Рубрики

28.03.2011

Если бы рыба заговорила...

Агропром – проблемы рыболовства

Несомненно, сигналом определенного экономического неблагополучия стало минувшей зимой исчезновение с прилавков такой привычной для этой поры рыбки, как хамса, которая прежде периодически появлялась хотя бы на Сухумском рынке. Неужели в упадок приходит некогда развитая отрасль – рыболовство? Ведь привычными для нас в магазинах стали не ставрида и та же хамса, а пойманная в экзотических морях рыба, название которой и язык-то иной раз не выговорит. А под боком море, которое может кормить вкусной свежей рыбой население не только одной республики. Жители Абхазии хронически недоедают рыбу. Если каждый среднестатистический японец съедает ее по 60 кг в год, россиянин – 20 кг, то статистика относительно нашего населения – если б она и была – не выдержала бы никакой критики.

Есть семьи, где рыба в рационе отсутствует практически полностью. А ведь самая полезная рыба – морская, именно в ней наиболее высокое содержание витаминов, снижающих риск заболевания онкологическими болезнями и регулирующих уровень холестерина в крови. Причем ошибочно считать, что лучше и вкуснее рыба дорогая. Специалисты утверждают, что самая полезная как раз дешевая: хамса, ставрида, скумбрия… Но куда же делась она?

На этот вопрос попытался ответить начальник отдела рыбной отрасли Минсельхоза Артуш Сарибекян:

– Продукция наших рыбоводческих предприятий из-за ее высокой себестоимости не выдерживает конкуренцию с завозимой извне. И пока мы не будем вкладывать серьезные инвестиции в развитие этой отрасли, нам придется довольствоваться замороженной норвежской рыбой. Однако, несмотря на это, путину прошлого года мы провели с положительной динамикой. Общий вылов водных биоресурсов составил 13 тысяч тонн – на 3,5 тысячи тонн больше, чем год раньше. Да и нынешняя путина идет неплохо: уже выловлено более 20 тысяч тонн хамсы и 274 тонны ставриды. Отмечу, что в наш рыбохозяйственный комплекс входят Чернореченское форелевое хозяйство и Сухумская судоверфь, два предприятия находятся в долгосрочной аренде – сухумские рыбхоз и рыбокомбинат. В настоящее время в абхазской акватории наряду с нашими работают и иностранные компании: украинская – ООО «Трансервис», турецкие – «KIYAK KARPE SLER» и «AS INSAAT NAKLIVAT». А наши – это ООО «Абхазморпром», ООО «Хамса», СП ООО «Сухрыбкомбинат», а также частные береговые бригады.

В общем, задействованы в нынешней путине более 20 судов, 10 частных береговых бригад, а рыбы нет.

– Дело в том, что республика не имеет своего флота по промышленному лову, – говорит зам. начальника отдела рыбной отрасли Минсельхоза Давид Гадлия. – Кроме того, у нас отсутствует государственная торговля рыбой. Все магазины – частные. И все ждут, что им привезут рыбу. А в наши обязанности не входит возить ее с берега до торговой точки.

– В Постановлении Кабинета Министров за №268 от 19 декабря 2006 г. «Об утверждении Положения о рыболовстве» четко расписаны наши функции: организация путины (заключение договоров и распределение квот) и контроль поступления платы за пользование водными биоресурсами, – продолжает тему А. Сарибекян. – В нашем отделе три человека, и охватить весь объем работ мы не в силах. Нужна более весомая структура. Вопрос о строительстве государственного рыбного магазина, где будет реализовываться продукция наших предприятий, уже решается. А пока частники продают рыбу тем, кому им выгодно. Спасает нас немного форелевое хозяйство. Поэтому мы планируем создавать искусственные водоемы в Гудаутском и Очамчырском районах и лососевое садковое хозяйство. На это уже предусмотрены средства в Комплексном плане содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия на 2010 – 2012 годы.

А пока что – безрыбная ситуация. И только если бы сама рыба заговорила, то смогла бы объяснить и создавшуюся ситуацию, и то, почему морская живность вдруг мигрировала в Гагрскую акваторию. Кстати, гагрцы обеспокоены: а легально ли происходит здесь промышленный лов рыбы? К рыбному ажиотажу подключили и главного эколога республики, председателя Госкомитета по природопользованию и экологии Романа Дбар. Он объяснил сомневающимся, что в хамсовой путине участвуют суда компаний, которые заключили с нашим правительством договоры, в которых указаны время, место, сроки, объемы и виды разрешаемой к лову рыбы. Выделенная квота оплачивается, и в бюджет республики поступают деньги.

Ситуацию разрядил и А. Сарибекян:

– В Гагре официально зарегистрированы три береговые рыболовецкие бригады, которые выставляют свои сети в строго определенных местах, вне зоны работы сейнеров. А сейнеры, кстати, мешают тем, кто промышляет незаконным ловом и теряет при этом свои «орудия производства». За них мы ответственность не несем.

Остается ждать, когда наша хамса-«эмигрантка» вернется в Сухумскую акваторию и попадет, наконец, к столу горожан по цене 25 рублей за килограмм.

Русудан БАРГАНДЖИЯ

P. S. Когда материал готовился к публикации, в редакцию из Минсельхоза пришло сообщение о том, что 20 тонн хамсы было отправлено на рынки Абхазии и реализовывалась она именно по цене 25 рублей за килограмм.


Номер:  33
Выпуск:  2634
Рубрика:  экономика
Автор:  Русико Барганджия

Возврат к списку