законодательством сроки рассмотреть жалобу и о результатах ее рассмотрения сообщить заявителю.

2. При несогласии заявителя с результатами рассмотрения жалобы указанные решения и действия могут быть обжалованы в судебном порядке.

Глава 3. Государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статья 14. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:

1) контроль за выполнением санитарно-эпидемиологического законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

2) меры пресечения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;

3) контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

4) проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5) разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

6) статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на республиканском уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется органами, уполномоченными в установленном порядке осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Статья 15. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование

1. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование включает:

1) разработку, экспертизу, утверждение, распространение санитарных правил;

2) регистрацию, систематизацию санитарных правил, требования к их составлению и оформлению;

3) разработку единых методических подходов и методик исследовательских работ по научному обоснованию санитарных правил;

4) контроль над внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения.

2. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется центральным органом государственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 16. Санитарные правила

1. Санитарные правила обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

2. На территории Республики Абхазия действуют санитарные правила, которые утверждаются центральным органом государственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Утверждение санитарных правил, используемых при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, осуществляется после согласования их с центральным органом государственного управления по строительству и архитектуре.

3. Санитарные правила устанавливают:

1) требования к планировке и застройке населенных пунктов, проектированию, строительству, оборудованию, содержанию и деятельности организаций, направленные на обеспечение безопасных для здоровья людей условий проживания, труда, быта, отдыха, воспитания, обучения, питания, а также к проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

2) требования к факторам среды обитания человека, которые оказывают или могут оказать вредное воздействие на его организм, а также условия, устраняющие, уменьшающие или ограничивающие такое воздействие;

3) критерии и требования к безопасности для человека объектов среды его обитания (атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы), условий жизнедеятельности, продовольственного сырья и пищевых продуктов, питьевой воды, материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования, условий их разработки, постановки на производство, производства и торгового оборота, безопасности услуг, оказываемых в сфере торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, а также критерии к безопасности продукции производственно-технического назначения и товаров для личного (бытового) пользования;

4) допустимые уровни риска возможного ухудшения здоровья в связи с вредным воздействием на организм человека факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности;

5) требования к пищевой ценности продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Статья 17. Лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для здоровья людей

1. Деятельность, связанная с потенциальной опасностью для здоровья людей, подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия.

2. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию в связи с потенциальной опасностью для здоровья людей, определяется законодательством Республики Абхазия о лицензировании.

3. Выдача лицензий на деятельность, представляющую потенциальную опасность для здоровья людей, производится при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии такой деятельности требованиям санитарных правил.

4. Невыполнение установленных при предоставлении лицензии требований и условий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения влечет за собой приостановление действия лицензии.

Статья 18. Особенности сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека

Сертификация отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Абхазия при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии таких продукции, работ и услуг санитарным правилам.

Статья 19. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок

1. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся в целях:

1) установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека;

2) установления причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

3) установления соответствия (несоответствия) проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных настоящим Законом, санитарным правилам.

2. На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке главными государственными санитарными врачами в соответствии со статьей 49 настоящего Закона, даются санитарно-эпидемиологические заключения.

3. Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок устанавливается центральным органом государственного управления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

4. Организации и эксперты, которые проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с законодательством Республики Абхазия.

Статья 20. Проведение государственной гигиенической регистрации и регламентации

1. Государственной гигиенической регламентации и регистрации подлежат производимые в Республике Абхазия и закупаемые по импорту вещества, материалы и изделия из них, представляющие потенциальную опасность для здоровья людей, а также продукция производственно-технического назначения, товары для личных (бытовых нужд), продовольственное сырье и пищевые продукты, а также материалы и изделия, применяемые для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования.

2. Порядок проведения государственной гигиенической регистрации и регламентации устанавливается Кабинетом Министров Республики Абхазия.

Статья 21. Проведение социально-гигиенического мониторинга

1. Социально-гигиенический мониторинг проводится в целях выявления риска для здоровья людей и разработки мероприятий, направленных на предупреждение, уменьшение и устранение вредного воздействия на здоровье человека факторов среды его обитания.

2. Социально-гигиенический мониторинг организует и проводит центральный орган государственного управления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с соответствующими государственными органами в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Абхазия.

Глава 4. Требования к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статья 22. Требования к проектированию, строительству и вводу объектов в эксплуатацию

1. Планировка и застройка населенных пунктов должны предусматривать создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, комплексное благоустройство городов и других населенных пунктов, предотвращение и устранение неблагоприятного воздействия факторов среды обитания человека на его здоровье.

2. Строительные проекты, в том числе проекты реконструкции, расширения, технического перевооружения объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры, должны разрабатываться с соблюдением требований санитарных правил.

3. Обязательному согласованию с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, подлежат:

1) градостроительные проекты общего и детального планирования;

2) строительные проекты;

3) расширение или увеличение мощности, изменение профиля социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры.

4. Ввод в эксплуатацию объектов, их отдельных очередей, технологических линий не допускается без положительного заключения органов, осуществляющих государственный санитарный надзор.

5. Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, в случае несоблюдения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение этих работ.

Статья 23. Согласование проектов технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, технологической документации

1. Проекты технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, технологическая документация на продукцию, работы и услуги, которые могут представлять потенциальную опасность для здоровья населения, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства Республики Абхазия.

2. Проекты технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (за исключением проектов технических нормативных правовых актов, регламентирующих разработку, производство и обращение лекарственных средств, стандартов организаций), технологическая документация (за исключением технологической документации, разработанной на продукцию собственного производства организаций общественного питания) в части требований безопасности для жизни и здоровья человека согласовываются разработчиками с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, на основании положительных результатов государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы.

3. Проекты технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья человека, в обязательном порядке направляются разработчиком на согласование в центральный орган государственного управления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 24. Эксплуатация производственных и общественных зданий, помещений, сооружений, оборудования, транспортных средств и содержание территорий

1. Эксплуатация производственных и общественных зданий, помещений, организаций здравоохранения, санитарно-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, спортивных, других зданий и сооружений, технологического и иного оборудования, транспортных средств должна соответствовать требованиям действующих санитарных норм и правил.

2. В процессе эксплуатации производственных, бытовых и других помещений, сооружений, оборудования, транспортных средств, использования технологий, их владелец обязан создать безопасные и здоровые условия труда и отдыха, которые отвечают требованиям санитарных норм и правил, осуществлять мероприятия, направленные на предотвращение заболеваний, отравлений, травм, загрязнения окружающей среды.

3. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны содержать предоставленные им в пользование земельные участки и территории в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

4. Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных видов деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

5. Территории населенных пунктов и организаций должны содержаться в соответствии с действующими санитарными правилами.

6. Организация работ по благоустройству и обеспечению надлежащего санитарного состояния территорий населенных пунктов возлагается на местные органы государственного управления, органы местного самоуправления.

7. Производственные и бытовые отходы подлежат сбору, обезвреживанию, утилизации и захоронению.

8. Содержание в почве потенциально опасных для здоровья людей веществ и радиоактивных соединений, микроорганизмов не должно превышать нормативов, установленных санитарными правилами.

9. Отношения в области использования и охраны земель регулируются законодательством Республики Абхазия.

Статья 25. Требования к жилым домам и жилым помещениям, территориям

1. Жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели обязаны содержать предоставленное им в пользование или принадлежащее им на праве собственности жилье, а также предоставленные им в пользование земельные участки и территории в соответствии с требованиями санитарных норм.

3. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Республики Абхазия непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений, не допускается.

4. Порядок признания жилых домов и жилых помещений непригодными для проживания устанавливается Кабинетом Министров Республики Абхазия.

Статья 26. Требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления

1. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, утилизации и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Республики Абхазия.

2. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения, утилизации и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.

3. Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению, утилизации и захоронению в соответствии с законодательством Республики Абхазия.

Статья 27. Требования к условиям труда

1. Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Республики Абхазия.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Республики Абхазия к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Статья 28. Требования к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства

1. Продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан (далее – продукция) не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.

Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарным правилам.

2. Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых), новые технологические процессы производства продукции допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.

3. Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия требованиям санитарных правил обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку.

Статья 29. Обеспечение радиационной безопасности

1. Предприятия, учреждения, организации, которые хранят, транспортируют, используют радиоактивные вещества и источники ионизирующего излучения, осуществляют их захоронение, уничтожение или утилизацию, обязаны соблюдать нормы радиационной безопасности, соответствующие санитарные правила, а также нормы и требования радиационной безопасности.

2. Работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения осуществляются при наличии разрешения государственной санитарно-эпидемиологической службы и других специально уполномоченных органов.

3. Случаи нарушения норм радиационной безопасности, санитарных правил работы с радиоактивными веществами, другими источниками ионизирующего излучения, а также радиационные аварии подлежат обязательному расследованию при участии должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Статья 30. Защита населения от влияния неионизирующего излучения и других физических факторов

1. Органы государственной власти, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны осуществлять меры по защите населения от вредного влияния неионизирующего излучения, шума, вибрации и других физических факторов.

2. Использование источников, генерирующих указанные факторы в производстве, быту и с другой целью, допускается при условии соблюдения санитарных норм.

Статья 31. Требования к применению и обезвреживанию химических веществ и материалов, биологических средств

1. Органы государственной власти, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, в случае применения химических веществ и материалов, продуктов биотехнологии обязаны соблюдать санитарные нормы и правила.

2. Производство, хранение, транспортирование, использование, захоронение, уничтожение и утилизация ядовитых веществ, в том числе продуктов биотехнологии и иных биологических агентов, осуществляются при условии соблюдения санитарных норм, наличии разрешения органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и специального решения Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия.

3. Указанные требования распространяются также на транзитную транспортировку через территорию Республики Абхазия химических, биологических, радиоактивных и других опасных для здоровья видов сырья, полезных ископаемых, веществ и материалов (в том числе нефти и нефтепродуктов, природного газа и тому подобное) любыми видами транспорта и продуктопроводами.

Статья 32. Требования к продовольственному сырью и продуктам питания, условиям их транспортировки, хранения и реализации

1. Качество продовольственного сырья и пищевых продуктов, пищевых добавок, материалов и изделий, контактирующих с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации населению, должно соответствовать санитарным правилам и нормам.

2. Продовольственное сырье и пищевые продукты, пищевые добавки, материалы и изделия, контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации населению, не должны содержать генетически модифицированные организмы.

3. Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые производят, хранят, транспортируют или реализуют продукты питания и продовольственное сырье, несут ответственность за их безопасность для здоровья и жизни населения, соответствие требованиям санитарных норм.

4. Реализация населению продовольственного сырья и пищевых продуктов без документов, удостоверяющих их качество и безопасность, запрещается.

5. Разработка и постановка на производство новых видов пищевых продуктов, внедрение новых технологических процессов и технологического оборудования, производство новых видов тары, посуды и упаковочных материалов, применение новых пищевых добавок и других веществ разрешаются на основании заключения органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.

6. Не соответствующие санитарным правилам и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.

7. Снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия должны быть использованы их владельцами в целях, исключающих причинение вреда человеку, или уничтожены.

Статья 33. Требования к организации питания населения

1. При организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.

2. При организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты, установлении норм пищевого довольствия для военнослужащих, а также при установлении норм питания для лиц, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.

3. При установлении минимальных социальных стандартов уровня жизни населения, гарантируемых государством, должны учитываться физиологические нормы питания человека.

Статья 34. Условия ввоза продукции по импорту, ее реализации и использования

1. Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, могут ввозить по импорту сырье, продукцию (изделия, оборудование, технологические линии и т.п.), реализовать и использовать их в Республике Абхазия только при наличии данных по безопасности для здоровья населения.

2. Перечень и содержание данных по безопасности для здоровья населения устанавливаются центральным органом государственного управления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

3. В случае отсутствия отмеченных данных ввоз, реализация и использование продукции иностранного производства разрешается только после получения положительного заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Статья 35. Требования к хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам водопользования

1. Органы государственной власти обязаны обеспечить жителей городов и других населенных пунктов питьевой водой, количество и качество которой должны отвечать требованиям санитарных норм и государственного стандарта. Производственный контроль качества питьевой воды в процессе ее добычи, обработки и в распределительных сетях осуществляют предприятия водоснабжения.

2. Вода открытых водоемов, которая используется для хозяйственно-питьевого водоснабжения, купания, спортивных занятий, организованного отдыха, в лечебных целях, а также вода водоемов в границах населенных пунктов должна отвечать санитарным нормам.

3. Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые используют водоемы (в том числе море) для сброса сточных, дренажных, поливных и других загрязненных вод, должны обеспечить качество воды в местах водопользования в соответствии с требованиями санитарных норм.

4. Для водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения, их источников устанавливаются зоны санитарной охраны со специальным режимом. Порядок установления и режим этих зон определяется законодательством Республики Абхазия.

Статья 36. Гигиенические требования к атмосферному воздуху в населенных пунктах, воздуху в производственных и других помещениях

1. Атмосферный воздух в населенных пунктах, на территориях предприятий, учреждений, организаций и других объектов, воздух в производственных и других помещениях длительного или временного пребывания людей должен отвечать санитарным нормам.

2. Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, при осуществлении своей деятельности обязаны принимать необходимые меры по предотвращению и устранению причин загрязнения атмосферного воздуха, физического влияния на атмосферу в населенных пунктах, рекреационных зонах, а также воздуха в жилых и производственных помещениях, лечебно-профилактических и других учреждениях, других местах длительного или временного пребывания людей.

Статья 37. Требования к условиям воспитания и обучения

1. В дошкольных, школьных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны обеспечивать условия, которые отвечают требованиям санитарных норм и правил, осуществлять мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, гигиеническое воспитание соответствующих групп населения и изучения ими основ гигиены.

2. Программы, методики и режимы воспитания и обучения, аудиовизуальные и иные средства воспитания и обучения, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным нормам.

Статья 38. Требования по гигиеническому воспитанию и обучению населения

1. Гигиеническое воспитание является одной из главных задач воспитательных учреждений и учебных заведений.

2. Курс гигиенического обучения является обязательной составляющей частью общеобразовательной и профессиональной подготовки и аттестации, а также повышения квалификации кадров, должностных лиц и работников организаций (индивидуальных предпринимателей), характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией продовольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

3. Органы и учреждения здравоохранения, медицинские работники, а также работники образования и культуры обязаны пропагандировать среди населения гигиенические навыки, здоровый образ жизни.

4. Органы государственной власти, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны участвовать и создавать условия для гигиенического обучения и воспитания граждан, пропаганды здорового образа жизни.

Статья 39. Обязательные медицинские осмотры

1. В целях охраны здоровья населения, предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний, предупреждения профессиональных заболеваний и отравлений, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда работников организаций физические лица, осуществляющие какую-либо хозяйственную и (или) производственную деятельность, проходят предварительные и периодические медицинские осмотры.

2. Порядок и периодичность проведения обязательных медицинских осмотров декретированных групп населения и их допуска к работе устанавливаются центральным органом государственного управления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

3. Перечень вредных производственных факторов, профессий, при которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры, устанавливается центральным органом государственного управления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

4. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, занятые в сфере производства и хозяйственной деятельности, не допускают к работе лиц, не прошедших предварительные или периодические медицинские осмотры или признанных непригодными к работе по состоянию здоровья.

5. Данные о прохождении работниками медицинских осмотров подлежат внесению в их личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями. Порядок выдачи, учета и ведения медицинских документов определяется главным государственным санитарным врачом Республики Абхазия.

Статья 40. Профилактические прививки

1. Профилактические прививки с целью предотвращения заболевания туберкулезом, полиомиелитом, дифтерией, коклюшем, столбняком и корью в Республике Абхазия являются обязательными и осуществляются за счет бюджетных средств.

2. Обязательным профилактическим прививкам для предотвращения распространения других инфекционных заболеваний подлежат отдельные категории работников в связи с особенностями производства или выполняемой ими работы. В случае необоснованного отказа от прививки по представлению соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы они к работе не допускаются.

3. Группы населения и категории работников, которые подлежат профилактическим прививкам, в том числе обязательным, а также порядок и сроки их проведения определяются центральным органом государственного управления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

4. Контроль соответствия иммунобиологических препаратов, которые применяются в медицинской практике, требованиям государственных и международных стандартов и обеспечения ими учреждений здравоохранения осуществляется центральным органом государственного управления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 41. Госпитализация и лечение больных инфекционными, паразитарными заболеваниями и носителей возбудителей инфекционных, паразитарных болезней

1. Больные инфекционными, паразитарными заболеваниями, лица с подозрением на инфекционное, паразитарное заболевание и бактерионосители подлежат изоляции и лечению, а находившиеся в контакте с ними лица – медицинскому наблюдению, при необходимости – изоляции и лечению.

2. Больные инфекционными, паразитарными заболеваниями в случае отказа от госпитализации подлежат принудительному стационарному лечению, а носители возбудителей указанных болезней и лица, которые имели контакт с такими больными, – обязательному медицинскому надзору и карантину в установленном порядке.

3. Больные хроническими инфекционными, паразитарными заболеваниями и хронические бактерионосители, представляющие опасность для окружающих, подлежат временному отстранению от работы.

4. Перечень особо опасных и опасных инфекционных, паразитарных заболеваний, условия признания лица больным инфекционной болезнью или носителем возбудителя инфекционной болезни, противоэпидемические и карантинные правила устанавливаются центральным органом государственного управления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 42. Предупреждение возникновения и распространения особо опасных и опасных инфекционных, паразитарных заболеваний и массовых отравлений

1. В случае возникновения или угрозы возникновения или распространения особо опасных и опасных инфекционных, паразитарных заболеваний и массовых отравлений населения, органы государственной власти, органы местного самоуправления по представлению соответствующих должностных лиц органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в пределах своих полномочий могут вводить, в установленном законодательством порядке, на соответствующих территориях или объектах особые условия и режимы труда, обучения, передвижения и перевозки, направленные на предотвращение и ликвидацию этих заболеваний.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать своевременное проведение массовых профилактических прививок, дезинфекционных, дератизационных, других противоэпидемических мер.

3. В случае угрозы возникновения или распространения особо опасных и опасных инфекционных, паразитарных заболеваний, массовых отравлений соответствующими должностными лицами органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут вводиться внеочередные профилактические прививки, другие мероприятия профилактики.

Статья 43. Санитарная охрана территории Республики Абхазия

1. Санитарная охрана территории Республики Абхазия осуществляется в целях предупреждения заноса, возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, их локализации и ликвидации, а также предотвращения ввоза на территорию Республики Абхазия и реализации на территории Республики Абхазия товаров, химических и биологических веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека.

2. Перечень инфекционных и паразитарных заболеваний, на которые распространяются мероприятия по санитарной охране территории Республики Абхазия, определяется центральным органом государственного управления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

3. Не допускаются к ввозу на территорию Республики Абхазия опасные грузы и товары, в отношении которых при проведении санитарно-карантинного контроля установлено, что их ввоз на территорию Республики Абхазия создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

4. Санитарная охрана территории Республики Абхазия обеспечивается путем:

1) осуществления санитарно-карантинного контроля;

2) проведения комплекса административных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение заноса, возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

3) обеспечения постоянной готовности соответствующих государственных органов, организаций здравоохранения и иных организаций к проведению комплекса административных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию очагов инфекционных и паразитарных заболеваний;

4) введения карантина или других ограничительных мероприятий;

5) осуществления международного сотрудничества в области санитарной охраны территорий.

Глава 5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статья 44. Основные принципы организации и деятельности системы государственного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую государственную централизованную систему.

2. Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя:

1) центральный орган государственного управления, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Республике Абхазия;

2) территориальные органы, созданные в установленном законодательством Республики Абхазия порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в административно-территориальных единицах Республики Абхазия (далее – территориальные органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора), а также на водном, железнодорожном, воздушном транспорте (далее – на транспорте);

3) учреждения, структурные подразделения центральных органов государственного управления по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных силах Республики Абхазия, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны, безопасности и иного специального назначения (далее – объекты обороны и иного специального назначения);

4) государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Абхазия.

3. Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель центрального органа государственного управления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, главный государственный санитарный врач Республики Абхазия, а также руководители территориальных органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора – главные государственные санитарные врачи в административно-территориальных единицах Республики Абхазия и на транспорте, главные государственные санитарные врачи центральных органов государственного управления, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи.

4. Главные государственные санитарные врачи центральных органов государственного управления, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, по своим функциональным обязанностям являются заместителями главного государственного санитарного врача Республики Абхазия по вопросам, входящим в их компетенцию.

5. Структура органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности и назначения руководителей устанавливаются положением, утвержденным Кабинетом Министров Республики Абхазия.

Статья 45. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор

Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, производятся из республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Абхазия.

Статья 46. Право органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и учреждений, обеспечивающих их деятельность, на пользование имуществом и земельными участками

1. Помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор для выполнения возложенных на них задач, находятся в государственной собственности и передаются указанным органам и учреждениям в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия.

2. Земельные участки, на которых размещаются здания и сооружения органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предоставляются им в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия.

Статья 47. Должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор

1. Должностными лицами, уполномоченными в соответствии с настоящим Законом осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее — должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

2. Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливается положением, утвержденным Кабинетом Министров Республики Абхазия.

3. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, находятся под особой защитой государства в соответствии с законодательством Республики Абхазия.

4. Воздействие на должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в какой-либо форме с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности не допускается и влечет за собой установленную законодательством Республики Абхазия ответственность.

5. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право на ношение форменной одежды установленного образца.

Статья 48. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор

1. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право:

1) получать от органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

2) проводить санитарно-эпидемиологические расследования;

3) беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

4) посещать жилые помещения с согласия граждан или по решению суда в целях обследования жилищных условий;

5) проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

6) проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;

7) проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;

8) проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;

9) составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.

2. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

1) об устранении выявленных нарушений санитарных правил;

2) о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

3) о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

4) о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

5) о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Статья 49. Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей

1. Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 48 настоящего Закона, наделяются следующими полномочиями:

1) рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства;

2) предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства;

3) давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьей 19 настоящего Закона;

4) давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 19 настоящего Закона;

5) при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению:

а) проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;

б) эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;

в) разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции;

г) производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;

д) использования водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях;

е) ввоза на территорию Республики Абхазия продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам, или не зарегистрированных в установленном законодательством Республики Абхазия порядке потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов продукции, отходов, товаров, грузов;

6) при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:

а) госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

б) проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

в) временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

г) проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;

д) введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах;

7) за нарушение санитарного законодательства выносить мотивированные постановления о:

а) наложении административных взысканий в виде предупреждений или штрафов;

б) направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;

8) вносить предложения:

а) в органы государственной власти, органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся развития территорий, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды;

б) в органы государственной власти о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина);

в) в органы государственной власти, органы местного самоуправления о приведении в соответствие с санитарным законодательством нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

г) в организации о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

д) в органы сертификации о приостановлении действия или об изъятии сертификатов соответствия продукции, работ и услуг в случаях установления несоответствия таких продукции, работ, услуг санитарным правилам;

е) работодателям о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил;

ж) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов государственными учреждениями, обеспечивающими деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства.

2. Главный государственный санитарный врач Республики Абхазия наряду с правами и полномочиями, предусмотренными статьей 48 настоящего Закона и частью 1 настоящей статьи, наделяется дополнительными полномочиями:

1) выдавать санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии утверждаемых органами государственной власти проектов норм проектирования, проектов государственных стандартов, строительных норм и правил, проектов ветеринарных и фитосанитарных правил, проектов правил охраны труда, правил охраны окружающей среды, проектов государственных образовательных стандартов и государственных требований, проектов других нормативных актов и государственных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее – документы) санитарным правилам;

2) утверждать нормативные и другие документы, регламентирующие осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

3) вносить в органы государственной власти предложения о приведении в соответствие с санитарным законодательством утвержденных указанными органами документов, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

3. Главные государственные санитарные врачи, указанные в части 4 статьи 44 настоящего Закона, наряду с правами и полномочиями, предусмотренными статьей 48 настоящего Закона и пунктами 1–7 части 1 настоящей статьи, наделяются дополнительными полномочиями:

1) разрабатывать и вносить в центральный орган государственного управления, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проекты санитарных правил для утверждения;

2) утверждать инструкции и иные документы, регламентирующие порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах обороны и иного специального назначения.

Статья 50. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 48 и 49 настоящего Закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

2) устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

3) рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры;

4) информировать органы государственной власти, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

6) соблюдать государственную, врачебную и иную охраняемую законом тайну в отношении информации, ставшей им известной при выполнении своих служебных обязанностей.

Статья 51. Проведение проверок объектов государственного санитарно-эпидемиологического контроля должностными лицами санитарно-эпидемиологической службы

Должностными лицами органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор на объекте государственного санитарно-эпидемиологического контроля, проводятся плановые и внеплановые проверки в установленном законодательством Республики Абхазия порядке.

Статья 52. Ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия.

Статья 53. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор

1. Действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд.

2. Жалоба рассматривается в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия.

3. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемых действий, если исполнение обжалуемых действий не приостанавливается решением суда.

Глава 6. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

Статья 54. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Республики Абхазия.

Статья 55. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в соответствии с законодательством Республики Абхазия.

Принят Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия 27 февраля 2013 года

А.АНКВАБ, Президент Республики Абхазия

г. Сухум,

14 марта 2013 года,

№3287-c-V


Номер:  42
Выпуск:  2932
Рубрика:  политика
Автор:  А.АНКВАБ, Президент Республики Абхазия

Возврат к списку