Рубрики
Нужно ли нам парламентское правление?
Размышления
Высказываясь в целом о системе государственной власти, не претендую на истину в последней инстанции.
Однако сегодня проблема так широко вышла за рамки обыденного вопроса, что наиболее политически активными гражданами стали проводиться встречи, круглые столы и другие мероприятия, посвященные данной тематике. Не обходят стороной проблему и участники социальных сетей, все энергичнее обсуждая реформу власти, справедливо размышляя о модернизации государственного строя страны.
Главным образом высказываются идеи перехода к парламентской модели управления страной.
Дискутирующие считают, что парламентская форма правления демократичней по сравнению с другими видами государственной власти.
Конечно, нынешняя ситуация обусловлена коренными изменениями в общественно-политической и экономической жизни, решениями новых стратегических задач страны и становлением гражданского общества.
Так все же почему спустя всего полтора десятка лет после введения президентского правления так остро встал вопрос о необходимости пересмотра политического устройства страны?
В самом деле, произошел ли слом механизма и всей системы, действительно ли пора переходить на парламентскую форму правления или возможна еще «перезагрузка» во взаимоотношениях ветвей власти?
В то же время многие из нас когда-то были свидетелями направляющей партийной власти, узурпированной вышестоящей грузинской коммунистической организацией. Был свой Верховный Совет Абхазской АССР, но все подчинялось партийным решениям и установкам сверху, вплоть до 1992 года. Затем был Верховный Совет Республики Абхазия во главе с Владиславом Ардзинба и «золотым» парламентом, которые показали образцы совместной успешной деятельности во благо государства, вместе со всем абхазским народом преодолевая все тяготы и лишения на пути к заветной мечте.
После окончания победоносной Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. республика перешла к президентской форме правления. Это было связано с индивидуальными особенностями нашей сопротивляющейся внешним угрозам страны, тогда единоначалие, впрочем, как и сегодня, приносило свои результаты.
Президенты Абхазии справились с поставленными политическими задачами. В стране прочно установился мир, пришло признание независимости Абхазии.
Имеем ли мы сегодня право, исходя из конъюнктуры дня, урезать полномочия главы государства, сводя его статус к осуществлению преимущественно представительских и церемониальных функций? Как мне кажется, эта родившаяся общественная мысль преждевременна и чревата серьезными последствиями для страны. Президентская форма правления на данном этапе развития абхазского общества пока еще себя не изжила, остается наиболее приемлемой формой общественного устройства, при которой на политическую арену будут всегда выходить харизматические лидеры нации с государственным уровнем мышления.
В то же время перед властями со всей очевидностью назрела необходимость скорейшего решения насущных задач. И прежде всего – усилить политическую ответственность правительства перед парламентом за свою деятельность. Повысить качество взаимоотношений ветвей власти, строящихся на принципах системы сдерживания и противовесов.
Для парламентской республики характерны сильные партийные организации. В стране партийная система слабо выражена. Смущает незрелость некоторых политических организаций, можно сказать, что партии находятся в состоянии эмбриона, не имея к существованию никаких средств. Известно, что наши минипартии, как правило, создаются накануне важных политических событий и под конкретную политическую личность. Наспех сформированные политические организации зачастую играют роль предвыборных штабов.
Следовательно, нужны сильные политические движения для формирования правительства из депутатов от политических партий, обладающих большинством мест в парламенте. В связи с этим избрание парламента должно осуществляться исключительно на пропорциональной основе.
Партийный состав правительства должен определяться в зависимости от результатов парламентских выборов и основанного на них распределения мандатов депутатов парламента между партиями, преодолевшими соответствующий избирательный порог и получившими таким образом право быть представленными в законодательном органе Абхазии.
В этой связи немаловажным становится качественный и национальный состав будущего парламента. Например, известно, что в Государственную думу России в партийные списки попадали и бизнесмены, и авторитеты, и разный люд. Не будем ли мы потом кусать локти за качественный состав Народного Собрания. На повестке дня постоянно будет находиться и вопрос соблюдения принципа регионального представительства во власти.
В рассматриваемом примере правительство должно нести всю полноту ответственности за свою деятельность, на основе поддержки парламентского большинства. А что будет в случае неудовлетворительного исполнения правительством своих обязанностей? Как себя поведет заинтересованное парламентское большинство? Не стоит идти далеко за примером. Последние действия нашего Парламента, вызвавшие разочарование у населения страны – всего лишь одним поступком верхушки Парламента, защищавшей непопулярное в народе, но нужное кому-то решение о приватизации «Донтабака». Несмотря на недовольство со стороны общественности и возмущение некоторых депутатов, в числе которых были и герои Абхазии, с повестки дня сессии Парламента так и не был снят данный вопрос.
Стоит ли после всего серьезно утверждать, что при наличии 35 равных депутатов Парламент отличается особенной демократичностью. Напротив. Существующая иерархия внутри самого законодательного органа дает возможность концентрировать власть в руках отдельно взятых парламентариев, что может представлять угрозу основам государства. Как видим, такой процесс имеет свои минусы. Нарушается присущее нашей стране единство структуры, как неизбежность возникнут новые виды отношений, коллизии, несогласованности, которых нет при президентской форме правления страной.
Возьмем, к примеру, разрушающиеся стандарты разделения ветвей власти. Кому будут подчиняться армия, МВД, УЧС? Представим себе на минуту урезанного в полномочиях главу государства, Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Абхазии. Примеры будут не в пользу нашей государственности.
Созрело ли общество к концептуальным переменам? Безусловно, да.
Нужна серьезная конституционная реформа. Нужен новый закон о партиях, они должны играть все большую роль в строительстве государства и упрочении его единства. Надо пересмотреть Положение о Кабинете Министров. Парламенту нужны полномочия, чтобы каждое назначение проходило через народных избранников. У Парламента должно быть право роспуска правительства, такое же право роспуска Народного Собрания должно быть и у Президента.
Правы те, кто утверждает, что Абхазия имеет вековой опыт народовластия. Лидеры нашей страны во все времена хранили традицию: держать совет с простым народом, и только тогда сохранялась стабильность в стране.
Нынешний всплеск эмоций к реформированию власти, возможно, имеет причины. Сегодня оценивать, что лучше: парламентское или президентское правление – сродни покупке современной техники, но смотря для каких целей.
А так как речь идет о судьбе страны и ее народа, то следует этот вопрос обдумать не спеша.
Стране нужна стабильность и устойчивое экономическое развитие, в особенности, когда мы встали перед новыми серьезными политическими вызовами со стороны Грузии, и не только...
Правда, в новых условиях развития республики качество нашей политической элиты оставляет желать лучшего. Я не утверждаю, что наша элита сплошь и рядом состоит из людей, думающих только о своем насущном. Нет, напротив, но как говорится, в семье не без урода.
Парадигмой отдельного класса абхазских чиновников и бизнесменов, увы, остается то, что они незаслуженно получили огромную возможность обогащения за счет ресурсов государства. Множественные факты вскармливания одних и невнимания к проблемам других вопреки здравому смыслу обществу хорошо известны, и не только из уст Президента Абхазии, которому в данном вопросе досталось неважное наследство.
Эти и другие обстоятельства неравномерного и несправедливого отношения к членам общества наталкивают на мысль о том, каким путем должна идти страна завтра.
Сейчас, пожалуй, как никогда, необходима результативная работа всех ветвей власти, а Президенту – мудрой рукой руководить страной.
При слабо развитой партийной системе и парламентской форме правления страной, где отсутствует конкуренция, не будет положительных результатов.
Номер: 127
Выпуск: 2872
Рубрика: политика
Автор: Нугзар АГРБА