Рубрики

08.02.2013

По дьявольской стезе – в церковной рясе

Штрихи к портрету грузинского религиозного лидера

Недавняя поездка католикоса Грузии Илии II в Москву, его встреча здесь на высшем уровне, а также с руководством Русской Православной церкви, и главным образом высказывания грузинского духовного лидера вызвали, мягко говоря, немалое удивление у общественности Абхазии.

Чтобы оценить, насколько неискренен был Илия II в своих нынешних разглагольствованиях в российской столице и насколько далека нравственность этой особы от действительных духовных ценностей, достаточно обратиться в не столь далекое прошлое. Когда в преддверии распада СССР в городах и районах Грузии стали проходить истеричные митинги и другие акции, участники которых заявляли, что именно Россия всегда препятствовала свободе Сакартвело, и начались гонения против русскоязычного населения, эти настроения всемерно поддерживал духовный пастырь – католикос Илия II. Неистово возглашая: «Грузия непоколебима в своем выборе стать свободной, это воля Господня. Любовь к Господу породила Грузию», он не раз высказывался и в унисон лозунгу «Грузия – для грузин», и недаром над многими шествиями в Грузии реяли церковные флаги, кресты и другая религиозная атрибутика. В то же время Илия II изыскивал любые причины, чтобы не вступать в контакты с Русской церковью.

Казалось бы, католикос должен был понимать, что право на свободу может иметь любой народ. Ан нет. Когда Абхазия заявила о своем нежелании находиться в составе страны, где исповедуются националистические каноны, и руководство Грузии решило тут же военным путем решить абхазский вопрос, первым подобострастно отметился на этот счет Илия II, огласивший лозунг «Абхазия – исконная земля Грузии», что фактически прозвучало как благословение на всякого рода провокации, а затем и на агрессию. Тем более что Илия еще и подзадоривал: «Покажите Абхазии, что Грузия – это крепкая семья».

Вспомним, как в преддверии войны Илия II предпринял демарш в Абхазию в сопровождении духовной свиты и вооруженной охраны. И это, конечно же, был не мирный крестный ход – католикос стремился самим своим присутствием поддержать в сердцах грузинского населения «святой дух гнева» против абхазов и солидарных с ними русских, армян, греков и других. А «разъяснительные» его молитвы были нацелены на то, чтобы еще более распалить поднимающееся пламя межнационального раздора. Более того, незваный гость спровоцировал опасный конфликт в Гудаутском районе, который мог перерасти в массовое столкновение.

Нельзя при этом не рассказать и о таком пикантном моменте. Возвращаясь вечером «командировочного» дня в гостиницу «Абхазия», духовные делегаты обратились к местным «деловым людям» подыскать им красивых девушек, и одну среди них – особенную, понятное дело, для кого. Но любовные утехи, разумеется, не самый страшный грех в житии этой особы.

За несколько дней до вероломного вторжения грузинских войск в Абхазию Илия II устроил в главном тбилисском соборе молебен, который транслировался по грузинскому телевидению, а позже его в записи увидели и в Абхазии. Так вот, речь на этой ритуальной церемонии шла о «справедливом наказании непокорных в Абхазии», звучали молитвы за здравие «белых воинов», а на главном алтаре был освящен карающий меч, доставленный по этому случаю из этнографического музея. В канун нашествия Илия II осенил крестом предводителя вооруженной массы Эдуарда Шеварднадзе, пожелав ему «победу за правое дело». Кстати, в те роковые августовские дни 92-го как Шеварднадзе, так и Илия стали странным образом недосягаемыми – к ним не могли дозвониться с одной стороны руководители России и Абхазии, а с другой – представители РПЦ.

Когда блиц-криг грузинского воинства в Абхазию провалился и до Тбилиси стали доходить вести о павших карателях, вновь заявил о себе рьяный националист в церковном одеянии по имени Илия. Как можно забыть его кощунственное заявление в форме чрезвычайного приказа, в котором черным по белому было начертано: «Во имя отца и сына и Святаго Духа приказываю отныне убийцу каждого грузина объявить врагом грузинского народа». Как же должны были воспринять сию «индульгенцию» те самые «белые воины», тем более что многие из них еще вчера сидели за решеткой за криминальные прегрешения, – не иначе как благословение на безнаказанную гибель абхазов и всех, кто их поддерживал. И этим кровавым делом они и занимались на протяжении всей войны. Кстати, той же директивой «святого отца» руководствовалась в августе 2008 года грузинская военщина, уничтожавшая из танков и пушек как мирное население Южной Осетии, так и российских миротворцев. Что уж говорить о том, что, будучи осведомленным об операции грузинских лидеров «Чистое поле», он не возвысил свой голос против этого чудовищного замысла, не предал анафеме устроителей гибели ни в чем не повинных людей. Вопреки христианской доктрине, призывающей к братству во Христе, сей пастырь всегда занимался разжиганием межнациональных распрей.

И можно не сомневаться в том, что если бы сейчас к власти в его стране пришел бы опять же воинствующий националист, Илия II вновь изощрялся бы в агрессивных, нацистских циркулярах. Так что нынешний образ кроткого голубя с оливковой ветвью, который он примеряет на себя, начисто фальшивый, и этому лицемерному лику мало кто верит. Не только в Абхазии и Южной Осетии, но и в самой Грузии хорошо знают, что этот религиозный лидер с пренебрежением относится к представителям всех иных, негрузинских национальностей. Да и сейчас он норовит выступать с позиций определенного провокационного свойства. На недавней встрече с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом Илия II заявил: «России нужна единая Грузия, и Грузии нужна единая сильная Россия. Мы нужны друг другу, поэтому этот вопрос рано или поздно должен быть решен, и чем скорее он будет решен, тем лучше не только для России и Грузии, но и для Абхазии и Осетии». Вот ведь какая забота о нас с вами!

К слову сказать, высказывания Илии II в Москве были решительно осуждены Общественной палатой и Форумом народного единства Абхазии, что нашло отражение в сделанных ими заявлениях.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что деяния 80-летнего предстоятеля грузинской церкви никогда не вписывались в рамки искренних христианских добродетелей. Иерарх преклонных лет продолжает идти по недостойной стезе служителя мракобесия, проповедника самых низких, фашистских умонастроений. Не случайно Илию II уже давно так и нарекли у нас в Абхазии: «дьявол в церковной рясе». А таковым нигде не может быть доверия. Ни в Абхазии, ни в России, ни в какой другой стране…


Номер:  15
Выпуск:  2905
Рубрика:  политика
Автор:  Юрий КУРАСКУА

Возврат к списку