Рубрики

30.07.2012

Приватизации необходима широкая гласность

И тогда не будут возникать всякого рода слухи и сплетни

По мнению некоторых граждан, процесс приватизации – наиболее непрозрачная сфера деятельности нынешних властей, и информацию о том, что продано и почем, и кто за всем этим стоит, граждане по-прежнему черпают на улице, что дает почву для массы домыслов и слухов. При этом одни считают, что власти вообще не заинтересованы в приватизации, а у других диаметрально противоположная точка зрения – дескать, правительство в сговоре с Парламентом бойко торгует Родиной... И как следствие – громкие заявления различных партий и движений о растаскивании чиновниками государственного имущества. Особенно эффектно такие заявления звучат в период предвыборных кампаний, либо когда в обществе начинают обсуждать очередной факт, так сказать, «антигосударственной» деятельности того или иного чиновника.

В беседе с главой Госкомитета РА по управлению госимуществом и приватизации К.Кация корреспондент «РА» постаралась выяснить, в чем состоят тонкости приватизационной «кухни». Читать статью с обилием цифр – занятие, в общем-то, утомительное, но если вы хотите разобраться, что к чему, придется набраться терпения.

В любом государстве объекты по своей принадлежности делятся на муниципальные и республиканские. Наибольший интерес граждан, естественно, вызывает приватизация республиканской собственности. В эту категорию включены объекты торговли и бытового обслуживания, частично или полностью разрушенные, а также оставшиеся на стадии незавершенного строительства. Их в установленном порядке включают в перечень подлежащих приватизации объектов, и принимают по ним общее постановление. Что касается крупных действующих объектов, в том числе курортной сферы, то по каждому из них Парламентом принимается отдельное законодательное решение. Приватизация же муниципальной собственности является прерогативой местных органов власти. Но в любом случае, это следует подчеркнуть, приватизация всех без исключения объектов происходит только с согласия народных избранников.

По информации, предоставленной К.Кация, за период с 2002-го по 2011 год было приватизировано 947 объектов, из них республиканской собственности – 147, муниципальной – 800. Из общего числа приватизированных за этот период объектов –547 торговых (республиканской собственности – 69, муниципальной – 478) и 400 прочих (объекты бытового обслуживания, частично или полностью разрушенные, а также незавершенного строительства), из них: республиканской собственности – 77, муниципальной – 323.

Передача имущества в частную собственность началась в республике во второй половине 2002 г. Тогда за 6 месяцев было приватизировано 44 муниципальных объекта: 35 – торговли, 3 – общепита, 5 – бытового обслуживания, 1 из категории частично или полностью разрушенных. В 2003 г. – 122 объекта (5 – республиканской собственности, 117 – муниципальной, из них: 78 – торговых, 18 – общепита, 18 – бытового обслуживания, 6 – незавершенного строительства, 2 – частично или полностью разрушенные); 2004 г. – 92 объекта (2 и 90 соответственно, из них: 55 – торговых, 19 – общепита, 9 – бытового обслуживания, 1 – незавершенного строительства, 8 частично или полностью разрушенные); 2005 г. – 90 объектов (10 – республиканской собственности и 80 – муниципальной, из них: 60 – торговых, 10 – общепита, 10 – бытового обслуживания, 1 – незавершенного строительства, 9 – частично или полностью разрушенные); 2006 г. – 99 объектов (18 и 81, из них: 60 – торговых, 6 – общепита, 8 – бытового обслуживания, 3 – незавершенного строительства, 22 – частично или полностью разрушенные); 2007 г. – 121 объект (31 и 91, из них: 75 – торговли, 3 – общепита, 12 – бытового обслуживания, 5 – незавершенного строительства, 26 – частично или полностью разрушенные); 2008 г. – 109 объектов (15 – республиканской собственности и 94 – муниципальной, из них: 50 – торговых, 16 – общепита, 17 – бытового обслуживания, 2 – незавершенного строительства, 23 – частично или полностью разрушенные, 1 – объект санаторно-курортного назначения); 2009 г. – 95 объектов (21 и 74, из них: 51 – торговли, 8 – общепита, 7 – бытового обслуживания, 2 – незавершенного строительства, 26 – частично или полностью разрушенные, 1 – санаторно-курортного назначения); 2010 г. – 102 объекта (32 республиканской собственности и 70 – муниципальной, из них: 47 – торговых, 8 – общепита, 11 – бытового обслуживания, 1 незавершенного строительства, 35 – частично или полностью разрушенные); 2011 г. – 72 объекта (13 и 59, из них: 35 – торговых, 3 – общественного питания, 9 – бытового обслуживания, 1 – незавершенного строительства, 21 – частично или полностью разрушенные, 3 – санаторно-курортного назначения). При этом все пять объектов санаторно-курортного назначения приватизированы на общих основаниях по постановлению Народного Собрания.

За все эти годы от приватизации всех видов объектов в казну государства поступило 736906817,58 руб.: в 2002 г. – 1,256 млн.руб., в 2003 г. – 5,198 млн.руб., в 2004 г. – 45,681 млн.руб., в 2005 г. – 90,527 млн.руб., в 2006 г. – 96,3 млн.руб., в 2007 г. – 195 млн.руб., в 2008 г. – 155,8 млн.руб., в 2009 г. – 134,3 млн.руб., в 2010 г. – 398,4 млн.руб., в 2011 г. – 70,1 млн.руб. Стоит отметить, что 50% от сумм, полученных в процессе приватизации муниципальных объектов, перечисляется в бюджет местных органов, остальные поступают в государственный внебюджетный Фонд приватизации. Отдельно стоит остановиться на 22 объектах, приватизированных по специально принятым законам Парламента РА. В 2003 г. Администрации Краснодарского края было продано имущество госпредприятия «Государственная дача «Гагра» за 25 млн.руб.

В 2005 г.: санаторий «Москва» (СП ООО «Инвестиции Апсны) – за $3.902.440; дом отдыха «Холодная речка» (ООО «Синдикат-А») – за $10 млн.; гостиничный комплекс «Рица» (ООО «Чегем-2000», фактический владелец – Б.Бутба) – за $60 тыс.; госпредприятие «Пицундский рыбокомбинат» (договор до сих пор не заключен) – оценочная стоимость $900 тыс.; государственная доля в абхазо-адыгейском совместном предприятии ООО «Пивоваренный завод «Сухумский» (ООО «Абхазская пивная компания») – за $150 тыс.

В 2006 г. были переданы безвозмездно кафе «Дельфин» – семье Т.Эзугбая; недостроенный пансионат бывшего Госплана СССР – СП «Московско-абхазский коммерческий союз» и общественной организации «Ассоциация экономического содействия российским соотечественникам в Абхазии»; имущественный комплекс пансионата «Шицквара» – филиалу ОАО «Российские железные дороги». Часть имущества спортивной базы «Спорт» приватизирована ООО «Самшит-2004» – фирмой известного футболиста, нашего земляка А.Цвейба за 10.731.708 руб.

В 2007 г.: имущественный комплекс Сухумской мебельной фабрики (ООО «Азар») – за 3 млн.руб.; недвижимое имущество бывшей туристической гостиницы «Водопад» (договор не заключен) оценен в 3 млн.руб.; имущественный комплекс санатория «Гагра» (МО РФ) – за 50 млн.руб.; недвижимое имущество бывшей гостиницы «Абхазия» (ООО «КОНТИненталь») – за 60 млн.руб.

В 2008 г.: здание туристической гостиницы «Турист» передано в собственность Федерации независимых профсоюзов РА безвозмездно; имущественный комплекс гостиницы «Закавказье» приватизирован Г.Хагуш за 5 млн.руб.

В 2009 г.: имущественный комплекс бывшей курортной поликлиники (ООО «Континент-Гагра») – за 20 млн.руб.; имущественный комплекс санатория им. Челюскинцев (ООО «Челюскинцев-2003») – за 40 млн.руб.

В 2010 г.: здание аппарата Первого Президента РА и движимого имущества передана в частную собственность вдове Первого Президента; имущественный комплекс пансионата «Сосновая роща» (ООО «ЛООДИ») – за 30 млн.руб.

В 2011 г. безвозмездно переданы: встроенное помещение библиотеки – в собственность Общественной организации инвалидов Отечественной войны народа Абхазии «Ассоциация «Абжыуаа»; имущественный комплекс туристической базы «Киараз» – в собственность Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской православной церкви.

Реально на момент приватизации из 22 приватизированных функционировали лишь пять объектов: д/о «Холодная речка», санаторий «Москва», санаторий «Гагра», гостиница «Закавказье» и пансионат «Сосновая роща». Остальные объекты либо были полуразрушены, либо от них остались одни развалины.

К вопросу о распродаже всего и вся неизвестным лицам. По словам К.Кация, около 95% объектов приобретаются гражданами РА либо совместными предприятиями, в состав учредителей которых в обязательном порядке входят наши граждане. При желании всегда можно узнать, кто стоит за приватизацией того или иного объекта, и тем самым удовлетворить свое любопытство. Другое дело, а захотят ли афишировать свою сделку сами приватизаторы?

Тут к месту вспомнить ситуацию с д/о «Холодная речка»: его пытались приватизировать еще в 2002 г., но преждевременная огласка в виде публикаций в местной прессе стала одной из причин отказа от сделки – известный предприниматель серьезно рисковал своим бизнесом, приобретая этот объект. А ведь деньги, которые он должен был заплатить, предполагалось передать Минобороны РА – после событий 2001 г. это было весьма важно. Аналогичная ситуация складывалась и с приватизацией гостиницы «Абхазия», и тогда сделка чуть было не сорвалась – кому хочется вступать в конфликт из-за разрушенного объекта, причем не только с Грузией, но и, что самое обидное, с гражданами Абхазии. К сожалению, зачастую довлеет следующее рассуждение: все, что есть в республике, должно быть в собственности только наших граждан, а в итоге получается, что и сами восстановить не можем, и другим не даем, потому так много еще у нас руин.

Кстати, основной причиной невостребованности объектов остается непомерно высокая цена реализации. Именно по этой причине никого не привлекает оцененный в $900 тыс. Пицундский рыбокомбинат. Не поленилась, съездила на объект – сплошные развалины… Фактически все здесь нужно сносить, причем владельцу придется затратить не один миллион рублей только на то, чтобы очистить территорию от мусора и металлолома. Вот и получается, что инвесторам и предложить-то нечего, ценность здесь представляет только земля, на которой стоит объект, а она у нас, как известно, не продается.

– Нет смысла отрицать, что порой с целью получить дополнительные средства мы идем на завышение стоимости объектов, и это не всегда бывает оправданно. Некоторые объекты иной раз выгодней продать за условный рубль, чем наблюдать, как они из года в год разрушаются, – считает К.Кация. Говоря о рыбокомбинате, он признал, что при оценке не было учтено нынешнее состояние его зданий и сооружений, поэтому не исключена переоценка объекта. В связи с этим возникает резонный вопрос: всегда ли реально подходят соответствующие структуры к оценке объектов и не отпугиваем ли мы тем самым потенциальных инвесторов?

Кстати, специалисты считают неправильным и принятое решение в отношении гостиничного комплекса «Рица». Нельзя было сдавать сгоревший объект в аренду, потому как у арендатора появляется преимущество в приобретении объекта, и выкупает он его по остаточной стоимости. «Рицу», а вернее, то, что от нее осталось, следовало сразу выставить на торги, в этом случае государство получило бы приличную сумму, так как фактически продавались не развалины, а, что бы там ни говорили, – «место под солнцем».

Но вернемся к деятельности Госкомитета. К.Кация опроверг утверждения о том, что сотрудники ГК, исходя из личной выгоды или по-родственному, могут повлиять на ценовую политику в отношении того или иного объекта.

– Оценкой объектов занимаются независимые эксперты, сотрудники же ГК выполняют роль технического характера: проводят экспертизу предоставленного к рассмотрению пакета документов, и в случае положительного заключения передают их в Кабинет Министров, где они проходят дополнительную экспертизу в отделах, – говорит К.Кация.

В то же время глава ГК не отрицал наличие спорных ситуаций в отношении реальной стоимости тех или иных объектов, но обычно речь идет о ее повышении. В этом случае специально созданная комиссия выезжает на место и заново переоценивает объект.

– Приняв решение, правительство передает пакет документов в Парламент, и в любом случае, еще раз подчеркиваю, главенствующее слово остается за депутатами, и именно от них зависит принятие решения о включении того или иного строения в перечень объектов приватизации и их реализации, – сказал глава ГК.

Многие считают, что чиновники, используя свое кресло и средства, прикрываясь друзьями и родственниками, активно скупают все, что «плохо лежит», а простой человек остается в стороне от приватизационного процесса. Полностью отрицать подобные факты не имеет смысла, но при этом не стоит забывать, что в процессе приватизации немало подводных камней, и так просто у нас ничего приватизировать нельзя – каждый заброшенный объект давным-давно кем-то, как говорят, уже «прихватизирован», слово «занято» стало обиходным в нашей жизни. Попробуйте заинтересоваться судьбой заброшенного или сгоревшего здания, которое, вроде бы, никому не принадлежит, – тут же появится «хозяин» с требованием выплатить отступные. Бывает, что такие «хозяева» сами перехватывают инвесторов, ведут с ними закулисные переговоры, зачастую вымогают деньги с угрозой: только начни что-то строить – сожжем…

Конечно газетной статьи о том, как у нас проходит приватизация, недостаточно. Как и краткой сухой информации в печати о принятом КМ или Парламентом решении о передаче в собственность того или иного объекта. Граждане хотят иметь более полные сведения о том, что продано и почем, и кто за всем этим стоит, и имеют на то полное право. И может быть, тогда многие вопросы к властям отпадут сами собой.


Номер:  84
Выпуск:  2829
Рубрика:  экономика
Автор:  Наталья ШУЛЬГИНА

Возврат к списку