Рубрики

20.02.2013

Бесчестный бизнес перспективы не имеет

Быть может, эти принципы вызовут у кого-то ироничную улыбку, покажутся надуманными. Между тем, практикой доказано, что без этих правил не может обходиться бизнес – большой ли он, малый или вовсе крошечный. Подсказаны эти принципы самой жизнью, и именно изначальное следование им позволило вырасти до мировых брендов таким фирмам, как «Форд», «Макдональдс», «Филипп Моррис», «Феррари», «Порше» и другим, которые сегодня у всех на слуху. А между тем стартовали их зачинатели с маленьких помещений и с небольшой суммы денег. И это, конечно, характерно не только для них.

К примеру, когда некий Алекс Манукян эмигрировал в США , он имел в кармане всего 50 долларов. Работая у различных хозяев, многому научился, пытливо присматривался к основным приемам ведения бизнеса. Питая пристрастие к сантехнике, открыл свое дело. Но этого было мало, требовалось чем-то удивить. Пришла идея усовершенствовать обычный кран – в изобретенное им запорное водопроводное устройство вместо кругового вентиля он поместил рычажок: просто и надежнее. А чтобы привлечь к нему потребительское внимание, обработал новинку блестящим веществом. Но увертюрой к бизнесу стало следующее: на первых порах работники Алекса устанавливали такие краны в домах американцев бесплатно. В конце концов, Манукян – рационализатор, как прежде называли у нас всякого рода умельцев, стал миллионером. А патент на свое изобретение он выставил на продажу. И сегодня это новшество дошло и до нас, и мы стараемся использовать эти надежные краны и на кухне, и в ванной, и в мастерской, да везде, где придется. И на протяжении всего этого делового роста Манукян, а сегодня уже и его наследники, следуют усвоенным с самого начала бизнес-принципам, в том числе отдавая должное благотворительности – иначе в Америке тебя просто не поймут.

А вот другой пример. Вскоре после войны 1992-93 гг. группа представителей российского бизнеса решила открыть у нас – впервые в Абхазии – предприятие по изготовлению пластиковых окон. Обязались на свои средства построить цеха, завезти необходимые материалы, вовлечь в производство местных жителей, обучая их делу. Но для осуществления задуманного требовалась поддержка местных предпринимателей. И вот тут-то не заладилось. Потому что те, на кого вышли россияне, зациклились на вопросе «А сколько мы с этого будем иметь?», ставя при этом условие, что все эти стеклопакеты будут реализовываться по их высоким ценам. Доводы о том, что прибыль надо наращивать постепенно и цены должны быть умеренными, не нашли понимания.

К сожалению, у нас и сегодня доминирует принцип, предполагающий «наварить» побыстрее и – зачастую – любой ценой. О ней как раз и речь. Практикуется реализация по двойной-тройной цене товаров, завозимых в Абхазию. К примеру, обычные диваны, которые в России стоят 15 тыс.руб., в наших магазинах предлагают за 30 тыс. руб.

А дорожат ли своей репутацией т.н. предприниматели, закупающие для нашего с вами потребления просроченные продукты? Оптовики по ту сторону границы, озабоченные тем, чтобы их товар не пропал, только радуются таким закупщикам. Алчность их приводит к тому, что нам сплавляется широкий ассортимент малопригодной еды – от молочных продуктов, круп, прохладительных напитков, разного рода выпечки до мяса и изделий из него. В том числе и бразильское мясо, обработанное такими ингредиентами, которые позволяют ему «быть свежим» чуть ли не 10 лет. Факты такого рода, кстати говоря, не раз приводились в нашей газете.

Увы, у нас пока еще немного предпринимателей, дорожащих своим именем, честью и предпочитающих вести дело по нормальным, цивилизованным правилам. И потому представляется весьма своевременной разработка Торгово-промышленной палатой Кодекса чести абхазского предпринимателя. Думается, само его появление побудит многих деловых людей призадуматься: а так ли они ведут свой бизнес, чтобы он имел перспективу для них лично и был бы полезным стране, соотечественникам? В конце концов, переход от хаотичного, неупорядоченного, эгоистичного рыночного поведения к действительно профессиональному ведению индивидуальной трудовой деятельности, с уважением к партнерам и потребителям, поможет ей стать более эффективной и значит, более выгодной.

Пусть кто-то сегодня и посчитает названные принципы смешными и наивными, но возможность быть всегда на плаву и постоянно иметь хорошие дивиденды появляется именно у того, кто придерживается вышеизложенных принципов, предполагающих верность слову, договоренностям, порядочность и другие этические правила. Во всем мире это давно уже стало непреложной аксиомой.


Номер:  20
Выпуск:  2910
Рубрика:  экономика
Автор:  Юрий КУРАСКУА

Возврат к списку