Рубрики

БЕЗ ЛЮБВИ ДАЖЕ ОГУРЕЦ НЕ ВЫРАСТИШЬ… 06.07.2016

БЕЗ ЛЮБВИ ДАЖЕ ОГУРЕЦ НЕ ВЫРАСТИШЬ…

Что выращиваем, что едим

(Окончание. Начало в № 69)

…Следующее хозяйство, которое меня интересовало, основано в селе Аракиче абхазским репатриантом из Турции Джемалом Званба (Ажъанба). Правда, пообщаться с ним не удалось, он работал далеко на поле на тракторе, даже на обед не пришел. Я разговаривала с менеджером по производству Симоном Квициния, жителем Сухума.

Этой фирме «Фруктис» четыре года, о ней много уже говорилось и показывалось по телевидению. Хозяйство хорошо налаженное, с поставками продукции в Россию особых проблем нет, хотя раньше были, овощи реализуются и на внутреннем рынке. Пока я была там, приехало немало машин закупить помидоры, цена которых здесь на месте определяется в соответствии с ценой на Сухумском рынке.

Овощи выращиваются на гидропонике, в теплице на двух гектарах при достаточно высокой температуре (долго в теплицах лично я не смогла находиться, было душно, лучи палящего солнца проникали через прозрачную крышу, а там работали в это время несколько женщин). Выращиваются овощи и на открытом грунте в 50 гектаров – те же помидоры и огурцы, арбузы. Посеяли семена ореха пекан, чтобы вырастить саженцы и посадить. Почва здесь подходящая, даже в Турцию посылали её на обследование, говорит Симон.

Но и здесь не все гладко. Прошлой осенью помидоры стал губить грибок, который появился из-за непогоды, поэтому за десять месяцев (срок жизни и плодоношения корня) собрали 350 тонн вместо положенных 600 тонн с двух гектаров. Чтобы перекрыть убытки, посадили огурцы, которые вдвое быстрей начинают плодоносить.

Окупается хозяйство или нет, осталось для меня тайной, но, по словам менеджера, в зимнее время у них появляются проблемы из-за недоукомплектованности теплицы. Тот же ночной свет увеличил бы выход урожая.

Субстратом для гидропонного метода выращивания овощей здесь используются кокосовые опилки, которые считаются наилучшими, так как в них замедлен процесс гниения и они лучше для развития корней. Опилки привозят из Индии и раз в два года меняют. И шмели привозные – из России или Голландии, закупаются каждый месяц, для опыления.

Здесь вообще много интересного, но что больше всего было приятно увидеть и услышать – и не только во «Фруктисе», но также в «Лете» – это то, что на фирмах задействованы не гастарбайтеры, а местные жители. На всех участках вовсю звучала абхазская речь, опровергая бытующее среди некоторых наших сограждан мнение о том, что абхазы не любят работать, притом на тяжелых работах.

А я поехала на сельскохозяйственные поля и в теплицы, так получилось, в жаркий день, да еще почти в полдень, в самое пекло и который раз поняла: труд на земле – дело действительно тяжелое. А ведь именно те, кто связан с землей, кормят 7,5 миллиарда населения Земли, в том числе и самих себя.

Но вот чем кормят? Насколько качественна сегодня продукция? Это проблема, которая стоит во всём мире. Меня в двух очамчырских хозяйствах убеждали, что работают там в соответствии с технологиями и системами, признанными давно (и только недавно они стали проникать в Абхазию) во всем мире. Что они своих детей кормят выращиваемой ими продукцией, что если будет выбор между частной продукцией и их продукцией, то выберут последнюю. Возможно, они правы. Но возможно, они меня обманывали. Кто же станет делать себе антирекламу?! Не уверена, что выращенная в частном хозяйстве клубника или огурец с помидором хуже вот этих – и по вкусу, и по запаху, а главное – по качеству. Это не скрывали и сопровождавшие нас районные специалисты, которые своё отношение к волновавшей меня проблеме высказывали по секрету.

Но вот еще в чём сегодня дело. Как сказал Зурик Кокая, выращенные в частном огороде помидоры продержатся день-два, их никуда не вывезешь, а выращенные на гидропонике – твердые, напичканные (последнюю характеристику дала я, не Зурик) хранятся долго, транспортабельные. А людей много, кормить надо всех, поэтому дело поставлено на промышленную основу. Хозяева фирм – частные лица, не государственные, свои средства вкладывают, себе дорогу прокладывают, государство мало помогает, налоги требует, наверняка и взятки приходится давать на всех этапах перевозки… Помню советские времена. Помидоры лично я не раз покупала в таких крупных городах, как Москва и Казань. Они были привозные, с юга. Красные и не очень, они срывались на колхозных полях еще зелёными, в пути дозревали, часто семена внутри от этого оказывались зелёными. Но страха перед ними не было. Знала: существовал государственный контроль. Продавцы, если и испортился овощ на пути к покупателю, отсортировывали гниль в специальный ящик, и это потом списывали. А сейчас кому выгодно нести убытки? Предпринимателю? Кто ему спишет его убытки?

Впрочем, о чём я?! У современного государства тоже должны быть лаборатории, которые проверяют продукцию, идущую на стол его гражданам.

Когда я выкладывала свои аргументы по поводу качества продукции (кстати, сердцевина той же клубники из «Лета», с капельным орошением получающая и микроэлементы, оказалась с белым кольцом, неизвестно из чего образовавшимся, – как и в помидорах) меня убеждали, что дозы минеральных удобрений у них фиксированные, всё это действительно безвредно, об этом немало пишут и в СМИ, в том числе в Интернете. Допустим, безвредно. А как это проверить? Где проверить? Симон Квициния признался, что отсутствует у них пищевая лаборатория, что не имеют инструментов для определения состава нитратов, то есть не могут сделать полный анализ выращенной продукции. Но они делают анализы воды (раствора с минеральными удобрениями) и до подачи её к корням, и после применения, чтобы знать, что поглотило растение.

Продукция наших хозяйств идет на рынки, где также должна проверяться на качество. Но Фитосанитарная служба на Сухумском рынке не работает, как мне стало известно, уже третий месяц, хотя сейчас самый разгар и овощей, и фруктов, которые надо проверять на наличие в них нитратов, нитринов, болезней и т.д. Министерство сельского хозяйства, чьим отделением служба является, решило сменить оборудование на более современное и закрыло лабораторию. Но не делается почему-то и экспресс-анализ, хотя такая возможность есть. Просто сотрудники Фитосанитарной службы сейчас не ходят на работу, и когда их позовут, они не знают.

…У нас стало модно и зимой класть на столы – свадебные или поминальные – помидоры и огурцы с белыми накоплениями внутри. А ведь в Абхазии можно выращивать – и без нитратов – те же местные наши апарасу, редьку, чеснок, ахул и т.д. и поставлять их к зимнему столу. Наши крестьяне вырастят, лишь бы их не обманывали, платили им нормально, учитывая тот труд, который приходится вкладывать в производство. Зачем гоняться за тем, что у нас зимой без нитратов не выращивается? Или это престижно иметь на столах аёын 7а7ындра?

Разве мы не хотим быть здоровыми?!

Или продукция с нитратами – это неизбежность? Нас поставили в условия, которые будут все больше и больше нас стискивать?

Давайте вместе подумаем, как быть.

Заира ЦВИЖБА

Фото автора


Номер:  70
Выпуск:  3393
Рубрика:  экономика
Автор:  Заира ЦВИЖБА

Возврат к списку