Рубрики

НЕ ЗА ГРОШИ ОТДАВАТЬ  ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ… 30.11.2017

НЕ ЗА ГРОШИ ОТДАВАТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ…

Гость редакции – министр экономики Адгур Ардзинба

(Окончание. Начало в № 126)

– А оно не в состоянии это сделать. Пока, скажем так.

– Я думаю, если расставить приоритеты соответственно по годам вперед, это можно сделать. Даже сейчас потихоньку можно начинать. Есть научно-исследовательский Институт сельского хозяйства, в котором и успехи есть. Я считаю, что наука в лице института и должна внедрять все новые технологии.

Потом. Технологии обработки земли, исследования земельных участков – тоже государственная задача. Мы должны помочь человеку на селе: дать ему знания в официальной бизнес-школе, и пока он на это тратит там два месяца своего времени, его земельный участок должны исследовать, чтобы определить, какие культуры он может на нем выращивать, какая будет отдача. Не такие большие затраты на это потребуются. Саженцы должны доставаться сельчанам по очень низкой цене, они должны субсидироваться государством. Это тоже не потребует огромных денег. И конечно, мы должны найти возможности выделить на первом этапе небольшой кредит. Это тоже не огромные деньги. 200 – 300 миллионов рублей в Абхазии можно найти в течение года, если совместить усилия Национального банка, бюджета республики и бюджета районных администраций.

– А что за программа «25 шагов развития экономики Абхазии до 2025 года»? Она родилась в стенах Абхазии или у кого-то заимствована? О ней недавно вспоминали в Парламенте во время обсуждения налоговых законопроектов.

– В апреле 2015 года был подписан Президентом Абхазии соответствующий документ о создании совета по экономическому развитию и реформам. В него входят представители бизнес-сообщества и профильных органов, а я как министр экономики являюсь координатором этого совета. В совет также входят представители московской абхазской диаспоры, и с их стороны координатором является Беслан Агрба. Идея Президента была в том, чтобы не сводить взаимоотношения диаспоры и бизнес-сообщества с властью к практическим просьбам дать деньги на это или на то. Идея была также в том, чтобы вместе подумать, что делать с Абхазией, в каком направлении ей двигаться – с учетом возможностей и опыта каждой из сторон. Приняли решение структурировать все наши идеи, изучить международную практику, предыдущие нормативные документы, акты, исследовательские материалы и привлечь внешних экспертов, что является нормальной международной практикой. Был отдан приоритет «Стрэтэджи Партнерс Групп» – московской компании, сегодняшнему лидеру на территории бывшего СССР, стратегическому консалтингу. Это – частная компания, она делала программу для развития Казахстана и многих других регионов. В ней современный пласт специалистов с хорошим образованием. В общем, на базе нашего Министерства экономики создали рабочую группу из специалистов министерств и других органов, привлекли туда представителей абхазской московской диаспоры и экспертов. И почти в течение года работали над программой «25 шагов…» – и завершили её.

– Во сколько это обошлось нашему государству?

– В ноль рублей. Все расходы взяли на себя соотечественники из Москвы.

– Охарактеризуйте программу.

– Она есть на нашем сайте, и каждый желающий может посмотреть её. Это те первоочередные шаги, которые нужно сделать, чтобы Абхазия стала конкурентоспособной, более развитой и успешной. Это не какие-то советы людей из-за рубежа. Для того чтобы это все апробировать, мы провели в Абхазии интервью практически со всеми крупными специалистами, чиновниками высшего уровня, крупными бизнесменами, банковскими работниками, исследовали созданные до этого концепции, стратегии и т.д.

Программа еще не заработала, но те шаги, которые в ней прописаны, на наш взгляд, очень реальные. И многие из них существенных финансовых затрат не потребуют. Вы упомянули налоги. Да, в программе обозначен блок из пяти шагов по ним, и в развитие этого блока Министерством экономики Абхазии уже подготовлена концепция налоговой реформы на пять лет. В концепции мы расписали пошаговую структуру реформ и предложили два варианта концептуального видения будущей налоговой системы, сейчас они рассматриваются в Администрации Президента. Это, повторю, также не требует огромных финансовых затрат. Для того чтобы поменять налоговое законодательство, убрать из него всякие административные барьеры, нелепые ограничения, прохождение ненужных процедур, выдачу разрешительных документаций, всевозможных справок (все это – пережитки прошлого), тоже ведь не нужны средства. В целом наша задача в том, чтобы создать для бизнеса предельно комфортные условия.

Все остальные блоки тоже такие. Например, интернализация (в данном случае – привлечение инвестиций). Тут тоже понятны шаги. В общем, сверхзадачи нет, это то, что нам надо делать и что нам под силу.

– Почему инвестиции в Абхазию идут плохо? – был следующий вопрос журналистов.

– Инвестиции – это не какая-то рыбка, которую нужно пойти и поймать. В первую очередь это капиталы. А капитал имеет свойство направляться туда, где есть стабильность, политическая в первую очередь, правопорядок, безопасность. Есть так называемые правила игры. Есть и некие иные конкурентные преимущества. Вот вам и ответ на вопрос. Это же не волшебство – инвестиции! Люди, которые имеют капитал, принимают решение, куда направить этот свой капитал. Вот и все.

– Много желающих вложить в Сухумский аэропорт капитал, но не договариваются…

– Есть некие проекты, идеи, – это то, о чём я знаю, – но за ними нет реальных денег. Иногда речь идет о простых проходимцах, которые в качестве посредников хотят заработать себе маржу. Есть еще люди, которые не заинтересованы в реализации долгосрочных проектов, а просто на уровне подряда, стройки хотят заработать какие-то деньги и исчезнуть. И мы не можем себе позволить согласиться на те формы, которые иногда предлагаются, например, обязать государство выплачивать долгосрочные кредиты, когда заведомо известно, что то, что предлагается, мягко говоря, имеет дурной запах. У нас уже была история с международным кредитом, который все еще выплачивается государством.

А что касается инвестиций, то у нас есть Инвестиционное агентство, есть Закон об инвестиционной деятельности, соглашение с Российской Федерацией о поощрении и защите взаимных инвестиций. По сути, фактура создана, но чтобы она заработала, нужно сделать главное – навести в стране порядок.

– Многие страны открывают свободные экономические зоны, и Россия в том числе. Нам они нужны? Пришло для них время?

– Принят Закон об экономических зонах и даже есть некий проект для Галского района. Но мне тяжело говорить об эффективности. Даже в России много неудачных примеров. Есть только несколько считанных проектов, которые дали существенный эффект. Один из них в Республике Татарстан – свободная экономическая зона «Алабуга». Очень хорошо работает. Но сам по себе Татарстан как регион уже несколько лет подряд является номером один среди регионов Российской Федерации по инвестиционной привлекательности. А экономическая зона дала дополнительный импульс в виде определенных специальных налоговых режимов. Это как бонус к тому, что уже есть в Татарстане. Потому надеяться на то, что мы сделаем экономическую зону, и она в отрыве от всей Абхазии даст какой-то супер-эффект, честно говоря, не стоит.

– Как у вас с кадрами? Вы недавно объявили, что принимаете заявки от молодых специалистов для создания резерва. Много к вам уже обратилось?

– Кадровая политика – это важное направление, и нас на это нацеливает Президент Хаджимба. Да, мы приняли решение создать кадровый резерв при Министерстве экономики. Сделали соответствующие публикации в СМИ, и на сегодняшний день к нам обратились более 40 человек. Это большое количество, это хорошо. У нас есть определенные требования, и мы будем анализировать заявки, определять подходящие кандидатуры для дальнейшего трудоустройства.

Записала гостя Заира ЦВИЖБА


Номер:  127
Выпуск:  3588
Рубрика:  экономика
Автор:  Заира ЦВИЖБА

Возврат к списку