Рубрики
Отношения между Россией и Абхазией вселяют оптимизм и уверенность в завтрашнем дне
Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Абхазии С.Григорьева агентству Апсныпресс
9 сентября исполнилось четыре года со дня установления дипломатических отношений между Республикой Абхазия и Российской Федерацией. В связи с этой датой информагентство Апсныпресс взяло интервью у Посла России в Абхазии С. Григорьева.
Апсныпресс: Семен Вячеславович, как Вы оцениваете нынешний этап российско-абхазских взаимоотношений и каковы их перспективы, на Ваш взгляд?
С. Григорьев: Я, прежде всего, хочу отметить, что для меня четвертая годовщина установления дипотношений – это, можно сказать, личное событие, потому что я принимал участие во всех делах, связанных с ним. В моем личном архиве хранятся копии Указа Президента Медведева о признании Республики Абхазия, где МИД России поручено провести переговоры с абхазской стороной об установлении дипломатических отношений, а также нот, которыми обменялись МИД Абхазии и МИД РФ об установлении дипотношений 9 сентября 2008 года.
Чем важно это событие? Оно важно тем, что установление дипломатических отношений является неотъемлемым атрибутом отношений между государствами, которые признали независимость друг друга и приняли решение развивать связи как два равноправных субъекта международного права. В этом – значение этого события, позволившего потом заключить целый ряд двусторонних договоров и соглашений. Сейчас их уже около 70.
Что касается уровня взаимоотношений, на который мы вышли спустя четыре года после признания Россией Абхазии, я считаю, что он очень достойный. Сделано довольно много.
Для любых стран, признающих друг друга, очень важно то, сколь часто встречаются их лидеры, насколько доверительный характер носит политический диалог между ними. В этом плане, я считаю, что между Россией и Абхазией все обстоит очень хорошо. В этом году уже состоялись две встречи между Президентом Абхазии и руководителями РФ: в январе – с Дмитрием Анатольевичем Медведевым, в мае – с Владимиром Владимировичем Путиным. Для Путина это вообще была первая встреча с иностранным лидером после инаугурации, что, наверное, не случайно.
Активные контакты поддерживаются на всех уровнях. Встречаются руководители правительств Абхазии и России; абхазские министры ездят в Москву, российские приезжают сюда. Это не просто какие-то протокольные мероприятия; это встречи, на которых ведутся конкретные переговоры, принимаются конкретные решения, подписываются новые договоры, соглашения, делается все, чтобы в отношениях между нашими странами осталось как можно меньше «белых пятен».
Отношения между нашими странами развиваются по различным направлениям. На территории Абхазии располагаются российская военная база и Пограничное управление, которые четко выполняют обязательства Российской Федерации по обеспечению безопасности Абхазии и созданию благоприятных условий для мирной жизни абхазского народа. Думаю, что все жители Абхазии согласятся со мной в том, что за четыре года жизнь в республике стала гораздо более безопасной. Если остается еще довольно много проблем, связанных с социально-экономической сферой, то проблемы безопасности в основном решены. Пока что довольно напряженная ситуация в районах, граничащих с Грузией, но здесь тоже предпринимаются меры, и эти вопросы постепенно решаются.
Что касается экономической сферы, при том, что проблемы остаются, думаю, никто не оспорит тот факт, что за четыре года сделано очень много. Это видят и жители Абхазии, и гости, которые приезжают сюда отдыхать.
Близится к завершению выполнение «Комплексного плана содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия на 2010-2012 гг.». Сейчас прорабатывается план на 2013 – 2015 гг.
То, как складываются отношения межу нашими странами, вселяет уверенность в завтрашнем дне и оптимизм по поводу их дальнейшего развития, в том числе и в сфере экономики.
– Руководство Абхазии у нас часто упрекают в том, что республика стала дотационной и живет за счет российских денег.
– У меня не повернулся бы язык критиковать страну, вышедшую из кровопролитного вооруженного конфликта в том, что она является дотационным регионом или государством. У нас есть примеры довольно состоявшихся самостоятельных государств, где иностранная помощь составляет очень большую часть госбюджета.
Я не вижу ничего удивительного и страшного в том, что значительную долю бюджета Абхазии пока составляет внешняя помощь, а именно помощь из Российской Федерации. Но нельзя не замечать и то, что постепенно, от года к году, увеличивается доля собственных средств в госбюджете. Я уверен, эта тенденция сохранится. Ведь процесс оказания безвозмездной экономической помощи со стороны России не будет бесконечным. В республике есть потенциал, который позволит ей со временем успешно развиваться. Это и курорты, и сельское хозяйство, и многое другое.
– Как известно, Вы участвуете в работе Комиссии по восстановлению имущественных прав граждан России в Абхазии. Как обстоят дела с этими проблемами? Есть ли новые обращения?
– Новых обращений мало. В Интернете периодически появляются утверждения, что таких обращений 3000 или 4000. Это не соответствует действительности. Таких обращений в разные инстанции – и в российские, и абхазские, по нашим общим данным, не больше 200.
– А есть имущественные споры, которые уже реально разрешены?
– Есть целый ряд реально решенных вопросов. Цифры были оглашены на последнем заседании комиссии, возглавляемой Вице-президентом Абхазии М. Логуа. Целый ряд таких споров решен полностью: или достигнуто мировое соглашение между сторонами, или так или иначе найдена жилая площадь для одной из сторон. Пока еще остается больше десятка обращений, которые признаны обоснованными. Но, к сожалению, пока не удается их решить, потому что нет жилого фонда, из которого можно было бы предоставить квартиру тем, кто сейчас незаконно занимает жилую площадь, или тем, кто обращается с просьбой ее освободить.
Президент меня заверил, и публично несколько раз говорил о том, что в Новом районе Сухума ремонтируется дом. Руководство Абхазии, совершенно обоснованно, и я в этом с ним согласен, хочет довести этот дом до полной готовности, отдать его нуждающимся людям под ключ. Отдавать семье, нуждающейся в квартире, голые бетонные стены, неправильно, потому что вряд ли у них есть деньги на ремонт. Поэтому сейчас изыскиваются средства для того, чтобы полностью отремонтировать этот дом. И одними из первых жильцов в нем станут те, чьи обращения в комиссию признаны обоснованными.
– Чаще всего говорят о позитивных моментах во взаимоотношениях Абхазии и России. А какие, на Ваш взгляд, существуют проблемы? Они наверняка есть...
– Проблемные моменты, разумеется, есть. Наверное, они есть во взаимоотношениях любых государств. Может, Вы мне назовете проблемы, а я вам скажу свое мнение.
– К примеру, вопрос делимитации и демаркации границы, в частности, в районе Аибги... На какой стадии переговоры по этой проблеме?
– Эта тема сейчас не обсуждается в связи с тем, что после формирования нового Парламента Абхазии пересмотрен состав абхазской комиссии по делимитации и демаркации границы. Я пока не получал информации о новом составе этой комиссии. Как только комиссия будет сформирована, я думаю, что можно будет возобновить переговорный процесс, и я уверен, что можно найти компромиссный вариант решения этого вопроса без какого-либо обострения наших отношений. Это не та проблема, которая заслуживает того, чтобы называться источником какого-то конфликта в наших двусторонних отношениях.
– В российских СМИ не раз появлялась информация о планах строительства дороги через Главный Кавказский хребет, через Кодорское ущелье, но руководство Абхазии не одобряет этот проект.
– Идея не новая, она еще обсуждалась при жизни Сергея Васильевича Багапш, и тогда даже был подписан двусторонний меморандум о намерениях по строительству этой дороги.
Можно понять заинтересованность субъектов РФ на Северном Кавказе в такой дороге. Они, конечно, получили бы выход к морю, что могло бы означать для них возможности для дальнейшего экономического развития, развития туристической инфраструктуры. Но в этом году впервые Президент Абхазии заявил об экологической небезупречности подобного проекта.
Я считаю, что в такой стране с уникальной экосистемой, как Абхазия, очень просто нарушить ее непродуманными строительными решениями. Поэтому вполне понятно мнение руководства республики по вопросу строительства не только этого объекта, но и любых других.
Вы знаете, что такое мнение было высказано и по строительству яхтклуба в Гагрском районе. Здесь точка зрения экологов должна иметь решающее значение. Это сейчас происходит не только в Абхазии, а практически во всех странах мира: в Европе, Америке, России. Экологи могут поставить крест практически на любом экономическом проекте.
– Каковы Ваши личные впечатления об Абхазии?
– До назначения Послом РФ в Абхазии я работал в Афганистане, Иране, Таджикистане. Мои впечатления об Абхазии очень хорошие. Я совершенно адаптировался и отношусь к ней как ко второй Родине, без преувеличения. Я совершенно комфортно себя чувствую. Здесь живет моя семья, сюда часто приезжают мои родные, друзья. У меня взрослый сын, он работает в Москве, но часто приезжает ко мне сюда погостить.
– Спасибо за интервью.
Номер: 105
Выпуск: 2850
Рубрика: политика
Автор: Апсныпресс