Рубрики

28.12.2012

ПОСЛАНИЕ Президента Республики Абхазия А. З. Анкваб Народному Собранию – Парламенту РА о положении в стране и об Основных направлениях внутренней и внешней политики в 2013 году

Уважаемые Спикер, депутаты Народного Собрания, приглашённые!

В соответствии с требованием Конституции Республики Абхазия обращаюсь к вам с ежегодным Посланием об основных направлениях внутренней и внешней политики страны, о том, над чем будет работать правительство в предстоящем году.

За короткое время в Абхазии произошли два серьёзных политических события – внеочередные выборы Главы государства и парламентские выборы.

Как и предполагалось, к ним было приковано внимание зарубежного экспертного сообщества, политических организаций и международных структур. Могу с уверенностью сказать, что и первые, и вторые выборы прошли в полном соответствии с требованиями национального выборного законодательства и международной практики. Они были демократичными и обеспечили реализацию прав избирателей в полном объёме.

В своём предвыборном обращении к гражданам страны я изложил принципы и направления работы в случае избрания меня президентом. Сегодня хочу ещё раз подтвердить их неизменность.

Главное в деятельности исполнительной власти по социально-экономическому развитию – это продолжение начатых ранее проектов. Приходится констатировать и то, что нам не удалось, по разным причинам, дойти до всех без исключения проблем. Вместе с тем мы твёрдо уверены: есть прочный фундамент для серьёзного продвижения вперёд.

Государственный бюджет текущего года вполне реальный, наша способность его выполнить была очевидной. Таким же реальным является Госбюджет и предстоящего года.

Главными задачами бюджетной политики в 2013 году остаются повышение уровня социальной защищенности населения и обеспечение роста национальной экономики.

Совершенствование бюджетного законодательства, включая вопросы бюджетного процесса, позволят реализовать мероприятия, направленные на достижение сбалансированности и равенства бюджетов всех уровней, разграничить расходные и доходные полномочия, тем самым обеспечить заинтересованность местных органов власти в эффективном управлении общественными финансами.

Специального анализа требует практика государственных внебюджетных фондов. Через, в том числе, внебюджетные фонды становится возможным организовать систему социальной защиты населения. Такая система создана во многих странах мира и оправдывает себя в случаях, если организация, объём и инструменты осуществления этой защиты соответствуют конкретным экономическим, политическим и демографическим характеристикам современного этапа развития общества.

Продуманная бюджетная политика, в совокупности с мерами денежно-кредитного регулирования, должна способствовать стабильному развитию национальной экономики.

Повторю однажды сказанное: я против экспериментов, которые вызвали бы нестабильность в обществе и неустойчивость экономических процессов.

Поэтому важно, чтобы действия исполнительной власти основывались на продуманной экономической и правовой базе. В этом смысле мы осуществили ряд мер по изменению ранее принятых документов, регламентирующих деятельность в сфере предпринимательства, в том числе вопросы лицензирования и налогообложения.

Работа в этом направлении продолжается. И нам необходима будет в этом ваша поддержка.

Общеизвестно, что устойчивое развитие предпринимательства – основа стабильного социального развития общества. Оно способствует созданию новых рабочих мест, меньшей подверженности бизнеса экономическим потрясениям.

Государство заинтересовано в стимулировании бизнеса, способствующего насыщению внутреннего рынка продукцией собственного производства. Создание льготной системы налогообложения, упрощенной отчетности позволит предпринимателю сосредоточиться на решении производственных вопросов.

Впереди решение и других проблем, препятствующих развитию предпринимательства. Это и высокая себестоимость сырья, низкий уровень технологий, ограниченность каналов сбыта, недоступность источников финансирования, низкая бизнес-культура.

Создание условий для здоровой конкуренции, обеспечение гарантий безопасности вложенного капитала, формирование предпосылок прозрачности бизнеса – это задачи, которые ставит перед собой государство для привлечения частных инвестиций (как внутренних, так и внешних).

Разумеется, что эти процессы не могут эффективно развиваться в отрыве, автономно от банковской системы государства. Они взаимоувязаны. И государство прямо заинтересовано в осуществлении грамотной денежно-кредитной политики.

Развитие и укрепление банковской системы, повышение уровня защиты интересов вкладчиков и кредиторов способствуют росту доверия к ней.

Очевидно, что кредиты – это один из основных источников финансирования бизнеса. Однако проблема заключается в их возврате. Кредит может стать доступным только при условии создания работающих механизмов обеспечения обязательств заёмщика по кредитным договорам. Поэтому потребуется установление минимальных требований по обеспечению обязательств заёмщиками, совершенствование системы обмена информацией, содержащейся в кредитных историях, развитие нормативных правовых актов, регулирующих вопросы залога и несостоятельности хозяйствующих субъектов.

Для защиты прав и законных интересов вкладчиков и стимулирования привлечения сбережений населения в банковскую систему Республики Абхазия в течение 2013 года будет продолжена работа по совершенствованию законодательства в банковской сфере. Эта работа будет направлена, в том числе, и на реализацию норм Закона о страховании вкладов физических лиц, Положения о Реестре кредитных историй и др. Таким образом, в предстоящем году будет введено обязательное страхование вкладов.

Мы намерены провести серьёзную работу по разработке и совершенствованию механизмов ликвидационных процедур в кредитных организациях. Она включает в себя и вопросы установления уголовной ответственности для руководителей и других должностных лиц за существенное искажение данных учёта и отчётности, ложных сведений с целью сокрытия информации о фактическом финансовом положении кредитной организации.

В целях совершенствования механизма контроля Банком Абхазии будут разработаны предложения по улучшению законодательства о валютном регулировании и контроле.

В 2013 году впервые в Абхазии участники национальной платежной системы перейдут к реализации расчётов с использованием платёжных карт. Это, в совокупности с совершенствованием законодательства о порядке ведения кассовых операций и о порядке осуществления валютного контроля, позволит перейти на безналичные расчеты и повысить прозрачность финансово-хозяйственных операций.

Актуальными являются и вопросы обеспечения финансовой стабильности банковской системы путём оперативного реагирования на финансовые угрозы и принятия своевременных мер в области денежно-кредитной политики, банковского регулирования и надзора. Прежде всего, это касается совершенствования системы раннего предупреждения, которая позволяет своевременно выявлять негативные тенденции изменения финансового состояния банков страны.

Условия и требования рыночной экономики, развитие деловых отношений, необходимость понимания национальной системы финансовой отчётности иностранными участниками бизнеса актуализировали необходимость реформирования системы бухгалтерского учёта и отчётности с целью повышения их прозрачности, достоверности и полезности. Центральным ориентиром реформирования системы бухгалтерского учёта и отчётности станет адаптация её к международной практике, а также стандартизация основных вопросов для снижения нагрузки на бизнес и облегчения контроля со стороны регулирующих органов.

Одновременно считаем важным внедрение практики регулярных разъяснений общественности задач и содержания реформирования, в том числе и с целью повышения финансовой грамотности населения.

Уважаемые депутаты,

завершается реализация Комплексного плана социально-экономического развития на 2010-12 гг., финансируемого за счёт российской помощи. Нет необходимости говорить о том, как важна для страны эта поддержка.

Мы сумели за короткое время реанимировать целый ряд социально значимых объектов, осуществить целевые программы, которые в обозримой перспективе освоить своими силами было бы невозможно.

На сочинской встрече с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным мы подробно обсудили вопросы развития сотрудничества и в этом направлении, в том числе возможность подготовки и реализации программы помощи на новый период – с 2013-го по 2015 гг. В настоящее время идёт работа над соответствующим проектом.

Поэтому тем, кто говорит, что у правительства нет плана социально-экономического развития страны, я отвечаю: Государственный бюджет Республики Абхазия, каждый год разрабатываемый правительством, рассматриваемый и утверждаемый Парламентом, есть не что иное, как план развития. В то же время Программа социально-экономического развития – план комплексных работ, рассчитанный на перспективу. Эти документы реальны и выполняются.

Остаюсь твёрдым сторонником абсолютной бесполезности создавать иллюзорные, ничем не подкреплённые так называемые стратегические программы развития, рассчитанные на долгосрочную перспективу. Их реализация в современных условиях нереальна.

Разумеется, если бы мы страдали популизмом, уверяю вас, без особых проблем сумели бы подготовить такую программу для, что называется, отвода глаз. Но, повторяю, это был бы чистой воды блеф. Наша проблема в том и состоит, что теоретиков, советников и экспертов от экономики, за свою деятельность не подготовивших ни одного средненького баланса самого захудалого предприятия, в республике и вне её много, а вот на опытных практиков – большой дефицит.

Уважаемые депутаты, новый план, работа над которым, как я уже говорил, ведётся и будет скоро завершена, предусматривает реализацию 9 государственных программ. Хочу перечислить лишь основные направления деятельности правительства в ближайшие три года в соответствии с упомянутым планом.

Это: госпрограмма «Развитие промышленности»; госпрограмма «Водоснабжение, водоотведение и канализация»; госпрограмма «Водоснабжение сёл»; госпрограмма «Детский сад», предусматривающая ремонтно-восстановительные работы в дошкольных учреждениях Сухума и всех районов Абхазии; аналогичная госпрограмма «Школа»; государственная программа профилактики здоровья, предусматривающая капитальный ремонт Республиканской детской больницы, капитальный ремонт и оснащение детских и взрослых поликлинических учреждений, материально-техническое обеспечение лечебных учреждений, в том числе приобретение для них спецтранспорта; госпрограмма «Сельский фельдшерско-акушерский пункт», которая призвана содействовать созданию цельной системы здравоохранения; госпрограмма «Сельский клуб»; госпрограмма «Развитие спорта», в рамках которой мы намерены осуществить строительство и ремонт спортивных школ, спортплощадок, теннисных кортов, футбольных стадионов, спортзалов в учебных заведениях республики.

Кроме того, в ближайшие три года в рамках упомянутой Программы должен быть осуществлён капитальный ремонт и освещение автомагистрали Сухум – Очамчыра, автодороги Бзыпта – Пицунда, капитальный ремонт автодороги Бзыпта – Рица, ремонт дорог местного значения во всех районах республики и в столице, приобретение пассажирского автотранспорта. За это время мы планируем завершить строительные работы на третьем, последнем тоннеле Гагрской объездной дороги.

В стране стремительно расширяется парк частных автомобилей и общественного транспорта. Чтобы не допустить ухудшения ситуации, мы намерены разработать проектно-сметную документацию на строительство Сухумской объездной дороги для обвода транзитного трафика.

По линии жилищно-коммунального хозяйства будут продолжены работы по замене кровель в многоквартирных домах, ремонту фасадов и внутренних коммуникаций.

Отдельное направление работы – это строительство линий электропередач, в том числе кабельных распределительных сетей.

Особой заботой правительства остаётся агропромышленная сфера. Мы намерены продолжить закладку многолетних насаждений, цитрусовых, фруктовых культур, виноградников, разведение птицы и рыбы. Это важно, прежде всего, для устойчивого развития предпринимательства, обеспечения занятости населения, организации производства собственной продукции для реализации и переработки.

Масштабной для республики давно является проблема утилизации бытовых отходов. Эта проблема стала настолько очевидной, актуальной, что откладывать её решение больше нельзя. В 2013 году в Сухуме и ещё трёх районах страны мы должны построить предприятия различной мощности по приёму, сортировке и возможной переработке бытовых и других отходов. Для этих целей нужна будет и специальная техника по сбору и транспортировке отходов. Если не решить эту проблему в ближайшее время, то есть серьёзная опасность для санитарно-эпидемиологического и экологического состояния в республике.

Другой проблемой остаётся развитие восточного региона. К сожалению, военные действия и послевоенные обстоятельства привели к разрушению его экономической и социальной инфраструктуры.

По сложившейся практике северо-запад Абхазии традиционно развивался, в основном, за счёт курортной индустрии, а восток, наиболее пострадавший, был сельскохозяйственным, производственно-промышленным. Это привело и к послевоенному неравномерному развитию всех районов.

Действительно, есть трудности с привлечением серьёзных инвестиций в Очамчырский, Ткуарчалский, Галский районы. Значит, заниматься их реанимацией должно и будет пока государство. А упомянутые выше госпрограммы в значительных объёмах рассчитаны на реализацию в этих районах.

Уважаемые присутствующие, одним из главных направлений работы правительства является улучшение качества здравоохранения. Такая работа уже проводится. Абхазии интересен международный, в том числе российский, опыт организации системы здравоохранения в целом.

В последние годы приложено немало усилий по восстановлению объектов здравоохранения, оснащению их современным медицинским оборудованием и техникой. Продолжается работа по реанимации медучреждений различного профиля.

В настоящее время идёт реконструкция и ремонт Республиканской больницы, республиканских онкологического, психоневрологического и противотуберкулёзного диспансеров, Реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями, Ткуарчалской и Гудаутской центральных районных больниц.

В текущем году для оснащения лечебных учреждений было приобретено спецоборудование на сумму 52 млн. 839 тыс. рублей. На 24 млн. 166 тыс. рублей приобретены 15 автомобилей скорой медицинской помощи, в том числе реанимобили для взрослых и новорождённых.

В связи с невозможностью оказания высокотехнологичной помощи и другой специализированной медицинской помощи на месте, в текущем году на лечение наших граждан в лечебно-профилактических учреждениях России оплачено почти 50 млн. рублей.

В образовательных, научно-исследовательских медицинских центрах и клиниках России обучаются и повышают квалификационный уровень десятки наших сограждан. Только в 2012 году правительство оплатило обучение студентов медицинских вузов, прохождение ими интернатуры, ординатуры, курсов повышения квалификации врачей на сумму более чем 5 млн. рублей.

Хочу обратить внимание на то, что в соответствии с договорённостями с Президентом России и по его поручению специалистами российского Федерального медико-биологического агентства, клиник Краснодарского и Ставропольского краёв с августа по октябрь в республике была проведена диспансеризация взрослого и детского населения.

В процессе диспансеризации было осмотрено 33 108 человек, из них 11 046 детей. Специалистами было выявлено 175 человек, нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи, 228 – в специализированной. В настоящее время абхазской и российской сторонами проводится согласование квот для прохождения больными необходимого курса лечения в клиниках России.

Должен отметить, что столь масштабное медицинское обследование населения ранее в республике не проводилось.

В рамках создания эффективной системы здравоохранения мы нацелены на создание на базе Республиканской больницы большого многопрофильного лечебного центра, связанного со всеми медицинскими учреждениями страны, в том числе с сельскими фельдшерско-акушерскими пунктами. Лишь в таком случае мы сумеем добиться медицинского обслуживания высокого уровня.

Чрезвычайно актуален для нас и такой из аспектов системы здравоохранения, как способы противодействия развитию наркомании и наркозависимости молодых граждан страны. Как бы дорого это ни обошлось, но такой специализированный лечебно-оздоровительный центр жизненно необходим.

Также важно формирование правовой основы системы здравоохранения. Нам необходимо принять законы «О здравоохранении» и «О медицинском страховании». Они будут способствовать изменению порядка финансирования лечебных учреждений в рамках оказания ими гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи населению.

В то же время назрела необходимость ввести в правовое поле оказание платных медицинских услуг. И до принятия Закона «О здравоохранении» есть необходимость продолжить обсуждение этого вопроса общественностью.

Уважаемые коллеги,

столь же важным направлением в деятельности правительства считаю молодёжную политику. Уверен в необходимости определения стратегии планомерного и долгосрочного ведения молодежной политики. Эта стратегия должна базироваться на воспитании физически здоровой, хорошо образованной, обеспеченной работой молодёжи.

Определяющая роль в этом, при основательной поддержке государства, принадлежит и семье, и дошкольным учреждениям, средней и высшей школе.

Одна из основных задач правительства – это создание условий для получения молодёжью качественного среднего, средне-специального и высшего образования.

Мы считаем, что цельной система будет тогда, когда процесс воспитания и образования будет начинаться в детском саду, продолжится в средней школе и закрепится в вузе. Поэтому мы будем стремиться к созданию современных дошкольных учреждений в городах, сельской местности, продолжим существенно улучшать условия в средних школах республики. Только с хорошим базовым образованием наша молодёжь сумеет расширить свои знания в высших учебных заведениях и стать в будущем высококвалифицированными специалистами.

В их подготовке заинтересованы не только различные отрасли экономики, это важно для развития абхазской науки.

Безусловно, планы должны подкрепляться гарантиями их реализации, материальной поддержкой.

Особое внимание, чтобы ни говорили наши оппоненты, мы будем уделять физическому развитию молодого поколения. Поэтому за три года необходимо всюду значительно увеличить число оборудованных спортивных площадок и спортивных залов. В Сухуме, как вы знаете, на месте старого городского будет построен совершенно новый, современный стадион, а в перспективе мы намерены провести ремонт и достройку Республиканского стадиона.

Мы знаем, что строительство спортивных площадок и стадионов напрямую не влияет на развитие экономики, но обращаю внимание на это потому, что убеждён в необходимости пропаганды здорового образа жизни, предоставления детям и подросткам альтернативы «уличному» развитию. Мы стремимся к тому, чтобы наша молодежь была здорова. Она и будет в недалёком будущем продолжать развитие государства.

В комплексе предпринимаемых мер считаю важным событием и принятие Закона «О молодёжной политике». Он позволит со временем систематизировать и структурировать эту работу и предусматривает создание Фонда молодёжи.

Одна из главных проблем в полноценной реализации государственной политики в вопросах развития молодёжи – отсутствие инфраструктуры. В этой связи считаю актуальным создание специализированных центров в столице и в районах республики.

В конечном счёте, меры по возрождению спортивной инфраструктуры, поддержке образовательной системы всех уровней, организации эффективного здравоохранения напрямую связаны с проблемами демографии, безопасностью государства в целом. На это будут нацелены усилия правительства. Странно, что такие очевидные вещи непонятны для оппозиционной среды.

Уважаемые коллеги,

чрезвычайно болезненными стали для нас проблемы наркомании, высокий уровень смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, ситуация с преступностью.

Как не единожды было сказано, необходимо отличать страдающих наркоманией граждан и преступников, занимающихся ввозом и распространением, изготовлением, производством наркотических средств. Поэтому недавно в уголовное законодательство были внесены соответствующие изменения.

Существовавшая практика уголовного преследования лиц, употребляющих наркотические и психотропные средства, была абсолютно неэффективна, бесполезна и, более того, породила другую проблему – взяточничества, наживания денег нечестными сотрудниками правоохранительных структур на чужой беде.

В уголовном порядке необходимо жёстко, тотально преследовать тех, кто выращивает, производит, ввозит в страну, распространяет, торгует наркотиками органического и неорганического происхождения, психотропными средствами. Уголовное наказание таких преступников должно быть неотвратимым и суровым. Это – работа государства. Но она будет слабой, неэффективной без должного участия общественных институтов, каждого гражданина страны. Доли ответственности, лежащие на государстве и на обществе, равны. И каждый должен выполнить свои обязательства друг перед другом.

Такая же равная ответственность на всех нас лежит и за ситуацию, сложившуюся в результате дорожно-транспортных происшествий.

Высокий уровень смертности на дорогах более не позволяет перекладывать вину друг на друга. Прежде единственной причиной ДТП называли плохое состояние дорог. Сейчас – в том, что они обновлены и тем самым вызывают искушение превысить скорость.

На мой взгляд, причина не только в работе госавтоинспекции, но и в безответственном отношении участников дорожного движения – водителей – к своей судьбе, к судьбе других людей. Эта причина – и в безответственном отношении родителей, дающих своим детям дорогие, скоростные автомобили и отпускающих их всем ветрам навстречу.

Одно только ужесточение наказания не даст требуемых результатов – это неоспоримо. Лишь эффективная работа ГАИ в совокупности с общественными усилиями поможет нам исправить ситуацию.

В обществе необходимо культивировать атмосферу нетерпимости к нетрезвому водителю и лихачу как к потенциальным убийцам. Родители, школа, все мы должны прививать детям совершенно иные ценности. И в системе этих ценностей не должны доминировать такие понятия, как «дорогой автомобиль», «благосостояние любой ценой».

Наши действия должны работать на опережение, иначе останется только одно – констатировать печальную статистику и соболезновать друг другу.

Вдумайтесь в эти цифры: в послевоенный период, с 1994 года, в автоавариях погибли 983 человека. Увечья различной степени тяжести получили 4 208 человек.

Может ли наше маленькое государство терпимо относиться к таким потерям? Ответ очевиден.

Считаю необходимым, чтобы наряду с проводимой работой Министерство внутренних дел сосредоточило свои усилия на раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений. При всех трудностях, уверен, эту работу можно проводить на должном уровне. Но, как известно, самый лучший метод борьбы с преступностью – это профилактика.

Мы знаем о дефиците квалифицированных кадров в различных службах системы МВД. Однако ситуация, в том числе экономическая, существенно изменилась. Сегодня мы можем позволить себе не только обучать будущих специалистов за пределами Абхазии, но и организовать стажировки и повышение квалификации действующего личного состава. Этим необходимо заниматься системно, из года в год. Более того, необходимо готовить и кадровый резерв.

Уважаемые депутаты,

должен сказать, что отдельные важные положения принятых Уголовного, Уголовно-процессуального и Гражданско-процессуального кодексов совершенно не отвечают нашим реалиям. Один из главных недостатков этих законодательных актов – чрезмерно либеральное отношение к одним вопросам и неоправданно жёсткое – к другим.

Но самым проблемным стало то, что принятое законодательство размыло систему функций и полномочий органов прокуратуры в уголовном и гражданском процессах.

Передача этих полномочий судебной системе, пока не совсем готовой принять на себя такой груз, считаю преждевременным. К сожалению, мы пока не живём в стране, где могли бы работать такие правовые нормы.

Эти вопросы напрямую связаны с эффективностью борьбы с преступностью и защитой гражданских прав.

Поэтому Генеральным прокурором Республики Абхазия в декабре 2011 г. был представлен в Народное Собрание и принят в первом чтении законопроект о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, направленные на приведение ранее принятых актов в соответствие с современной жизнью общества и государства. В ближайшее время на ваше рассмотрение будут представлены проекты соответствующих поправок и в Гражданско-процессуальный кодекс.

В этой связи прошу депутатский корпус активно поработать над данным проектом.

Отдельно хочу остановиться на вопросе, касающемся судебной системы. Он неоднократно затрагивался в публичной полемике.

Считаю необходимым продолжить начатую предыдущим Президентом конституционную реформу. Хочу подчеркнуть, что, как и раньше, так и сегодня остаюсь приверженцем идеи создания в нашей стране органа конституционного контроля – Конституционного суда.

Проект Конституционного Закона о поправке к Конституции, предусматривающий создание Конституционного суда, был принят депутатами предыдущего созыва во втором чтении в 2010 году. Прошло достаточно времени для того, чтобы данные поправки к Конституции были рассмотрены Парламентом в окончательном чтении. Как говорится, мяч на вашем поле.

Для ускорения создания органа конституционного контроля уже сегодня необходимо приступить к разработке закона о Конституционном суде.

Одной из серьёзных проблем является проблема неисполнения решений судов, отсутствие эффективного правового механизма, который позволил бы неукоснительно воплощать в жизнь судебные акты. В связи с этим в ближайшее время мной будут внесены в Парламент проекты законов «О судебных исполнителях» и «Об исполнительном производстве».

Полемический характер носит и вопрос о принципе сменяемости или несменяемости судей. Представляется, что действующая система их отбора и назначения, с учётом той ситуации, которая сложилась в послевоенное время в сфере осуществления правосудия, наиболее оправданна.

Подготовка грамотного, ответственного судьи, которому общество может доверить пожизненное исполнение высоких обязанностей принимать решения от имени Республики Абхазия, – процесс длительный, сложный, он не так скор, к сожалению, как бы нам хотелось.

В стране ещё не создана полноценная законодательная система, способная регулировать все изъяны и серьёзные проблемы, с которыми сталкиваются наши граждане в судах. Но, несомненно, надо готовиться к совершенствованию системы в будущем, параллельно готовя квалифицированный кадровый ресурс.

В связи с признанием независимости государства, установлением и развитием международных экономических связей назрела необходимость в принятии третьей части Гражданского кодекса, которая закрепила бы нормы международного частного права.

В коренном реформировании нуждается и налоговое законодательство, которое разрознено и порой противоречиво. Необходимо ускорить работу по созданию Налогового кодекса Абхазии.

Актуальным представляется и принятие нового трудового законодательства. Ныне действующий Кодекс законов о труде, принятый в 1973 году, сегодня безнадёжно устарел и совершенно не отвечает сложившимся реалиям. Новый Трудовой кодекс, с одной стороны, должен гарантировать трудовые права и свободы работников в условиях рыночной экономики, с другой – не должен стать помехой для развития бизнеса.

Уважаемые коллеги,

несмотря на то, что в последние годы избирательное законодательство нашей страны было усовершенствовано, прошедшая кампания по выборам депутатов Народного Собрания заставляет нас задуматься о его дальнейшем реформировании.

Соглашусь с теми, кто заявлял о необходимости введения законодательных ограничений на выдвижение в кандидаты лиц, которые были судимы за совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений. Парламент и органы государственной власти – не их место.

Работу по совершенствованию избирательного законодательства необходимо начинать уже сейчас, а не впопыхах, за несколько месяцев до выборов.

При этом хотел бы предостеречь тех, кто считает необходимым кардинальным образом изменить сложившуюся избирательную систему. Такие вопросы требуют осторожных, выверенных решений. Необходимо учитывать и опыт других стран, то, с какими проблемами они столкнулись при смене избирательной системы.

В следующем году исполняется 15 лет органам местного самоуправления Абхазии. Эти годы для них были годами становления, проверки на жизнеспособность. Сегодня проблем местного самоуправления, а если точнее выражаться – проблем граждан, которые должны решаться органами местного самоуправления и управления, к сожалению, меньше не стало.

Думаю, со мной согласятся присутствующие, что Закон об управлении в административно-территориальных единицах Республики Абхазия, принятый в 1997 году, не отвечает требованиям времени, и в этой связи считаю, что недавно созданной Парламентом рабочей группе в партнёрстве с исполнительной властью необходимо разработать законодательство о местном управлении и самоуправлении.

Современная жизнь диктует необходимость корректировки действующего законодательства или издания новых законов и подзаконных актов, регулирующих различные сферы жизнедеятельности государства и общества.

Считаю необходимым приступить к разработке пакета антикоррупционных законодательных актов.

Как один из серьёзных рычагов противодействия злоупотреблениям бюджетными средствами мы рассматриваем создание Контрольной палаты Республики Абхазия. Неспешность её формирования связана с тем, что для нас важным было создание правовой базы для деятельности Контрольной палаты. Нельзя ставить телегу впереди лошади. Наша цель – не создание карающего монстра, а эффективной структуры. Сейчас уже мы вплотную подошли к этому вопросу.

Хочу уведомить коллег и о том, что в целях совершенствования механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина мной в ближайшее время на рассмотрение Народным Собранием будет внесён проект закона об уполномоченном по правам человека.

Также назрела необходимость усовершенствовать законодательство о средствах массовой информации, принятия законов и иных актов, регламентирующих деятельность государственного и негосударственного телевизионного и радиовещания, печатных и электронных СМИ в целом, в том числе Интернет-ресурсов.

Мы стремимся к построению правового демократического государства, с законодательным закреплением гарантий прав, свобод и ответственности общества и властей.

Это небольшой перечень законов, которые необходимы нашему государству и обществу в ближайшее время. В связи с этим призываю депутатов приложить максимальные усилия по выполнению Парламентом законотворческих функций. Нам предстоит серьёзная совместная работа.

Уважаемые коллеги, внешняя политика Республики Абхазия направлена на обеспечение суверенитета страны и безопасности наших граждан, развитие отношений и связей с субъектами мировой политики, укрепление мира и стабильности в регионе.

Признание независимости Абхазского государства Российской Федерацией стало важнейшим после победы в освободительной войне с Грузией событием, к которому народ шёл на протяжении всей новейшей истории страны.

Широкое международное признание остаётся в повестке дня внешней политики Республики Абхазия, и мы планомерно создаём условия для продвижения этого процесса.

Главный внешнеполитический вектор Абхазии – укрепление стратегического партнёрства с Россией. Можно с удовлетворением отметить хорошие темпы развития полномасштабного сотрудничества между нашими странами. С Российской Федерацией уже заключено 69 двусторонних соглашений, охватывающих наиболее важные области межгосударственного взаимодействия.

В результате решения главной проблемы – обеспечения безопасности народа и государства в целом – высвобождаются внутренние ресурсы для поступательного развития.

В своей внешней политике Абхазия декларирует открытость для общения и с теми странами и организациями, которые не поддерживают наши политические устремления. Мы не закрываем страну для визитов представителей европейских стран и институтов. Однако неочевидность результатов такого общения и сохранение инерции в подходах западных коллег не лучшим образом влияет на наши отношения.

Считаем несправедливым сохранение изживших себя позиций, которые не учитывают новых реалий и динамики политических и социально-экономических процессов в регионе. Взаимодействие с Абхазией в контексте отстаивания мифической «территориальной целостности» Грузии нереалистично и контрпродуктивно.

Вместе с тем, можно отметить ряд небольших изменений в подходах Европейского Союза по отношению к Абхазии, в том числе осознание необходимости деизоляции нашей страны. Однако подчеркну, что европейская политика «взаимодействия без признания» имеет перспективы лишь при условии принятия ЕС нейтральной позиции по отношению к статусу Абхазии и чётко просматриваемой разницы между европейскими инициативами и неприемлемыми для нас грузинскими планами по «вовлечению» Абхазии.

Вынужден повторить, что для нас существуют незыблемые, необсуждаемые позиции по ряду вопросов, в числе которых неприятие прямо или завуалированно навязываемого сотрудничества с Грузией, привлечения Абхазии в общие программы с этой страной до полного урегулирования конфликта. Это урегулирование должно быть юридически оформлено между нашими странами, при широких международных гарантиях невозобновления военных действий.

Мы также не потерпим на своей территории иностранные структуры и конкретных политиков, которые проявляют неуважение к нашему народу и государству.

Абхазия будет настаивать на учёте международным сообществом неотъемлемых прав своих граждан, в частности, права на свободное передвижение. Граждане республики должны иметь возможность перемещаться по миру по легитимным документам, которыми они уже обладают – это национальный абхазский паспорт и паспорт гражданина РФ.

О Женевском процессе. Наше участие в Женевских дискуссиях рассчитано на укрепление международных позиций молодого государства и отстаивание внешнеполитических интересов. Ключевым вопросом Женевских дискуссий по-прежнему остаётся подписание с Грузией юридически обязывающего документа о неприменении силы между Абхазией и Грузией, Грузией и Южной Осетией. Помимо этого, в рамках Женевских дискуссий происходит интенсивное обсуждение ситуации в области безопасности в приграничных районах, а также целый ряд других важных аспектов. Участие в Женевских дискуссиях предоставляет Абхазии прямой канал связи с международными организациями – ООН, ОБСЕ, а также с представителями целого ряда европейских стран.

Руководство Абхазии высоко ценит роль ООН в урегулировании грузино-абхазского конфликта. Мы продолжаем настаивать на участии представителей Абхазии в обсуждении данной проблемы в рамках ООН. Отсутствие наших представителей в таких обсуждениях способствует распространению недостоверной информации об Абхазии, что отражается на необъективных резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.

Полагаю также, что деятельность международных неправительственных организаций в Республике Абхазия должна давать конкретные, ощутимые результаты для населения. Это и есть главный критерий оценки их работы.

Сегодня МИД Абхазии выстраивает более эффективные механизмы координации гуманитарной деятельности на территории Абхазии. Проекты внешней помощи Абхазии не могут быть увязаны с проблемой урегулирования грузино-абхазского конфликта. Они должны быть нацелены на поддержку и развитие самого абхазского общества.

Резюмируя изложенное, хочу вновь подчеркнуть: цели и внешней, и внутренней политики едины – обеспечение безопасности и экономического процветания нашей страны. Признание Республики Абхазия Российской Федерацией, а также четырьмя другими государствами-членами ООН, неизмеримо повысило как степень нашей безопасности, так и степень международной ответственности. Оно открыло существенно отличные от прежних перспективы для динамичного развития экономики страны, улучшения уровня благосостояния народа.

Уважаемые депутаты!

Вопрос репатриации соотечественников для нас является частью и внутренней, и внешней политики государства.

В рамках активизации внешнеполитической деятельности мы придаём важное значение налаживанию связей с представителями абхазской диаспоры в Турции, Сирии, Иордании, в других странах. Хочу отметить новый этап в процессе репатриации – в мае текущего года Абхазия приняла первую группу соотечественников-репатриантов из Сирии. И сейчас они продолжают прибывать в страну.

Как вы знаете, недавно в Сухуме состоялся VI Всемирный конгресс абхазо-абазинского народа. В ходе дискуссий и встреч с делегациями наших соотечественников, постоянно проживающих в дальнем зарубежье, мы предметно обсудили многие вопросы. Предельно честно, открыто было высказано диаспоре собственное видение того, как должно быть организовано наше взаимодействие. Мы рассказали нашим братьям о возможностях государства, о той важной роли, которую должна выполнять и сама диаспора не только для качественного изменения процесса возвращения соотечественников домой и их адаптации, но и общего развития страны. Это главное, что мы хотели донести до диаспоры.

И нашу идею создания Всемирного абхазского фонда мы рассматриваем как важнейший инструмент достижения заявленной цели. Уверен, что абхазское общество с пониманием и поддержкой отнесётся к этому предложению.

Уважаемые депутаты,

сегодня я должен коснуться ещё одной, весьма важной для будущего нашей страны темы.

В этом году в результате проведения комплекса оперативных мероприятий было обнаружено большое количество так называемых схронов, в которых длительное время складировались оружие и боеприпасы.

Количество и характеристики этого оружия дают все основания утверждать, что оно предназначалось для проведения не только террористических актов, а, в случае необходимости, и серьёзной военной операции. Известны лица, имеющие непосредственное отношение к приобретению и тайному складированию данного оружия. Известно, какой образ жизни вели, чем интересовались и какие идеи пытались распространять.

Завершится судебное следствие, и обществу будут представлены все материалы, изъятые в ходе спецмероприятий у арестованных.

Не касаясь деталей, должен сказать о ситуации в целом, о том, как понимаем её мы.

Абхазы издревле отличались толерантностью ко всем религиям и религиозным конфессиям, к иным культурам. Веротерпимость общества способствовала его развитию, самосохранению в сложных исторических условиях.

К сожалению, в наше время, в условиях стремительно меняющегося мира, стали активно проявляться негативные и опасные тенденции. Религиозный экстремизм – одно из таких явлений.

Широкое информационное освещение этих спецопераций продиктовано только одним соображением – обществу необходимо чётко понимать, с чем мы можем столкнуться в перспективе, какие беды может принести нам всем, нашей стране религиозно-политический экстремизм, если мы вовремя не будем реагировать на подобного рода проявления.

Мы не можем позволить себе в таких вопросах прикрываться нелепыми оправданиями. И я твёрдо уверен, что имидж страны, решительно противостоящей угрозе религиозно-политического экстремизма, гораздо привлекательнее, чем страны, не реагирующей на опасные сигналы.

Хочу ещё раз подчеркнуть свою позицию: условия и риски, при которых строится молодое Абхазское государство, заставляют нас действовать именно так, пока эта проблема не укоренилась, как в других странах, и в Абхазии.

Касаясь другой темы, хочу отметить, что общество крайне отрицательно реагировало на факты покушений на жизнь Президента.

Эмоционально реагировали на эти события и общественно-политические организации, отдельные общественные деятели, требуя отставки руководителей правоохранительных ведомств.

Однако, зная обстановку и возможности её развития, я вынужден был молчать и не идти на поводу у политических эмоций.

Но что интересно: как только правоохранительным органам удалось сдвинуть расследование с мёртвой точки, как только были произведены задержания подозреваемых, одни впали в глухое молчание, а другие стали поговаривать о недопустимости «охоты на ведьм».

Хочу со всей ответственностью сказать: никакой охоты на ведьм или других мифических персонажей нет, всё слишком конкретно и адресно.

Тут же хочу сказать, что как имеющий непосредственное отношение к расследуемому делу, буду настаивать на максимально полном освещении судебных слушаний с тем, чтобы у нашего общества не оставалось сомнений.

Уважаемые депутаты,

обращаясь к гражданам Абхазии накануне президентских выборов, я акцентировал внимание на эффективности исполнительной ветви власти.

Прошедшие годы, сама практика работы в Правительстве позволяют изнутри оценить как преимущества, так и слабости существующей структуры, её проблемы. Очевидно, что какие-то элементы себя оправдали, другие – не совсем или, наоборот, создавали и до сих пор создают преграды нормальному, естественному развитию.

Безусловно, прошедшие 19 лет были сложными. Это было время на¬пряжённой работы по формированию основ государственных институтов, ориентированных на защиту независимости Абхазии, обеспечение безопасности государства, его эко¬номики и, как следствие, развитие социальной сферы, поддержке малообеспеченных слоев населения.

Сегодня мы в качественно иной ситуации. Перед нами – новые цели и задачи. Поэтому, как я уже не раз говорил, назрела необходимость исключить из этой системы отдельные звенья.

Если исходить из конституционных основ, Президент Республики Абхазия является Главой государства и исполнительной ветви власти. Это предопределяет его исключительную ответственность за все процессы, происходящие как в стране в целом, так и за деятельность исполнительной власти, в частности.

Наша страна маленькая, однако задачи и проблемы, стоящие перед ней, масштабны. Государственный бюджет формируется, в основном, за счёт частного бизнеса. В таких условиях совершенно неоправданно не только наращивание структуры исполнительной ветви власти, но и сохранение её в существующем виде.

Кроме того, при заявленной нами инвестиционной привлекательно¬сти Абхазии, у иностранного бизнеса с такой структурой возникают серьёзные проблемы.

Поэтому в ближайшее время на рассмотрение Народным Собранием, в части его компе¬тенции, будут направлены наши предложения по конституционным изменениям в структуре исполнительной ветви власти.

Прежде всего, эти предложения будут касаться упразднения должностей Премьер-министра, вице-премьеров правительства, создания единой ад¬министрации исполнительной ветви власти – вместо существующих и ду¬блирующих друг друга двух.

Исходя из логики действующей Конституции и обязан¬ностей главы государства, как было отмечено выше, испол¬нительная ветвь власти будет представлена Прези¬дентом, Вице-президентом, министрами и руководителями других центральных органов.

Вице-президент, как и Глава государства, избирается всенародно. Легитимность его правового статуса не вызывает никаких сомнений. Поэтому наиболее оправданным представляется наделение его реальными полномочиями и ответственностью.

Убеждён в том, что предлагаемая структура исполнительной ветви власти будет вполне успешно и намного эффективнее осуществлять свои полномочия, нести прямую, не размытую ответствен¬ность за положение дел в сферах компетенции и государстве в целом. А народ будет знать, куда обращаться и с кого спраши¬вать.

Разумеется, такие изменения со временем повлекут за собой и изменения в системе органов местного управления, существенно повысят их ответственность перед населением и по государственным обязательствам. Стране нужны адекватные, высокопрофессиональные министры и менеджеры всех уровней. Каждый руково¬дитель должен быть активным и непосредственным участ¬ником формирования внутренней политики государства и быть вместе с руководством страны ответственным за при¬нимаемые решения, не раскладывая ее на многочислен¬ных кураторов всех уровней. Органы власти должны быть работоспособными, а их деятельность – приносить очевидную пользу обществу.

Уважаемые коллеги,

в завершении своего обращения к вам, хочу сказать о следующем.

Я внимательно прислушиваюсь ко всем публично высказываемым суждениям, мнениям. Иногда они затрагивают беспокоящие всё абхазское общество вопросы, и я разделяю эту озабоченность. Но иногда высказываемое активистами общественно-политической жизни страны выглядит как навязываемое всем другим собственное мнение. Признаюсь, складывается впечатление, что эти суждения вызваны болезненным воображением.

Не могу не разделять общественное беспокойство по вопросу о железной дороге. Это – серьёзный вопрос. Хорошо знаком и со спектром существующих по нему мнений.

Скажу прямо: если всё абхазское общество скажет, что железная дорога государству не нужна, а её земли нужно отдать под строительство курортной инфраструктуры, – а есть и такие предложения – даю гарантию, что вопрос будет решён именно таким образом. Боюсь только, что более опрометчивого решения придумать будет сложно. Особенно в контексте темы об «обслуживающей нации». Если помните, такой перспективой нас так же часто пугают в связи с развитием курортной индустрии в целом.

Железная дорога нужна. Другое дело, что любые кредиты обременительны, а некоторые договорные условия не всегда тщательно изучаются на предварительной стадии. Но даже в таком случае у нас есть все механизмы влиять на исполнение обязательств по этому соглашению. Выполненные работы не приняты в полном объёме, у нас есть претензии к исполнителям. И пока все вопросы не будут сняты, проект не будет признан реализованным. Надеюсь, у вас нет сомнений в твёрдости наших намерений.

Таким же актуальным для общества является и вопрос строительства дороги через Кодорское ущелье. И власти уже озвучили своё мнение по этому проекту. Оно сформировано на основе ряда позиций, вызывающих серьёзные сомнения по поводу эффективности проекта и его влияния на множество аспектов развития страны, в основе которых – не только озабоченность сохранением уникальной природной заповедной зоны, его экологическим будущим.

Ситуация на границе с Грузией, система её охраны, степень защищённости, режим работы – это тоже вопрос, беспокоящий наше общество.

Сегодня мы совместно с российскими коллегами вплотную занимаемся обустройством границы, создаём надёжную, современную систему её охраны.

Вопрос о режиме работы границы на грузинском направлении всегда вызывал полемику в обществе. Всегда кто-то высказывался за необходимость закрыть её наглухо и для перемещения людей, и для перемещения товаров.

Вы помните, такие попытки предпринимались неоднократно. Но давали они совершенно обратный эффект – массовое нарушение режима, потоки контрабандного груза, криминальные разборки и убийства. Эти попытки привели к разгулу экономического бандитизма.

Я понимаю, что нещадно критиковать власть, лёжа на привезённом из Грузии диване и поедая грузинские яблоки, – дело не сложное ни для кого. Немного сложнее принимать конкретные действия.

В этой ситуации, мы считаем, необходимо использовать такие решения, которые бы не угрожали безопасности государства.

В нашем молодом государстве есть много проблемных вопросов, требующих серьёзного обсуждения и взвешенных действий, поскольку они затрагивают национальные интересы.

В этом процессе необходимо участие общественных институтов, политических объединений граждан страны. Я неоднократно подчёркивал личную готовность к диалогу, обсуждению любых тем со всеми без исключения общественно-политическими организациями. Двери всегда открыты. Но, извините, ведение заочной полемики или интернет-оппонирование не считаю серьёзным занятием серьёзных политиков. Есть идеи и предложения – добро пожаловать!

Абхазия не такая большая страна, чтобы Глава государства не нашёл времени лично встретиться для прямого диалога по любой теме.

Абсолютно соглашусь с мнением о том, что определять образ жизни нашего общества должны не чей-то личный произвол, капризы и прихоти. Добавлю к этому – не безграничная злоба нескольких людей и их безудержное желание революций должны влиять на вектор развития Абхазского государства.

Мы должны жить по законам, в правовом поле.

Коснусь ещё одного вопроса. Он также актуален и относится к сфере социальной политики правительства. В том же обращении к избирателям накануне президентских выборов я акцентировал внимание на необходимости стабильного роста зарплаты работников бюджетной сферы как таковой и отдельным её категориям. В частности, речь шла о работниках дошкольных учреждений, преподавателях средних школ, научных, библиотечных работниках и других.

Некоторое время назад почти такая же ситуация была и в наших силовых ведомствах. Сегодня, при целевой финансовой помощи России, служащие Министерства обороны Абхазии, Министерства внутренних дел, Службы госбезопасности республики получают достаточно высокую заработную плату.

Серьёзная озабоченность социальным положением работников детских садов, педагогов, работников системы здравоохранения, сферы культуры и спорта позволила мне на упомянутой встрече с Президентом России обратиться за поддержкой и в этом вопросе.

Хочу особо подчеркнуть: в настоящее время нет никаких иных источников решения данной проблемы. Проект Государственного бюджета на предстоящий год свёрстан в прямой зависимости от множества существующих проблем, каждая статья расходов выверена и скроена на основе объективных возможностей.

Считаю рассуждения о повышении зарплаты учителям или отдельным категориям работников различных отраслей за счёт сокращения других статей Государственного бюджета чистой воды популизмом. С ответственностью заявляю: проект бюджета не предусматривает второстепенных по важности расходов – все они принципиально необходимы.

Но если кто-нибудь способен скроить главный финансовый документ страны по-другому, то такая возможность представится сегодня. Мы с интересом выслушаем все предложения.

Поэтому призываю депутатов с пониманием отнестись к вынесенному на сегодняшнее заседание Парламента проекту Государственного бюджета.

Рассчитываю на конструктивное сотрудничество как с высшей законодательной ветвью власти, так и со всеми общественными и политическими структурами.

Пользуясь возможностью, желаю вам и вашим родным здоровья и успехов, а нашей стране – благополучного развития!

Спасибо.


Номер:  1
Выпуск:  2891
Рубрика:  политика
Автор:  А.АНКВАБ, Президент Республики Абхазия

Возврат к списку