Рубрики

01.08.2012

Электронные счетчики: удобно и выгодно

Актуальная тема

В недавней статье в газете «РА» я отмечал, что объем потребления электроэнергии в Абхазии в 2011 году достиг довоенного уровня, хотя тогда работали промышленные предприятия. Теперь же 80 процентов электроэнергии потребляет население. В то же время по мере роста доли бытового его потребления у ГК «Черноморэнерго» появились серьезные экономические трудности, связанные со сбором платежей от населения. Вносят их лишь 38 процентов граждан. Ежегодная задолженность населения составляет свыше 70 млн. руб. При этом действует принцип «самообслуживания»: гражданин самостоятельно фиксирует показания счетчика и устанавливает сумму денег, подлежащую оплате за электроэнергию. В результате сумма платежей оказывается намного меньше, чем стоимость поставленной для населения электроэнергии. В то же время участились случаи несанкционированного подключения к электрическим сетям. Иначе как воровством я назвать это не могу.

Практика убеждает в том, что низкий тариф на электроэнергию для населения Абхазии не способствует экономному ее потреблению. Во многих населенных пунктах свет горит в течение дня как на придомовых территориях, так и на улицах.

Ввиду отсутствия теплоснабжения в республике, электроэнергия используется повсеместно и для отопления помещений в осенне-зимний период. При этом граждане и не задумываются о необходимости ее беречь.

Руководство республики, понимая всю критичность ситуации, в которой находится энергетическая отрасль, принимает все возможные на сегодня меры. С 2011 года проводятся работы по организации дистанционного автоматизированного снятия показаний со счетчиков. На 2012 год предусмотрено порядка 70 млн. руб. для приобретения электронных счетчиков, при установке которых будет проводиться замена старых проводов и опор. В Сухуме уже установлено 4500 таких счетчиков.

Эта работа непростая и высокозатратная. В многоквартирных домах помимо установки прибора учета на этажах, приходится менять все стояки, вводные шкафы, поэтажные щиты. С частными домами ситуация ненамного проще – необходимы новые опоры на протяжении всей линии, специальные провода. Затраты на установку электронного счетчика одному потребителю в обоих случаях практически одинаковы, обходятся компании в 9 тыс. руб., а в республике 70 000 бытовых потребителей электроэнергии.

Несмотря на финансовые трудности эта работа будет продолжена. Использование автоматизированной системы учета и контроля электроэнергии (АСКУЭ) выгодно не только для ГК «Черноморэнерго» как энергоснабжающей организации, но и для потребителей, прежде всего, законопослушных, своевременно и в полном объеме оплачивающих за электроэнергию.

Основной экономический эффект для потребителя от применения АСКУЭ состоит в уменьшении платежей за использованную электроэнергию в связи с точностью показаний установленных приборов учета, а для «Черноморэнерго» – в снижении пиков потребления и объемов дополнительного приобретения электроэнергии. Это также позволит компании повысить степень контроля и точность учета использованной потребителями электроэнергии.

При этом особенно хочу обратить внимание на улучшение качества обслуживания граждан. Каждому абоненту будет доставляться счет-квитанция с заполненными показаниями и рассчитанной суммой к оплате, которую они смогут внести в специально организованные для этих целей кассы, а также непосредственно контролерам, которые будут обеспечены переносными кассовыми аппаратами.

Но принимаемых государством мер для улучшения положения в энергетической отрасли будет недостаточно, если все жители республики не осознают сложность, критичность ситуации.

Резо ЗАНТАРИЯ, генеральный директор ГК «Черноморэнерго»


Номер:  86
Выпуск:  2831
Рубрика:  экономика
Автор:  Резо ЗАНТАРИЯ

Возврат к списку