Рубрики

ЖЕНЩИНА-ЛЕГЕНДА. МАЛИЦА ДЖИКИРБА 07.07.2021

ЖЕНЩИНА-ЛЕГЕНДА. МАЛИЦА ДЖИКИРБА

Абхазское время

Свою пятнадцатую весну Малица встречала одновременно с известием об Октябрьской революции 1917 года. Она появилась на свет в 1902 году в селе Мгудзырхуа Гудаутского участка в крестьянской семье. Рано потеряв отца, всю свою жизнь с самого детства девочка брала пример со старших братьев. Они и взрослели вместе, она была такой же смелой, отчаянной, готовой на риск, любознательной, как и они. Окончила начальную школу, и матери удалось устроить Малицу в Лыхненскую школу, которую она и окончила.

А потом в России произошла революция, и начались связанные с ней революционные изменения. Мария (Малица) Джикирба прожила большую, интересную, насыщенную событиями жизнь. И, как вспоминали ее современники и соратники, ни разу не изменила своим принципам – честно, глядя в глаза людям, говорить правду и отстаивать ее. Когда я читала биографию Малицы, возник вопрос: как ее не коснулись жернова сталинских репрессий. Мне кажется, что у видавших виды мужчин не поднялась рука, а возможно, у нее просто было другое предназначение. Она стала любящей и любимой наставницей для своих племянников, детей ее братьев, чей жизненный путь окончился в страшные 30-е годы. Уж их не пощадили – они были соратниками самого Нестора Лакоба.

Жизненный путь нашей героини достоин отдельной книги. Ограничусь лишь определенным этапом жизни женщины-легенды. А именно тем периодом, когда она, еще совсем юная, стала активной участницей революционного отряда «Киараз». За короткое время – с 1917 по 1921 год, годы установления советской власти в Абхазии, киаразовцы проделали огромную работу, связанную с риском для жизни. Но они верили, что достигнут поставленных целей, эта вера и убежденность в правоте идей помогала преодолевать все препятствия. Это было непростое время, и оно выбирало, на мой взгляд, непростых людей. Первым к революционному движению присоединился, ступил на путь исторических преобразований старший брат Малицы – Хаджарат, следом и Ладико. Как известно, в Гудаутском районе, в трех селах – Звандрипш, Джирхуа и Мгудзырхуа, были организованы штабы отряда «Киараз». В родном селе Малицы руководил работой штаба Василий Агрба, а его помощниками стали братья Джикирба. В эти штабы входили не только неравнодушные молодые люди, но и грамотные. Учитывались и моральные качества человека, его авторитет. Именно такие люди имели право высказывать свое мнение, где собирались граждане, иначе их никто не стал бы слушать. Такое право предоставлялось не всем и не каждому. Свои тайные встречи революционеры проводили в темное время суток и преимущественно в лесных массивах, за исключением дома Виктора Кукба в Звандрипше, где собирались подпольщики. Поначалу никто и не предполагал привлекать к такой серьезной и опасной подпольной деятельности юную девушку. Но и ей суждено было внести свой посильный вклад в победу революции. Услышав однажды разговор старших братьев, она выразила желание помочь в том важном деле, где они играли не последнюю роль. Она полностью доверяла им и, конечно, ни в чем не хотела уступать им. Собственно, и братья не сомневались в ней, хотя и понимали, что подвергают ее определенному риску. Зная характер сестры, ее внутренний потенциал, они согласились с ее решением. Так Малица Джикирба вступила в отряд «Киараз», влилась в ряды революционного движения. А самым юным революционером в Мгудзырхуа был шестнадцатилетний Кягуса Губаз, который также выполнял поручения старших товарищей.

Малице доверяли такие задания, которые не вызывали подозрений, да и кто мог подумать в те годы, что абхазская девушка разносит секретные письма и листовки. Затем последовали и другие задания, которые требовали определенной смекалки, смелости. Первое путешествие в Батум она совершила с братом, Хаджаратом Джикирба, на маленьком пароходе. Оно вылилось в настоящее приключение. Перед отправлением за несколько часов ей принесли документы, в которых значилось мужское имя Омар. Тогда ей пришлось переодеться в мужскую черкеску, покрыть голову башлыком и весь неблизкий путь переживать, что ее перевоплощение могут разоблачить. Но с этим заданием она справилась, и еще не раз использовала это трюк. А уже в морском порту Батума, когда они прошли паспортный контроль, она почувствовала, что проходящий мимо незнакомый мужчина незаметно положил ей в карман что-то. Она могла только догадываться – что именно. И только в безопасном месте они развернули записку, где был указан новый явочный адрес, где их ждали. Так в Батум передавали секретную информацию, денежные средства, которые киаразовцы собирали для подпольной работы находившихся тогда в Батуме абхазских революционеров. Обратно доставляли секретный груз, оружие.

Эти эпизоды и штрихи легендарной биографии были записаны со слов самой Малицы. И теперь, через 100 лет, благодаря потомкам ее семьи и представителям ее фамилии у нас есть возможность узнать чуть больше, подробнее о том времени, эпохе, людях. Тех, кто стоял у истоков новой жизни. Кто для нас сама история, часть ее. Могу сказать, лучшая.

После известных трагических событий, которые последовали после расправы с Нестором Лакоба, его семьей, наступил черед его соратников. Не обошла эта участь и братьев Джикирба. Оба брата Малицы, ее любимых брата, были расстреляны. Первым забрали Хаджарата Джикирба.

В юности Хаджарат Джикирба, окончив сельскую школу, переехал в Батум и начал работать на железной дороге. Там в рабочей, революционно настроенной среде он и познакомился с запрещенной литературой. А после октября 1917 года вернулся в Гудауту и влился в ряды подпольной большевистской организации. После событий 1918 года, когда власть в Абхазии временно перешла в руки меньшевиков, ему удалось тайно вернуться в Батум и устроиться рабочим морского порта. Только в 1921 году он возвратился в Абхазию и стал активным строителем Советской власти. В 1931 году он окончил Центральную высшую школу рабоче-крестьянской милиции в Москве. Вернувшись в Абхазию, он в разные годы возглавлял административный отдел Сухумской уездной милиции, был начальником Гудаутской, а затем и Гагринской уездной милиции, в 1937 году – начальником Сухумского пригородного отделения милиции. В 1938 году был расстрелян.

(Окончание в следующем номере)

Марина ГАБРИЯ, собкор газеты «Республика Абхазия» по Гудаутскому району


Номер:  62
Выпуск:  4066
Рубрика:  общество
Автор:  Марина ГАБРИЯ, собкор газеты «Республика Абхазия» по Гудаутскому району

Возврат к списку