Рубрики

ТИМУР ДЖИНДЖОЛИЯ: «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ – ЭТО ТОЖЕ ТОВАР, КОТОРЫЙ СЛЕДУЕТ ОПЛАЧИВАТЬ ВОВРЕМЯ» 18.07.2018

ТИМУР ДЖИНДЖОЛИЯ: «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ – ЭТО ТОЖЕ ТОВАР, КОТОРЫЙ СЛЕДУЕТ ОПЛАЧИВАТЬ ВОВРЕМЯ»

СУЭС: энергетический узел Абхазии

Одна из самых затяжных проблем в послевоенной жизни Абхазии – неплатежи населения за потребленную электроэнергию. Проблему эту не смогли решить даже на государственном уровне. Попытались списать долги неплательщикам за первые двадцать послевоенных лет при условии, что они заплатят за два последних года. На одном из совещаний по вопросам развития энергетической отрасли Президент Рауль Хаджимба констатировал: «Суммы за потребляемую, но неоплачиваемую электроэнергию в месяц зачастую меньше, чем оплата переговоров по мобильной связи, которую семьи даже с невысоким доходом оплачивают регулярно». Однако в среднем платила и платит только треть потребителей, причём добрая половина её – пенсионеры.

Взимаемой в республике платы за «свет» не хватает не только на развитие энергетической отрасли, но и на поддержание ее в рабочем состоянии. Неплатежи и неэкономное потребление электроэнергии не позволяют сдвинуть с мертвой точки положение в энергетике, и как следствие – в промышленности и курортном бизнесе.

Для решения проблемы неплатежей за энергоресурсы создали новый формат – районные и городские энергетические комиссии для наведения системного порядка в этой сфере, наделенные особыми полномочиями. Однако можно создать десятки всяких межведомственных комиссий и назначить кучу ответственных. Будет много совещаний, отчетов и прочей красивой имитации работы.

Критический размер накопившейся задолженности создал новую проблему: энергетической безопасности республики. Прежние кулуарные способы работы, основанные на личных связях, окончательно завели ситуацию в тупик. Угрозы уголовной ответственности не действуют в рамках нашего менталитета.

Ситуацию комментирует Тимур Джинджолия – директор МУП СУЭС Администрации города Сухум:

– На этой должности я 11 лет, по профессии – инженер-технолог. А в энергетической сфере – с 1995 года. Два года возглавлял энергосеть Сухумского района. Сегодня возглавляю городскую электросеть. Мы обслуживаем 320 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. Кроме того, в городе сотни километров кабельных и воздушных линий, которые мы обслуживаем, содержим, ремонтируем, проводим их реконструкцию. Нагрузки на них растут ежегодно, поэтому где-то мы усиливаем нагрузки на линии, где-то строим новое. Имеется в наличии спецтехника. Вопросов много и к качеству электроэнергии, так как строятся новые предприятия, все производства зависят от технологического оборудования, которое чувствительно к качеству электроэнергии.

В нашем штате 115 человек, однако он не укомплектован в силу того, что нет соответствующего объёма работ из-за недостаточного количества необходимых электротехнических материалов, кабельной продукции для ремонта. Нет и оборудования. Всё это связано в первую очередь с неплатежами населения, предприятий и учреждений. Этим занимается «Энергосбыт», об этом можно узнать в этой организации. А также с низким уровнем тарифа за электроэнергию. Мнение о том, что электроэнергия должна быть бесплатной из-за того, что у нас есть своя электростанция на Ингуре, – ошибочное. Электроэнергия бесплатной быть не может. Да, генерацию мы не покупаем, однако электроэнергию доставляем мы до потребителя. Её транспортировка – сложный технологический процесс. Там работают люди, изнашивается оборудование. Надо за этим следить, менять. Поэтому электроэнергия – это тоже товар, который следует оплачивать вовремя. На сегодня себестоимость кВ/ч при транспортировке – около 70 копеек. А мы реализуем её по 40 копеек. Кроме того, у нас есть 30 процентов льготников, которые платят за электроэнергию 20 копеек. Это смешные цифры, но проблема в том, что и это не оплачивают. У наших соседей в России тариф 3,5-4 рубля, и при этом их энергетики жалуются, что они в тяжёлом финансовом положении. Если бы государство могло взять на себя содержание энергетической отрасли, тогда можно было бы оставить всё по-прежнему. Но у нашего государства нет таких возможностей.

С созданием энергетических комиссий в городах и районах дело сдвинулось с мёртвой точки. Задействованы руководители администраций, предприятий, организаций. Отключают должников, они погашают долги, некоторые – частично, берут отсрочки, но вопросы решаются. Но наша сфера этим не занимается, мы принимаем, распределяем электроэнергию, регулируем напряжение в сети. У нас круглосуточная диспетчерская служба, смены с дежурной вышкой и машиной, четыре электромонтёра. Как я говорил выше, мы обслуживаем 320 трансформаторных подстанций, но многие из них уже обветшали. Менять это оборудование мы не в состоянии из-за отсутствия финансов. Но тем не менее после несчастного случая, который произошёл в районе турбазы, мы своими силами закрыли доступ к подстанциям, контролируем их состояние и работу. Бывают случаи, когда недобросовестные граждане ломают замки и сами стараются исправить неполадки с фазой и напряжением. Они портят нам оборудование и тем самым осложняют ремонт. Будет финансирование – будут оборудование и электротехнические материалы. Будут оплачивать электроэнергию – будет и качественная энергия.

Мы подошли к пику нагрузок. Потребление электроэнергии у определённой части населения – варварское. Неэкономное потребление подрывает энергетическую безопасность республики. Если мы повысим тариф хотя бы до одного рубля, то надеюсь, что люди будут бережнее относиться к расходу электроэнергии. Иначе мы придём к коллапсу, и наши энергосети развалятся. Поэтому энергетическая безопасность страны должна быть приоритетной проблемой экономики государства. В разрушенной после революции стране Ленин начал с электрификации государства – с плана ГОЭЛРО. Да, нам всегда придёт на помощь Россия, но это будет электроэнергия не за 40 копеек. А это миллиард рублей в год. Однако другой альтернативы у нас нет.

Скоро войдёт в строй Сухум-ГЭС, которая была восстановлена с помощью российских инвесторов. Это хорошее начало, иначе эту станцию мы потеряли бы вообще. Сама станция – уникальная в техническом отношении. Однако все эти малые ГЭС маломощные, они создавались в то время, когда в Абхазии не было своей энергетики. Они строились для подачи электроэнергии определённым промышленным предприятиям. Во времена СССР мы были закольцованы в единой энергетической системе, была общая диспетчерская служба. Тогда тариф за электроэнергию составлял 4 копейки, а это больше, чем современные 40 копеек.

Дело не сдвинется с мертвой точки до тех пор, пока не будет найден эффективный алгоритм решения проблемы и выхода из ситуации в правовом поле с четко обозначенным взаимодействием органов власти и местных правоохранительных органов. Каждый должен заниматься своим делом, и в решении конкретных проблем надо показать свою профессиональную состоятельность.

Публикацию подготовила Русудан БАРГАНДЖИЯ


Номер:  74
Выпуск:  3675
Рубрика:  экономика
Автор:  Русудан БАРГАНДЖИЯ

Возврат к списку