Рубрики

18.02.2013

Вино из винограда дедовских плантаций

Продолжаем тему

12 лет назад было создано ООО «АЗН» (по инициалам его основателя Авидзба Заура Николаевича), в которое входят виноградные плантации и винодельческий завод в Гудауте. Его коллектив своей любовью к виноделию, продуманностью действий и ежедневным трудом справляется с проблемами и добивается успехов. Почему основатель общества с ограниченной ответственностью З.Авидзба с недавних пор избрал именно этот вид деятельности и упорно его развивает? Этот вопрос ему задают часто, так как Заур Николаевич раньше был известен как успешный хозяйственник в других сферах деятельности. Виноградарство – дань памяти деду Сахаткери Авидзба, имевшему до советской власти в поселке Тасракуа (Дружба) Гудаутского района виноградные и табачные плантации, занимавшемуся скотоводством. На виноградниках деда тогда росли исключительно старые абхазские сорта.

В ООО «АЗН» объем ежегодной готовой продукции – и на этом уровне производство держатся несколько лет – до 70 тысяч литров. Основными покупателями вин и крепких напитков в летнюю пору являются отдыхающие. Намного меньше, но идет их распродажа и под Новый год в курортных городах Абхазии, когда приезжают гости отметить именно у нас этот прекрасный праздник. Естественно, часть вина покупает местное население на свадьбы и другие массовые мероприятия – напитки винзавода хорошо себя зарекомендовали. Правда, делать упор на местного покупателя сложно, так как многие в Абхазии сами производят вино, чачу, причем совсем даже неплохого качества.

На заводе стараются выдержать классификацию вин: сухие, полусухие, полусладкие, десерты (крепленые вина), а наименований – до десяти. Это «Изабелла» – с неё начинался в ООО «АЗН» выпуск первой продукции, «Гудаута» (марочное и сухое), «Золотой берег», «Старый Сухум», «Мускат», «Рица», «Гагра», «Паломник» (с графическим рисунком Новоафонского монастыря), «Апсха» («Царское»), «Мерло».

Лидерами продажи являются «Старый Сухум» (выпускается до шести – семи тысяч бутылок в год и ничего не остается нереализованным, хотя это относительно дорогое вино, его отпускная цена 300 рублей) и «Гагра» (белое вино).

На заводе в небольших объемах выпускают и 50-градусную чачу – из жмыха, в два перегона и с угольной фильтрацией, а затем год выдерживают в дубовых бочках, отчего она приобретает золотистый цвет. Из других крепких напитков – абхазская водка «Горец» (40-градусная), а также ликерные и коньячные напитки – по четыре наименования каждого из видов. И всего в ООО «АЗН» выпускается 22 вида продукции.

Конечно, и проблем здесь, как и на многих других предприятиях, немало. Одна из них – как вначале была, так и сейчас остается – изготовление этикеток для различных вин. Сегодня трудно найти художника, который поймет замысел заказчика и отобразит его. Здесь мне рассказали, какие неудачи они претерпевали, например, когда готовили этикетку для вина «Цабал» – ни местные художники, ни сочинские не смогли её исполнить. Сейчас этикетки заказывают в Краснодарском крае. В основном оттуда привозят и стеклянные бутылки, которые закупаются на оптовой базе. Используют на заводе и винные бутылки из Турции, которые, кстати, прочней российских.

Свое винное дело З.Авидзба начал с закладки виноградников, в том числе и на старых плантациях своего деда – какие-то площади заложил раньше (и они уже плодоносят), какие-то позже. Но собственного винограда пока не хватает, и его приходится покупать в других хозяйствах. Его все равно будет не хватать даже тогда, когда начнут плодоносить все корни. Поэтому у работников завода мечта иметь плантации, которые могли бы полностью загрузить мощности винодельческого предприятия. А выращивают пока здесь сорта «Изабелла» (у винограда хороший аромат и на него существует традиционный спрос), «Каберне», «Ркацители», недавно произвели пробные посадки «Шардоне» – если почва подойдет, будут закладывать и этот сорт.

Но французы «захоронили», раскритиковав во всех информационных источниках её промышленно-производственные характеристики, завезенную в Абхазию «Изабеллу», которую лично я очень люблю в гроздьях и из которой, сколько себя помню, крестьяне и делают красное вино. Правда, в моей семье для усиления темного цвета в него добавляют местный «Акачич». В ООО «АЗН» мне напоминают о трудах Евгения Чамагуа, который писал о филлоксере, уничтожившей в Абхазии аборигенные сорта, места которых и заняла именно «Изабелла», но продукция из неё, оказывается, хранится мало времени. «Изабеллу» ныне вырубают, заменяя на «Каберне-совиньон», «Мерло», «Шардоне» и другие более устойчивые и качественные сорта. В то же время на Западном Кавказе – в регионе, откуда пошел виноград по всему миру, что доказано учеными, может произрастать любой сорт винограда, поэтому у абхазских виноградарей при их желании имеются большие перспективы.

Почему-то в Абхазии уже несколько лет как вошло в моду пить белое вино, тогда как на Западе пропагандируется красное, и врачи именно его рекомендуют для здоровья. Может быть, многие наши предки потому жили долго, что пили красное вино, естественно, в умеренных количествах?!

Один из моих собеседников – главный технолог Эрик Фет-оглы серьезно озабочен и другой проблемой.

– За 20 послевоенных лет мы потеряли специалистов по виноградарству – обрезчиков, обвязчиков, культиваторщиков и других, – говорит он. – Лоза постарела не только в заброшенных государственных хозяйствах, но и у частников. Виноград любого сорта, и особенно шпалерный, требует обработки. Если её не проводить ежегодно, а некоторые операции в течение даже трех – четырех месяцев, то плантации скудеют, перестают давать урожай. В норме виноградный корень должен дать до 80 полноценных урожаев, и чем старше лоза, тем качественней её гроздья. Во многих хозяйствах в последнее время из-за недостатка рабочих рук стали прибегать к свободной формовке виноградников, при этом урожайность тоже ниже. Мы же из-за того же дефицита рабочих, которые бы подвязывали виноград, стали протягивать двойные параллельные проволоки на шпалерах и между ними пускать лозу, чтобы она не падала и сама цеплялась за проволоку своими усиками. Население не хочет заниматься виноградом, – с грустью говорит далее Эрик, – его портит туризм. Но такая ситуация складывается не только у нас. На Кубани, например, местные русские также «бегут» с виноградных плантаций, и их места занимают гастарбайтеры. Хотя профессия виноградаря всегда была престижной.

Напомню, что, например, в поселке Тасракуа, где живет Эрик и откуда я сама родом, до грузино-абхазской войны было развито виноградарство – население от табаководства перешло к этой отрасли, когда здесь во второй половине 20 века произошло преобразование колхоза в совхоз. Сейчас специалистов-виноградарей почти не осталось, многие из них постарели или умерли, а их дети, помогавшие тогда на плантациях родителям и зарабатывавшие трудодни, ныне занимаются другими делами.

Но вернемся к ООО «АЗН». Визитная карточка винзавода – дегустационный зал, расположенный на обочине автотрассы недалеко от Гудаутского железнодорожного вокзала. Зал высокий и просторный, на полках и столах вина и крепкие напитки, тут же стаканчики, и каждый может продегустировать их, после чего в основном люди выходят с покупкой. Многие туристы знают этот зал и, бывая в Абхазии, не проезжают мимо «винной точки» ООО «АЗН». В дегустационном зале реализуется половина продукции. Реализуется она, естественно, и во всех туристических зонах Абхазии, но за ее пределы для продажи не вывозится – достаточно пока внутреннего рынка. Хотя, как говорит З.Авидзба, внутренний рынок не может поглотить тот объем продукции, который они могли бы производить, а могут в шесть раз больше при нынешних мощностях. Однако при этом из-за недостатка сырья они не в силах обеспечить поставку на внешний рынок.

Дегустационный зал работает круглогодично, но торговля зависит от времени года: порой за целый зимний месяц продается лишь столько, сколько за один летний день. Что ж, это участь многих торговых объектов в курортных местах, так что лишь одно желание у виноделов – чтобы в целом поток туристов не уменьшался, ведь они – основные покупатели.

За дегустационным залом – производственные цеха завода. Здесь стоят огромные чаны, здесь – бродильный отсек, дробильня, места приема винограда и хранения виноматериалов, помещения для приготовления вина, где проводят его осветление, снятие с дрожжевого осадка, купаж, грубую и тонкую фильтрацию, бутилизацию. Здесь также складские помещения для хранения готовой продукции с мощными кондиционерами, обеспечивающими температурный режим. Хотя площади внушительные, в принципе это мини-завод, на котором многие процессы пока полуавтоматизированы, как, например, розлив, укупорка, или проводятся вручную (наклеивание этикеток). Сотрудников постоянных здесь до 16 человек, еще до 12 набирают в сезон переработки винограда.

Кстати, в плане ООО «АЗН» – выпуск и сушеной хурмы, на которую на рынках существует большой спрос, уже посажено 1,5 тысячи корней этой субтропической культуры и будет куплена китайская сушильня.

Завод – рентабельный. В 2012 году по Индикативному плану его товарооборот должен был составить 4,5 млн. рублей, коллектив же довел его до 12 млн. рублей, а различных видов налога государству им было уплачено более 2,5 млн. рублей.


Номер:  19
Выпуск:  2909
Рубрика:  экономика
Автор:  Заира ЦВИЖБА

Возврат к списку