Рубрики

19.11.2012

Можно ли ожидать от Грузии новых подходов к разрешению конфликта?

Без иллюзий

Смена власти в Грузии проходит спокойно, без потрясений и угроз. При этом Тбилиси громогласно заявил миру, что это наглядный пример той «демократии, которую они взрастили за время свободы». Хотя страницы истории свидетельствуют о неизменно агрессивной сути грузинского «демократического» режима и о подлинных помыслах лидеров этой страны.

Ведущие игроки мира – США, Англия, Франция, Германия, а с ними и Израиль – в период правления М.Саакашвили давали ему не один шанс реализовать их цель – вытеснить Россию из Абхазии, Южной Осетии, а заодно со всего Кавказа. И для этого ему оказывалась не только идеологическая, но и военная поддержка. Вспомним, как «друзья Грузии» клеймили Россию за признание двух новых республик в Кавказском регионе, как особенно негодовал Запад в том самом 2008 году, когда состоялось признание.

В то же время здесь поняли, что Саакашвили не способен ни мирно, ни с помощью оружия решить их вожделенные задачи, хотя Грузии было обещано за услугу по выдавливанию России с южных рубежей возвращение Абхазии и Южной Осетии. В конце концов, под флагом выборов в грузинский парламент вашингтонские сценаристы решили тихо перетасовать колоду руководства этой страны. При этом вновь была разыграна мирная, демократическая карта, хотя из того же, пожалуй, сериала о цветных революциях. Так на политической сцене в Тбилиси появился Бидзина Иванишвили, до осени 2011 года не известный большинству жителей Грузии.

Мирная смена власти, по заокеанскому сценарию, должна была устроить всех – пришли, дескать, в обстановке демократии другие люди, которые не приемлют насилие, диктат, провокации и иные нецивилизованные методы управления. США, Европа, а также прогрузинские силы в России стали убеждать мир в том, что теперь начнется совсем другая жизнь в Грузии, а вслед за ней и в Абхазии и Южной Осетии. Иванишвили тут же, не мешкая, и очевидно, опять же не без дружеской подсказки, расставил акценты: главное внешнеполитическое направление его страны – вступление в Евросоюз и НАТО; переговоры с Абхазией и Южной Осетией без посредников; готовность к взаимоотношениям с Россией в надежде, что в Москве проявят понимание озабоченности грузинской стороны относительно территориальной целостности.

При этом, попеняв Саакашвили за его прегрешения, Бидзина Иванишвили счел необходимым вскользь намекнуть, что России не следовало встревать в 2008 году во «внутренние дела Грузии». И ни слова о войне с Абхазией, о бесконечных провокациях на границе по Ингуру, агрессии в Кодорском ущелье, как будто и не было всего этого. Новый лидер стремится отвести общественное мнение подальше от событий 1992-93-х и последующих годов, до момента его прихода во власть. Как бы предано забвению то, что Грузия явилась зачинщиком войн против Абхазии и Южной Осетии и тем самым нанесла огромный ущерб их социально-экономическим сферам и культурному достоянию. Более того, не ведется речь и о заключении мирного договора, о невозобновлении военных действий.

Как деловой менеджер Иванишвили высказывает мысль о возможности открыть на Ингуре пропускные пункты «для тесного общения людей». «Люди на нашей земле, – высказывается он озабоченно, – должны жить лучше».

При этом до населения настойчиво доводится мысль о том, какое благо для Грузии вступление в НАТО. Кстати, в последние годы западные страны – дабы не раздражать лишний раз Москву – все реже вели речь о приеме Грузии в Североатлантический блок. Но с приходом Иванишвили такие заявления стали озвучиваться все чаще, в том числе и руководителями НАТО. Между тем ясно, что, став его членом, Грузия получит возможность не только устраивать одни лишь военные парады. Определенные пункты договоров в системе этого блока позволяют в ряде ситуаций снимать предохранители с боевой техники.

Создается впечатление, что «друзья Грузии» хотят использовать в своих внешнеполитических целях Бидзину Иванишвили – по их оценке, «человека уравновешенного, прагматичного, могущего трезво оценивать ситуацию на местах», способного, используя опыт делового человека, при особых манипуляциях отсекать соперников или, наоборот, расширять сферу удобных для своих интересов лиц.

Как оценивают фактический приход к власти в Грузии Б.Иванишвили в Министерстве иностранных дел Абхазии и как это может сказаться на взаимоотношениях с Абхазией – за комментариями по этим вопросам редакция нашей газеты обратилась к руководству внешнеполитического ведомства РА.

Комментарий пресс-службы МИД Абхазии

Приход к власти в Грузии нового правительства и вызванные этим политические изменения в стране граждане и руководство Абхазии воспринимают спокойно. МИД Абхазии продолжает анализировать внутриполитическую динамику в соседней стране и после парламентских выборов. Отметим, что у руководства Абхазии нет никаких иллюзий относительно якобы «новых подходов» к разрешению межгосударственного конфликта Грузии и Абхазии, столь усиленно рекламируемых вновь назначенными министрами грузинского правительства. Какими бы ни были обещания «деизолировать Абхазию», дать нам «все, кроме признания», «общаться с абхазами напрямую», «открыть железнодорожное сообщение через Абхазию», цель грузинских стратегов одна – любым путем вернуть Абхазию в состав Грузии. Мы слишком хорошо информированы для того, чтобы не попадать во всевозможные политико-дипломатические ловушки, которые кому-то хотелось бы расставить вокруг Абхазии.

На этот счет существует твердая позиция руководства Абхазии. Абхазская сторона может быть готова к обсуждению вопроса заключения с Грузией соглашения о неприменении силы, но лишь в случае приемлемости политического формата таких переговоров.

Мы считаем Женевские дискуссии важным форумом для доведения позиции Республики Абхазия до международного сообщества. В частности, в ходе предыдущих раундов Женевских дискуссий абхазской делегации, совместно с коллегами из России и Южной Осетии, удалось опровергнуть тезис о «российской оккупации» Абхазии. Кроме того, было привлечено внимание международных партнеров к активизировавшейся диверсионно-террористической деятельности Грузии в Галском районе.

В то же время существующий формат Женевских дискуссий нас более не устраивает. Абхазия настаивает на изменении формата дискуссий с переходом к представительству на уровне делегаций. Наша позиция была озвучена на XXI раунде Женевских дискуссий в октябре 2012 г., и мы намерены продолжать настаивать на изменении формата и на последующих раундах.

Хочется подчеркнуть, что дипломатическая работа, частью которой является и участие в Женевских дискуссиях, не всегда может приносить быстрые и очевидные для всех результаты. Это кропотливый труд, создающий условия для положительных изменений. Поэтому при оценке результативности Женевских дискуссий нужно отходить от сиюминутных и эмоционально окрашенных суждений и ожиданий.

Важной стратегической целью внешней политики Абхазии является обеспечение условий для широкого международного признания независимости нашей страны. В этой связи большое значение будет иметь признание независимости Абхазии со стороны Грузии, что послужит своего рода стартом для широкой международной легитимации независимого статуса Абхазии. Признание Абхазии со стороны Грузии послужит выстраиванию прочной системы региональной безопасности.

Поэтому представляются совершенно безосновательными распространяемые некоторыми гражданами мифы и суждения о том, что признание Грузией независимости Абхазии может быть настолько «опасным», что лучше от него отказаться. Как суверенное, международно-признанное государство Абхазия всегда сможет сама определять характер и степень своего сотрудничества с соседними государствами, в том числе основные параметры своей миграционной политики. Проще говоря, надуманными являются утверждения о том, что после признания Тбилиси Абхазия станет совершенно открытой для влияния – экономического, демографического, культурного – со стороны Грузии.

Даже несмотря на то, что Грузия пока не проявляет готовности подписать с Республикой Абхазия соглашение о неприменении силы, руководством страны были предприняты необходимые усилия для нормализации режима функционирования государственной границы по р. Ингур. Республика Абхазия – суверенное государство, поэтому она должна иметь полноценно оборудованную и защищенную границу со всеми соседними государствами. Благодаря выстроенной пограничной и таможенной инфраструктуре количество нелегальных пересечений грузино-абхазской границы и объемы контрабанды через нее имеют тенденцию к значительному снижению. Введение в эксплуатацию официальных пунктов пропуска означает усиление общего контроля трансграничной активности, а следовательно – укрепление безопасности территории и населения Абхазии.

Подчеркнем также, что как бы ни изменялись межгосударственные отношения Российской Федерации и Грузии, нашему стратегическому партнерству с Россией ничто не угрожает. Российские партнеры четко придерживаются достигнутых с Республикой Абхазия международных договоренностей, оформивших новые политические реалии на Южном Кавказе.

Независимая Республика Абхазия – это неотъемлемая часть новой политической карты мира. Рано или поздно всему международному сообществу придется признать этот факт.


Номер:  131
Выпуск:  2876
Рубрика:  политика
Автор:  Публикацию подготовил Юрий КУРАСКУА

Возврат к списку