Рубрики

28.08.2012

Живет и энергично действует

Стамбульскому Комитету солидарности с Абхазией – 20 лет

В августе 1992-го Турция жила своей обычной жизнью. Не предполагалось катаклизмов и в укладе будней многочисленной абхазской диаспоры. И вдруг сообщение турецкого радио и телевидения: «Грузия напала на маленькую Абхазию!» Практически все абхазское население Турции, а это более 800 тысяч человек, устремилось в свои региональные дернеки – культурные центры, чтобы узнать правду. Туда же вместе с ними шли и многие черкесы – так называют в Турции живущих там кавказцев разных национальностей, которых, как и абхазцев, забросили сюда трагические страницы их истории.

Люди крайне возбуждены, осуждают агрессора, призывают молиться. Слово взял мудрый и весьма авторитетный в диаспоре Этем Арютаа:

– Если наш гнев ограничится только призывами к молитве и осуждением агрессора, то пользы от этого не будет. Нам необходимо создать инициативную группу и оперативно разработать программу действий. Его поддержали единодушно. И уже 23 августа, на 9-й день после начала войны, в стамбульском дернеке собралась группа из абхазцев и представителей 40 кавказских национальных дернеков. Результатом стало создание Кавказского Комитета солидарности с Абхазией, в который вошли представители всех национальностей северо-западного Кавказа – адыги, кабардинцы, осетины, чеченцы, убыхи и другие, живущие в Турции. Председателем был избран энергичный Атай Цушба.

Комитет возложил на себя обязанность оказывать любую возможную помощь борющейся с агрессором Абхазии. Сразу же постановили: помочь продуктами, медикаментами, теплой одеждой, обувью, делегировать туда врачей, медсестер, специалистов для помощи тылу. И подчеркнули: если среди абхазцев, кавказцев найдутся добровольцы, желающие сражаться за свободу Абхазии, им – зеленая дорога.

А «боевое крещение» – по значимости и ответственности события – Комитет получил, приняв участие в переговорах в Москве 3 сентября 1992 года – туда выехали председатель Атай Цушба и член Комитета, опытный юрист, кабардинец Рахми Туна. По возвращении Рахми Туна сказал: «Переговоры были крайне сложными, но большая победа Абхазии в том, что она признана не частью Грузии, а стороной конфликта».

К 10-летию образования Комитета солидарности я – автор этих строк – уже писал о той неоценимой помощи, которую оказал Комитет своим борющимся братьям. Но считаю, что и напоминать нужно, и забываться такое не должно.

Вот один из случаев: собранную большую партию медикаментов надо отвезти в Абхазию. Взялся это сделать Хакы Ажиба (к большому сожалению, этого умного, хорошо разбирающегося в проблемах диаспоры человека, большого патриота Абхазии недавно не стало). Но самолет в Адлер временно отменен, есть только в Нальчик. Туда с тяжелым грузом летит Хакы. Но в Нальчике, несмотря на предварительную договоренность, его почему-то не встретили. А Хакы по-русски знает только одно слово – «Абхазия». Но это волшебное слово и стало паролем. Совсем незнакомые, но уже ставшие родными братья-кабардинцы помогли доставить так нужный груз в Абхазию.

В тот год зима выдалась холодной, снежной. Фронту нужна теплая обувь. Имам одной из солидных мечетей Стамбула Нуреттин Ахба решил организовать сбор обуви. Вместо необходимых на тот момент 250 пар было собрано 1 500 добротной теплой обуви. «Ни один человек, к кому я обращался, не отказал. Все говорили, что это их посильная помощь попавшему в беду братскому народу Абхазии», – вспоминает сегодня Н. Ахба.

В селе Карахалка (Турция), где компактно живут кабардинцы, тоже решили собрать средства в помощь Абхазии. Старый Шевкет Балкароква, протянув деньги, сказал: «Я собрал их на свои похороны, но сегодня они больше нужны Абхазии, на которую напали гяуры. А меня похоронят односельчане».

Как собственную беду приняли все наши братья-кавказцы войну, навязанную нам Грузией.

Не без конкретной помощи Комитета поехали воевать за Абхазию сыны и дочери наших соотечественников в Турции, которые никогда не видели свою историческую Родину. Некоторые из них не дожили до светлого дня Победы. Их похоронили на родной абхазской земле.

Я встречался со всеми родными геройски погибших сынов. По поручению Первого Президента Абхазии Владислава Ардзинба вручал их родителям боевые награды Родины. И ни одна мать, ни один отец не высказали слов сожаления из-за гибели своих сыновей в Абхазии.

Нельзя не вспомнить и о героическом поступке четверки отважных девушек. Хотя уже прошло 20 лет, в народе как легенду рассказывают о том, как они, скрыв это от своих родителей, поехали в Абхазию помогать воюющим братьям.

В городе Ескишехире я не раз навещал Нихата Багба – отца Героя Абхазии Бахадыра Багба, погибшего на войне за свободу своей незнакомой, но родной и близкой исторической Родины. Бахадыр был ранен, вернулся в Турцию, лечился и снова поехал воевать. Отцовское сердце чувствовало беду, но противостоять патриотизму сына он не мог. Не так давно старый Нихат, так и не оправившийся после гибели сына, умер. На траурном митинге люди с огромным уважением говорили и об отце, воспитавшем сына-героя, и о сыне-герое.

С победным окончанием войны забот у Комитета не только не уменьшилось, а скорее наоборот. Абхазия, разбомбленная, опустошенная, потерявшая свыше 3000 своих лучших сыновей и дочерей, нуждалась в большой поддержке.

Руководство Республики Абхазия при большой помощи Комитета солидарности добилось открытия в Турции неофициального Представительства – контакт Родины с большой абхазской диаспорой в этой стране был необходим. Президент В. Г. Ардзинба первым представителем сроком на один год направил меня. И с февраля 1994 года это длится по сей день. Все эти годы, работая рядом с Комитетом (Комитет и Представительство размещаются в одном помещении), вместе с Комитетом, могу сказать одно: деятельность его неограниченно объемна. Понятно, что она видоизменяется с течением времени и отличается от первоначальной, в военное время.

Сразу после войны акцент был сделан на то, чтобы доводить до каждого абхазца, кавказца, да и турецкого правительства тоже миролюбивую политику Абхазии, ее доброе отношение к соседним государствам. Турция получала одностороннюю информацию – с грузинской стороны и воспринимала Абхазию только в составе Грузии. А Грузия преподносила войну как бунт кучки абхазцев, недовольных грузинским правлением. Своей каждодневной обязанностью Кавказский Комитет солидарности с Абхазией считал опровергать это извращение, через европейские государства добиваться снятия экономической и информационной блокады, объявленной Абхазии, оказывать ее народу гуманитарную помощь, политическую поддержку, способствовать, в конечном итоге, признанию независимости Абхазии. Много усилий прилагалось, чтобы открыть регулярное морское сообщение между Турцией и Абхазией, и какое-то время это было. Все эти проблемы стояли в центре деятельности Комитета, и поднимали их члены Комитета на неоднократных встречах с президентами и премьер-министрами Турции (за 20 лет произошло немало их смен), министрами иностранных дел и отраслевыми, с депутатами меджлиса, и настоятельно просили оказать содействие в их разрешении.

Кое-что получалось, кое-что нет. Нельзя ведь не учитывать, что Турция – страна, ориентированная на Запад, а также поддерживающая разносторонние контакты с Грузией.

Естественно, не все в жизни Комитета текло гладко и спокойно. Как-то даже возник вопрос о самороспуске. На одном из заседаний тогдашний председатель Комитета Джамалеттин Ардзинба озвучил этот вопрос. Член Комитета Гюндуз Гечба тогда сказал: «Самораспуститься – значит похоронить все, что мы сделали. Война с грузинским агрессором выиграна, но идет экономическая, политическая, идеологическая, дипломатическая борьба. При таком положении дел нас никто ни на Родине, ни здесь не поймет. Я призываю всех продолжить выполнять свой гражданский, национальный, патриотический долг. Этого ждет от нас наша Родина».

Комитет даже с еще большим усердием продолжил свою работу. Очень полезными для абхазской диаспоры в национальном, патриотическом плане, в укреплении взаимодоверия, взаимопонимания, контактов между всей кавказской диаспорой Турции и Абхазией, да и между обеими странами в какой-то степени тоже, стали организованные Комитетом визиты двух президентов Абхазии Владислава Ардзинба и Сергея Багапш.

Авторитет Комитета за 20 лет его деятельности постоянно рос и растет. Сегодня турецкие власти считаются с существованием и деятельностью Комитета. Думаю, один из примеров подтвердит это. Уже более 10 лет Комитет возглавляет Ирфан Аргун. И он в течение 1 часа и 10 минут беседовал с премьер-министром Турции господином Эрдоганом, разъяснил ему, что огромная абхазская и в целом кавказская диаспора, проживающая в Турции, – полноправные граждане страны, они платят налоги, воюют за страну. И они недовольны той военной помощью, которую Турция оказывает Грузии, так как это может быть использовано против их братьев на исторической Родине. «Мы хотим, чтобы Турция разделяла наши тревоги», – твердо сказал И. Аргун. «Турция не допустит войны в Абхазии», – ответил премьер-министр. Об авторитете Комитета в общественной жизни Турции свидетельствует и прием в Анкаре членов Комитета министром иностранных дел Ахметом Давутоглы. В беседе были подняты вопросы национальной культуры, абхазского языка, обмена с Абхазией делегациями ученых, спортсменов, ставился и вопрос о признании Турцией независимости Абхазии. Министр был внимателен, заверил, что Турция осознает существование Абхазского государства и то, что много абхазцев проживает здесь. Решение же ряда вопросов – вопрос времени.

В архиве Комитета – богатый материал. Как историк я прекрасно осознаю его значимость и для истории существования самой абхазской диаспоры в Турции, и для истории Абхазии в целом. Со Стамбульским Комитетом считаются российские дипломатические учреждения в Турции. Руководителей Комитета неоднократно принимали и обсуждали с ними актуальные вопросы Посол РФ в Турции В. Ивановский (Анкара), Генеральный консул РФ в Стамбуле А. Ерхов. Конструктивная беседа состоялась у руководства Комитета с министром иностранных дел России С. Лавровым. Были встречи с депутатом Госдумы С.Марковым и другие. Хочу сказать, что с момента признания Российской Федерацией Абхазии в августе 2008 года изменилось отношение российских дипломатических учреждений в Турции и к Представительству Абхазии. Посольство РФ поддерживает дружеские контакты, считает равным дипломатическим представителем, и готово оказывать необходимое содействие. На многих мероприятиях, организуемых Комитетом солидарности и Федерацией абхазских дернеков – не без содействия Комитета была создана эта общественная организация, направляющая деятельность всех абхазских дернеков (культурных центров) Турции, присутствуют представители российского дипломатического корпуса. Большим результатом немалых усилий Комитета и Федерации сегодня стало то, что 1 раз в неделю ведутся радиопередачи на абхазском языке, «пробивается» аналогичное и на телевидении. А недавно на встрече с депутатами меджлиса премьер-министр Эрдоган заявил, что для желающих будет практиковаться изучение абхазского языка в школах там, где компактно живут абхазцы. Об этом сообщает газета «Хуриет».

Работа Комитета всегда, и с первых дней существования, и сегодня, проходит в тесном контакте с руководством Абхазии. И представляет для руководства Абхазии одно из важных направлений работы. Сегодня, подчеркну еще раз, свою задачу Комитет видит в том, чтобы постоянно информировать диаспору о действиях руководства Абхазии, о политике государства, разъяснять отдельные положения, что бывает необходимо, так как отсутствие там единых мнений и взглядов, что само по себе естественно, может привести к искаженному пониманию абхазских реалий; вырабатывать линии совместных действий; целенаправленно добиваться от турецкого правительства признания независимости Абхазии, а на этапе к этому – понимания и взаимопонимания по ряду проблем; укреплять и развивать все возможные контакты в разных сферах с исторической Родиной, устанавливать более тесные связи с абхазскими диаспорами других стран и, конечно, решать большой круг вопросов, требующих каждодневного реагирования.

Руководство Комитета искренне благодарно Президенту Абхазии Александру Анкваб за готовность всегда выслушать, ответить на вопросы, дать полезные рекомендации, выстраивать конструктивные отношения, оказывать необходимое содействие вернувшимся на свою Родину.

Абхазская и вся черкесская общественность Турции высоко ценят линию Президента А. Анкваб, уверены, что он сыграет важную роль в экономическом развитии Абхазии, политической стабилизации в стране, в осуществлении их вековой мечты – собраться всем абхазцам, разбросанным по миру, под родным абхазским небом.

Руководство Абхазии достойно оценило деятельность и заслуги Комитета солидарности. Он награжден орденом Леона. Ордена «Ахьдз-Апша» удостоены и некоторые члены Комитета.

…О многом я попытался рассказать в этой статье, о многом еще можно говорить. Но основное, – Комитет солидарности с Абхазией был создан в Стамбуле по велению души и сердца всей кавказской диаспоры Турции на 9-й день после начала тяжелейшей войны на Родине абхазцев. И он полностью доказал свою насущную национальную и историческую необходимость. Последующие 20 лет существования подтвердили его дееспособность, актуальность действий, умение понять позицию абхазского руководства в сложном сплетении политических и экономических реалий и доводить все это и до диаспоры, и, что весьма важно, до турецкого правительства.

С обретением Абхазией независимости, расширением деятельности ее руководства новую, политически более осознанную направленность приобрела и работа Комитета.

Важно и то, что подавляющее большинство абхазской диаспоры в Турции считает Комитет необходимым и одобряет его работу. А главная его цель сегодня – добиться от Турции признания независимости Абхазии. Не будем загадывать каков будет результат, четко понимая, что зависит это не только от Комитета. Но в этом процессе для укрепления национальных интересов в самой абхазской диаспоре сделано уже немало.

Комитет живет, работоспособен, действует. И это – основное. Удачи ему!

Владимир АВИДЗБА, Полномочный представитель Абхазии в Турции, Чрезвычайный и Полномочный Посол

г. Стамбул.


Номер:  97
Выпуск:  2842
Рубрика:  политика
Автор:  Владимир АВИДЗБА, Полномочный представитель Абхазии в Турции, Чрезвычайный и Полномочный Посол

Возврат к списку