Рубрики
Взгляд в историю: равнодушие противопоказано, или Размышления после семинара кавказоведов
Чем ближе Олимпиада 2014 года в Сочи, тем острей дискуссии вокруг неё, которые разгорелись с первых дней объявления нашего соседнего города её столицей. Так или иначе Абхазия тоже втянута в олимпийскую орбиту, и политические спекуляции затрагивают нашу историю и наш сегодняшний день, а также весь Кавказ и кавказскую диаспору за рубежом. Об истоках этих спекуляций и об уроках реальной истории говорили участники прошедшего в Сухуме в конце ноября 2012 года российско-абхазского семинара на тему: «Западный Кавказ между прошлым и будущим». Редакция газеты «Республика Абхазия», продолжая эту тему, предлагает читателям точку зрения руководителя Центра стратегических исследований при Президенте РА, кандидата философских наук О.Дамения.
– Олег Несторович! Вы участвовали в работе семинара на тему: «Западный Кавказ между прошлым и будущим». Обсуждался большой спектр острых и злободневных проблем, в том числе и «черкесский вопрос». Давайте вернемся к этому вопросу, поскольку дебаты по нему все более нарастают.
– С точки зрения строгой науки, которую я представляю, этот вопрос звучит, мягко говоря, некорректно, и даже специалисту-адыговеду трудно понять, о чем идет речь. В свое время Б.Спиноза утверждал: если задача сформулирована неправильно, она не может быть решена. Очевидно, вопрос, который вы задаете, политизирован и надуман определенными силами как антироссийско-прочеркесский проект. В действительности этот проект антироссийско-проамериканский и направлен на дальнейшую дестабилизацию политической обстановки на Кавказе. Он хорошо вписывается в большой, так называемый англо-саксонский проект третьей глобальной перестройки мира, о котором речь шла на семинаре.
Но этот вопрос возник не на голом месте. Надо различать вымысел и действительные реалии и не смешивать их друг с другом. Всегда важно учитывать: чем больше занимаемся критикой вымысла, тем больше становимся его заложником. Критика вымысла должна начинаться с обсуждения и решения реальных проблем, на базе которых строятся те или иные политические спекуляции. Только таким способом можно выбивать почву из-под ног тех, кто пытается установить свои порядки, в том числе и на Кавказе, через так называемый «управляемый хаос».
– Какие реальные проблемы имеете в виду?
– Нетрудно заметить, что заказчиком «черкесского вопроса» являются спецслужбы США, а исполнителем – Грузия. Такой проект им понадобился в связи с продолжающимся противостоянием между США и Россией на Кавказе. Задача, которую они пытаются решить через этот проект, – это срыв Сочинской Олимпиады 2014 года и в перспективе вытеснение России из региона. Для решения этой задачи ими используется черкесский (адыгский) фактор. Разве не так действовали страны Запада во время Русско-кавказской войны? Их политика на Кавказе не изменилась. Об этом достаточно подробно речь шла и на семинаре.
Впрочем, есть вероятность того, что после Олимпиады интерес Запада к «черкесскому вопросу» будет снижаться. И сегодня уже можно говорить о некотором снижении кривой линии. Но актуальность проблем адыгов сохранится.
– Но почему именно адыгский фактор понадобился заокеанским стратегам? Ведь на Западном Кавказе, где планируется проведение Сочинской Олимпиады, живут сегодня не только адыги?
– К сожалению, ответ на этот ключевой вопрос на семинаре не прозвучал. Более того, адыгские специалисты даже не были приглашены. Появление директора Адыгейского института гуманитарных исследований профессора Берсирова на семинаре было совершенно случайным. Может ли быть адекватно осмыслен «черкесский вопрос» без участия в его обсуждении адыгских специалистов?
– А вы сами как думаете, почему адыгский фактор стал ключевым?
– Разработчики «черкесского вопроса» хорошо знают трагические события недавнего прошлого, происходившие на месте проведения предстоящей Олимпиады. Именно здесь, на Красной Поляне, пали последними абхазо-адыгские ополченцы, державшие оборону Западного Кавказа. Именно на Красной Поляне в 1864 году в честь покорения Кавказа российская армия проводила торжественный парад. Абхазы и адыги в силу своей ментальности не могут быть безразличными к этому месту и не чтить память тех, кто погиб, защищая родину. Было бы более чем странно, если они были равнодушны к своей истории и будущей судьбе. Не правда ли?
– Но проблема, видимо, не только в том, что было…
– Совершенно верно! Несмотря на трагические последствия Русско-кавказской войны, часть адыгского народа сохранилась и продолжает жить на своей исторической родине. То же самое произошло и с абхазами. Но большая часть адыгов, как и абхазов, оказалась за пределами своей исторической родины и проживает анклавами в различных странах мира. Именно вследствие войны адыги, как и абхазы, утратили свою этническую целостность, единство и стали ныне дисперсным, разделенным народом. Тем самым большая часть адыгов и абхазов стала обреченной на утрату своей идентичности. Но и оставшаяся на своей исторической родине часть адыгов и абхазов тоже оказалась тогда на этом пути – на пути исчезновения!
Проблема эта возникла, как видно, не в связи с Сочинской Олимпиадой. Она возникла как следствие той войны. На протяжении более чем столетия духовная жизнь абхазов и адыгов протекала в напряженном поиске путей выживания. И именно в преодолении последствий войны они видели и продолжают видеть перспективы своего этнокультурного существования.
Как раз вокруг этой проблемы фокусируются основные дебаты, которые звучат сегодня в адыгском мире. Но она должна звучать не только в адыгском мире, но и в российско-адыгском диалоге. Между тем лишь вскользь упоминалась она на семинаре. Умалчивая об этой проблеме, мы тем самым отдаем ее на откуп не только антироссийским силам.
– Теперь, после образования независимой абхазской государственности, возникла определенная перспектива в решении проблемы, связанной с абхазской диаспорой, чего, к сожалению, мы не можем сказать в отношении адыгской диаспоры. Можно ли здесь говорить о какой-либо перспективе вообще? Ведь проблема непростая?
– Проблема на самом деле архисложная и, естественно, простых решений не имеет. Но можно и нужно обсуждать эту проблему среди специалистов и искать возможные пути ее решения. В понимании этой проблемы у адыгов есть своя позиция, на что они имеют право. Эта позиция может не совпадать с позицией политического руководства России, на что и оно имеет право. Коль скоро так, а это на самом деле так, то надо искать общее видение решения проблемы, отвечающее интересам как адыгов, так и российской государственности. Диалог здесь альтернативы не имеет.
Впрочем, Россия уже занимается решением аналогичной проблемы. Ведь после распада СССР десятки миллионов русских остались за пределами своей исторической родины. Защитить их социальные и гражданские права по месту проживания оказалось непросто. К тому же внутри самой России обострилась этнодемографическая ситуация. Руководству страны приходится сегодня принимать определенные меры, направленные на решение новых задач. Как раз в их контексте можно искать решение проблемы и адыгов. Мир меняется: возникают не только новые проблемы, но и условия, позволяющие добиться решения старых проблем.
– Место Олимпиады дорого сердцу абхаза и адыга, но они не против ее проведения.
– Нет, не против! Понимая значимость Олимпиады для России, они поддерживают российскую инициативу, подтверждением чего может служить и выступление профессора Берсирова на семинаре. Единственное, что хотят абхазы и адыги, – это учитывать их отношение к месту проведения Олимпиады её организаторами.
– Есть ли различие между абхазами и адыгами в подходе к Сочинской Олимпиаде? Спрашиваю об этом потому, что существует немало публикаций, в которых говорится о некой неблаговидной игре абхазов по отношению к своим северокавказским братьям.
– Если исходить не из мнений отдельных людей, а из общих интересов абхазов и адыгов, я здесь каких-либо различий в их подходах не нахожу. Но желающих противопоставить абхазов и адыгов друг другу сегодня немало. И нетрудно понять, кого и почему не устраивает их единство.
– Но какие-то проблемы все же существуют?
– Несомненно! Это, прежде всего, дефицит общения. Преодолеть этот дефицит можно и через восстановление того богатого опыта, который ими был накоплен на протяжении тысячелетий. Это в первую очередь культура общения, которая у них была высоко развита. Искусственное регулирование этого процесса может дать, как показывает практика, обратный эффект. Важно, чтобы простые люди непрерывно поддерживали разносторонние связи и отношения, имели возможность обсуждать волнующие их проблемы. Вместо этого из уст некоторых наших российских коллег-ученых чаще можно услышать: «Ребята, не ворошите историю! Что было, то было. Забудьте историю и давайте жить дружно»! Такую позицию мы разделить не можем.
Номер: 15
Выпуск: 2905
Рубрика: политика
Автор: Заира ЦВИЖБА