Рубрики

Вечная красота виноградной лозы 03.10.2012

Вечная красота виноградной лозы

Или о том, чем занята компания «Напитки Абхазии и К°»

«Все течет, все меняется», – говорил греческий философ Гераклит. Но только одно, наверное, осталось неизменным за многие тысячелетия – удивительная красота виноградных плантаций. Убегающие вдаль и теряющиеся на горизонте виноградники – один из самых удивительных ландшафтов в мире. А что может быть прекраснее лозы, отягощённой янтарными, сизыми, а иной раз черными гроздьями, впитавшими в себя свет солнца и ночную тьму, и вкуса ягод, в зависимости от сорта то приторно сладких, то терпких. А вкус вин, одновременно напоминающий зеленые яблоки и лимоны, орехи и абрикосы, персики и мед, землянику и ананас, черную смородину и чернослив, изюм и розы... И все это не где-нибудь во Франции, Италии или Чили, а у нас, в Абхазии, в Гагрском районе…

По дороге в Пицунду, обратив внимание на виноградники, вспомнила, как на недавней пресс-конференции руководитель Управления информации при Президенте РА К.Бжания, отвечая на вопрос моих коллег, сколько средств из Комплексного плана содействия социально-экономическому развитию Абхазии вложено в компанию «Напитки Абхазии и К°» и на какую сумму кредитов получено инвестором от государства, предложил журналистам посетить это предприятие и на месте ознакомиться с его работой.

Помню, сколько в свое время было разговоров об Абхазской фруктовой компании, о том, кому она принадлежит, чьи деньги, и немалые, в нее вложены. И сколько было злорадства, когда дело не заладилось… Теперь те же вопросы адресуются компании «Напитки Абхазии и К°», созданной в 2010 г. на базе фруктовой. Поскольку я оказалась рядом, решила воспользоваться возможностью увидеть все своими глазами…

Пока я расспрашивала работающих на плантации людей о том, откуда они, чем в данный момент занимаются, к винограднику подъехал директор компании Виталий Русу.

– Нам скрывать нечего, – сказал он и предложил осмотреть все хозяйство, включая производственные цеха.

Компания «Напитки Абхазии и К°» – молодое предприятие. Выше я уже упомянула о фруктовой компании, созданной лет 5 – 6 назад в селе Алахадзыхь для решения проблемы закупа цитрусовых по всей республике и последующей их реализации за пределами Абхазии. К сожалению, наши мандарины не выдерживали специальной обработки и долго не хранились. Поэтому и было принято решение о перепрофилировании производства…

У дороги, как оказалось, была лишь незначительная часть посадок. Виноградом здесь занято 100 га, и еще 50 га будет освоено в ближайшее время.

Не раз слышала, что, дескать, земли Гагрского района не пригодны для виноградников. Увиденное напрочь опровергло это мнение. Минут 20 мы только объезжали плантацию: ровные ряды шпалер уходили к морю, крупные гроздья с сизыми, плотно посаженными на кисть сладкими и ароматными ягодами, на вкус чем-то напоминавшими качич, – такие я ела в далеком детстве у бабушки…

– Это виноград сорта «Мерло». Мы посадили его четыре года назад, – объясняет Виталий.

Все культивируемые в хозяйстве винные и шампанские сорта – «Вердером Совиньон», «Мерло», «Шардоне», «Каберне», «Алиготе» и другие (в общей сложности до 20 наименований) – завезены из Франции.

– А почему нет местного винограда? – задаю резонный вопрос.

В закладку плантаций, по словам директора компании, вкладывались немалые средства, поэтому решили не рисковать. Но сегодня специалисты вплотную занимаются абхазскими сортами, в том числе и «Изабеллой». Хотя она и не ценится в Европе, но россияне, скажем, с удовольствием пьют сделанное из нее вино.

Становление хозяйства заняло несколько лет. Вначале провели экспертизу сельхозугодий (пригодны ли они под виноградники). Не могли не браться в расчет и климатические условия этой территории. Все это вкупе влияет и на урожай, и на качество готовой продукции. И лишь после получения соответствующих заключений приступили к закладке плантаций.

– А как вы нашли столько свободной земли, ведь у нас все давным-давно «занято»? – интересуюсь я.

По словам В.Русу, часть земель в свое время была взята в аренду Абхазской фруктовой компанией. Но основные земли, когда-то принадлежавшие цитрусоводческому совхозу села Алахадзыхь, пришлось выкупать у разного рода «арендаторов». При этом директор показал мне несколько пока еще не освоенных участков – сплошные заросли. Кстати, за оградой плантации тоже лес, за которым и домов не видно.

– До того, как мы разбили виноградник, здесь так же было, – говорит Виталий.

В этот день на плантации активно велась прополка междурядий и рядов. Практически все работы здесь – подкапывание лоз, их лечение и удобрение, прополка –механизированы, но первые два года, пока саженцы были небольшими, приходилось все делать вручную. За сезон виноградники обрабатывают от болезней и вредителей до 12 раз. Что касается воды (здесь используют и капельное орошение, и простой полив), то для этого пробурили несколько артезианских скважин. В первый год, сколько ни поливали, вся вода уходила в землю, но после того, как саженцы укоренились, полива практически уже не требуется.

На этом участке трудится абхазско-молдавская бригада из 50 человек. Работа – круглогодичная (зимой производят подсадку и подрезку лозы). При этом агрономы, водители спецтехники и специалисты, осуществляющие подрезку винограда завезенных сортов, исключительно молдаване. У местных пока нет в этой области соответствующего опыта. Среднемесячная зарплата рабочих доходит до 20 тыс.руб., потому здесь нет вакансий.

Специалисты и рабочие живут в специально построенном доме, прямо на плантации. Дом со всеми удобствами, с прачечной и столовой. Здесь же, под навесом, стоит завезенная из Германии спецтехника – 6 тракторов и комбайн, выполняющий 7 операций.

Со временем построят дегустационный зал, чтобы экскурсанты могли не только посмотреть виноградники, но и отведать вино разных сортов. А потом купить понравившиеся напитки в магазине при заводе. Компания займется и ремонтом просёлочной дороги, ведущей к предприятию и на плантации. Виноград здесь созревает с конца августа до конца сентября. Этой осенью планируется собрать до 300 т винограда сорта «Мерло», но вино из него в этом году делать не станут. Дело в том, что соответствующий завод будет построен лишь к следующему сезону, а пока виноград переработают в чачу.

По дороге к заводу по производству чачи В.Русу показал мне маточную фруктовую плантацию: в этом году сотрудники компании на 10 га высадили 17 сортов саженцев, в том числе яблонь, слив, персиков, вишен. Специалисты изучают, как поведет себя каждый сорт, чтобы потом заложить сады интенсивного плодоношения урожайностью 30 – 40 тонн с га с последующим производством фруктовых соков.

Завод по перегонке чачи строился в три этапа. Вначале возводились стены, потом в цехах установили высокие, 7 – 8-метровые перегонные кубы, затем подняли кровлю. Оборудование лаборатории приобретено у лучших зарубежных производителей. Нет аналогов на Юге России и у установленной здесь линии розлива.

В этом году выйдет пробная партия чачи: из 300 т винограда выгонят около 45 тыс. литров чачи. Планируется выпускать её трех сортов: обычную, выдержанную и специальную. Последнюю будут выдерживать в дубовых бочках, заказанных в Венгрии (как выяснилось, у нас не делают качественных бочек). В таких же бочках в будущем станут хранить вино.

Затем мы побывали в цехах по производству шампанского, все оборудование здесь итальянское. Если виноделие, по мнению специалистов, – это сложное искусство, то шампанское – оно еще более тонкое: много веков назад монах Дом Периньон, раскрывший секрет настоящего игристого вина, сравнил его с искрящимися звездами, собранными в одном бокале. Шампанское всегда считалось королевским напитком, поэтому к его приготовлению относились с особым трепетом.

Начальник шампанско-купажного цеха Анатолий Патраш занимается этим напитком с 1981 г. Сложный процесс его изготовления – от обработки и брожения до шампанизации – занимает от полутора до 2 месяцев. Здесь производят три вида полусладкого «Абхазского шампанского» – белое, красное и розовое. В этом году его пока готовят из виноматериала, а со следующего года сырьем станет белый и розовый виноград. Компания может выпускать до 10 млн. бутылок в год.

Увидела я и завод по производству углекислого газа, и склады готовой продукции, и сооружения по биологической очистке сточных вод, аналогов которым сегодня нет в республике.

Затем мне показали цеха по производству пива и безалкогольных напитков. В период фруктовой компании здесь работала линия по обработке и упаковке мандаринов. Теперь цех разделён прозрачными перегородками на отсеки, в каждом из которых находится отдельное производство: пивоваренный цех, лимонадный и цех по розливу артезианской воды (с газом и без газа).

С марта с. г. здесь разливают 5 видов безалкогольных напитков «Алакъ» – «Дюшес», «Лимонад», «Крем-соду», «Тархун» и «Вишню». Сиропы для них готовят на месте, а натуральные ароматизаторы и красители закупают у германской фирмы «Делер». Варят в компании и пиво «Ассир» двух сортов. Общая производительность цеха – 5 млн. литров пива в год.

Каждая партия выпускаемой компанией продукции проходит несколько стадий проверки на соответствие ее ГОСТу. Заведующая лабораторией микробиолог Ирина Лунгу в отрасли с 1992 г. Без ее экспертного заключения шампанское на линию розлива просто не допустят. Химик-лаборант Елена Патраш проводит анализы безалкогольной продукции. И здесь, как вы обратили внимание, работают специалисты из Молдовы, а пивоварение контролирует профессионал из Германии.

– Со специалистами в Абхазии очень сложно. Мы не можем рисковать и допускать к работе, к примеру, в ту же лабораторию, оборудование которой очень дорогое и соответствует уровню мировых технологических стандартов, людей, не имеющих опыта работы в этой сфере. В то же время мы занимаемся подготовкой местных кадров, но на это уйдет не менее 2-3 лет. Поэтому пока приглашаем опытных специалистов из-за рубежа, – говорит директор компании. Сам он, кстати, винодел в третьем поколении.

Обратила внимание я и на оригинальную форму бутылок, в которые разливаются напитки. По словам В.Русу, дизайн их разработан в Англии. При этом бутылки для шампанского производят в Молдове, для пива и безалкогольных напитков – в Азербайджане.

А почему вся тара стеклянная? Ведь это значительно удорожает продукцию?

– Многие предпочитают качество дешевизне: напитки в пластиковых бутылках имеют своего клиента, а у нашей продукции есть свой покупатель. К примеру, часть шампанского мы собираемся поставлять в магазины и рестораны, остальное – экспортировать. То же самое будет и с винами. Не конкуренты мы и местным пивоварам – наше пиво также имеет свою нишу, – объясняет директор компании.

Даже неспециалисту понятны и серьезные масштабы производимых работ, и то, что средства в развитие производства, и в работу на плантациях вложены немалые. И то, что за всем этим стоит неустанный человеческий труд …

– Окупаемость таких объектов в Европе ориентировочно 10 лет. Если продажа вина будет успешной, мы сможем вернуть затраты на производство лет за семь, – считает Виталий Русу.

На сегодня в компании вместе с рабочими плантаций в общей сложности трудятся 150 человек. 80% из них – граждане Абхазии. Руководство предприятия заботится о своих сотрудниках: для них построят медпункт, который оснастят новейшим медицинским оборудованием (людям не придется выезжать на обследование в тот же Сочи), детский сад. Появится здесь и жилой дом для специалистов. Серьезная помощь оказывается инвалидам и ветеранам Отечественной войны народа Абхазии, хотя это и не афишируется.

Вот, пожалуй, и все о компании «Напитки Абхазии и К°».

Кто-то, прочитав эту статью, задастся вопросом: а сколько же средств из Комплексного плана туда вложено и сколько кредитов получил, как говорится, по блату инвестор от государства?

Ехидно любопытствующих ничем порадовать не могу! Директор компании пояснил: «Ни рубля из средств Комплексного плана либо из каких-то других источников в Абхазии нами взято не было. Компания создана исключительно на средства инвесторов». Думаю, подвергать сомнению его ответ не имеет смысла: республика маленькая, вся информация легко проверяется. Те же банкиры давным-давно кому-нибудь да шепнули бы на ушко о возложенных на них «обязанностях».

Хотя… Не зря говорят: слепому не покажешь, глухому не расскажешь, не желающему верить – не докажешь!!!

Наталья ШУЛЬГИНА

На снимке: в цехе по розливу безалкогольных напитков.


Номер:  112
Выпуск:  2857
Рубрика:  экономика
Автор:  Наталья ШУЛЬГИНА

Возврат к списку