Рубрики

ДАУР ТАРБА: «РУКОВОДСТВУЮСЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ИНТЕРЕСАМИ ГОСУДАРСТВА» 19.10.2016

ДАУР ТАРБА: «РУКОВОДСТВУЮСЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ИНТЕРЕСАМИ ГОСУДАРСТВА»

Интервью с министром сельского хозяйства РА Дауром Тарба

Краткая биография: Даур Тарба родился в 1959 г. в селе Моква Очамчырского района. В 1986 г. окончил юридический факультет АГУ, в 1991 г. – Нижегородский социально-политический институт. С 1991-го по 1996 гг. – депутат Верховного Совета Абхазии. Возглавлял различные государственные комитеты, компании и Администрацию Очамчырского района. Являлся депутатом Парламента РА. С 2010-го по 2011гг. – вице-премьер Правительства РА. С 2011-го по 2014 годы – председатель партии «Единая Абхазия». С 2014-го по 2016 гг.– гендиректор Госкомпании «Абхазтоп». В 2016 г. назначен министром сельского хозяйства РА.

– Даур Нуриевич, недавно Вы вернулись из Москвы, где в составе правительственной делегации Абхазии приняли участие в XVIII российской агропромышленной выставке «Золотая осень -2016». Расскажите о Вашей поездке подробнее.

– Экспозиция Республики Абхазия, которую представляли 14 компаний-производителей сельхозпродукции, в четвёртый раз была удостоена Гран-при за оригинальный дизайн, гостеприимство, организацию деловой и культурной программ. Успех экспозиции был подкреплён золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, присуждёнными конкурсной комиссией абхазским производителям – участникам выставки. Абхазия в пятый раз участвует в этой выставке, и впервые вся продукция абхазских компаний была отмечена во всех 31 номинации.

Официальную делегацию Республики Абхазия представляли Премьер-министр Беслан Барциц, торговый представитель Республики Абхазия в РФ Олег Барциц и я, впервые принимающий участие в таком мероприятии. В выставке участвовали 1,5 тысяч предприятий из 26 государств и 64 субъектов России. По традиции с приветственным словом выступил Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, который поздравил всех с праздником – Днём работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. К сожалению, этот праздник пока не отмечается в нашей республике. Затем мы приняли участие в пресс-конференции министра сельского хозяйства России Александра Ткачёва. Он отметил, что все санкции, которые были направлены против России, дали серьёзный толчок российским производителям для развития отечественного сельхозпроизводства. Этому способствовала и сумма бюджета министерства сельского хозяйства Российской Федерации – 230 миллиардов в год. Затем Александр Ткачёв посетил наш павильон и осмотрел экспонаты. Далее состоялась его встреча с Премьер-министром Бесланом Барциц, на ко-торой было получено подтверждение об оказании помощи нашему государству – о выделении сельскохозяйственной техники на сумму 200 миллионов рублей. Это очень серьёзная помощь, так как сегодня на балансе МТС республики – 75 тракторов. Нам необходимо завести кроме пахотной техники ещё и плуги, культиваторы и многое другое. Далее российский министр подчеркнул, что курортная отрасль в Абхазии не сможет развиваться без восстановления агропромышленного комплекса. И я полностью согласен с ним. Если мы не будем уделять сельскохозяйственной отрасли и селу особое внимание, то мы и курорты потеряем.

– Этот тезис даже не должен обсуждаться. Ведь Абхазия испокон веку была аграрной страной, и её сельскохозяйственная продукция всегда славилась своими вкусовыми качествами.

– Совершенно верно. И сегодня наша продукция, хоть и в небольшом ассортименте, на выставке была признана лучшей по всем показателям. Особо она удивила всех своей экологической составляющей. Люди подходили к нам с предложениями закупать наши сельхозпродукты в неограниченном количестве, но у нас, к сожалению, нет производственных мощностей для удовлетворения такого спроса. За малыми объёмами продукции никто к нам приезжать не будет. Нам необходимо создавать перерабатывающие предприятия в каждом районе, а в дальнейшем и в каждом селе, так как сельхозпродукции для её переработки у нас достаточно. Затем можно будет укрупнять производства, объединять сёла. Для этого необходимо разработать Программу по развитию и строительству хотя бы мини-цехов по хранению, переработке и фасовке сельскохозяйственной продукции. Сегодня в Абхазии фруктовые сады, виноградники, плантации субтропических культур и орехов находятся в аренде. Министерство сельского хозяйства может оказать арендаторам посильную небольшую помощь. Помощь в создании перерабатывающих предприятий также должна быть оказана на государственном уровне.

В Москве во время встреч с российскими аграриями и бизнесменами высказывались различные мнения и по вопросу инвестиций в экономику Абхазии. Было очевидно, что люди готовы вкладывать серьёзные деньги, однако наша внутренняя политическая нестабильность настораживает и сдерживает их. Реваншистские, революционные настроения и наши внутренние проблемы не должны выходить за рамки политических интересов страны. Любое слово моментально распространяется по Интернету. Мы – маленькое государство, и должны быть осторожны в своих высказываниях. Нам необходимо возродить село, иначе можем столкнуться с проблемами в строительстве абхазского государства. Ведь основная часть населения страны проживает в сёлах. И если мы не повернёмся к ним, то у нас возникнут серьёзные трудности.

– Находите ли Вы понимание у руководства республики, как складываются ваши отношения?

– Эти проблемы обсуждались в беседе с Президентом Раулем Джумковичем Хаджимба при моём назначении на должность министра. Он прекрасно понимает всю серьёзность положения в сельском хозяйстве. Глава государства пообещал увеличить бюджет министерства в два раза и дал гарантии, что приложит все усилия для поддержки сельхозпроизводителя. Вообще считаю его президентом новой формации. Мобильный, справедливый, проявляет профессионализм во многих отраслях, в любой проблеме. Думаю, что на всех руководящих постах должны быть компетентные и преданные делу люди – с современным взглядом на всё происходящее, привлекательными идеями, здоровыми амбициями и, главное, с желанием честно и добросовестно трудиться.

– Даур Нуриевич, назначая Вас на пост министра, Президент страны подчеркнул, что Ваш стиль руководства позволяет справляться со сложными задачами, и привёл в пример Ваше последнее место работы – Госкомпанию «Абхазтоп».

– Я руководствуюсь в первую очередь интересами государства. Не скрою, приходится быть жестким руководителем, потому что демократию иные воспринимают как своеволие. Но никогда не принимаю решения сгоряча. Стараюсь разобраться, всё обдумать и взвесить. Когда я в 2014 году возглавил эту компанию, она имела долг 77 миллионов рублей. Я понимал, что такое предприятие должно приносить прибыль государству, поэтому стал перестраивать всю работу. Хотелось больше результативности, приходилось упрекать самого себя в невыполнении сроков. Хотя я понимал, что результативность работы зависит от ответственности всех специалистов компании, от их добросовестности, а не от того только, что Тарба спросит – потому и надо делать. Я запретил выдавать бензин в долг, организовал работу так, чтобы все выплаты производились вовремя, реализация бензина улучшилась за счёт качества горючего. За два года компания выплатила долг и вышла на прибыль: этот год она завершит с прибылью в 65 миллионов рублей.

– Вы сразу согласились на предложение возглавить министерство самой сложной, но такой необходимой для страны отрасли, как сельское хозяйство?

– Вначале воспринял это предложение как шутку. У меня два высших образования, которые никак не связаны с сельским хозяйством. Я – юрист-политолог. Хотя, конечно, с землёй меня связывает вся моя жизнь: я вырос в селе Мокве Очамчырского района, у меня там большое подворье, сад, в котором растут 450 корней различных фруктовых деревьев. Но я очень переживал, так как на меня возложили большую ответственность. Даже если увеличат бюджет министерства, как правильно распределить эти деньги, чтобы они принесли пользу селу? Кредит будет выдаваться выборочно и исключительно на возвратной основе. Понимаю, будет трудно, но волков бояться – в лес не ходить. В этом году я буду просить руководство страны дать добро на строительство хотя бы одного перерабатывающего предприятия в 2017 году. Это будет примером рационального использования денежных средств. Эти деньги будут работать и принесут в дальнейшем прибыль. Хватит разбазаривать государственные деньги, играть в демократию. Я – человек советской формации и являюсь сторонником жёсткой политики во всех вопросах. Чтобы что-то изменить в сельском хозяйстве, нам не обойтись без принципа «кнута и пряника». Сегодня в Абхазии нет ни одной животноводческой фермы, мы даже не знаем, какое поголовье скота у нас в республике. Мы хотим от государства получить всё, но и сами должны что-то делать для его процветания.

– Даур Нуриевич, в каком состоянии на сегодня находятся наши фруктовые и цитрусовые сады, плантации орехов и субтропических культур?

– Эта тема уже набила оскомину, но обойти её не имеем права, так как на закладку этих садов и плантаций было затрачено немало денежных средств и сил. Из 1.500 гектаров посадок на сегодня в строю 600 гектаров. Остальное всё надо списывать. Ситуация такая возникла из-за недофинансирования. Однако это не послужило поводом для некоторых рачительных садоводов забросить свои участки. После моего назначения я побывал во всех районах республики. Картина везде неоднозначная. В Ткуарчале она более менее терпимая. Но в Галском районе ситуация тяжёлая. Фруктовый сад на 100 гектарах – без одного деревца. Таких участков в Восточной части Абхазии много. Эта программа по закладке садов была уникальной, но не до конца продуманной. Не могут пять человек работать на ста гектарах. Заказчиком этого проекта выступало Министерство сельского хозяйства, а подрядчиком – НИИ сельского хозяйства. На мой взгляд, их надо было поменять ролями. В Очамчырском районе под закладку фруктов было выделено 680 гектаров, из которых сегодня в надлежащем состоянии лишь 100. В Гулрышском районе положение лучше. В Гудаутском и Гагрском районах фруктовые сады в хорошем состоянии. Сегодня стоит вопрос о передаче этих садов с баланса НИИ в оперативное управление Минсельхоза, а в будущем необходимо передать их на баланс районных администраций. Это упростит многие задачи, даже и по привлечению инвестиций.

– Так как же повернуть крестьянина к земле, на которой так и не зацвели сады? Ведь он устал верить обещаниям?

– Для этого нужны толковые организаторы и исполнители. Нельзя делать всё приблизительно. Система сама по себе успеха не гарантирует. Нужны люди, которые смогут убедить крестьян вернуться к земле.

– Спасибо за интервью.

Беседу вела Русудан БАРГАНДЖИЯ


Номер:  110
Выпуск:  3433
Рубрика:  экономика
Автор:  Русудан БАРГАНДЖИЯ

Возврат к списку