Рубрики

У АБХАЗИИ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИСУТСТВОВАТЬ НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ 27.05.2016

У АБХАЗИИ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИСУТСТВОВАТЬ НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ

Во все времена торговля являлась одной из основных составляющих экономики любого государства. Сегодня это и у нас наиболее динамично развивающаяся отрасль, хотя темпы развития экспорта и импорта у нас заметно разнятся друг от друга.

К примеру, в 2015 году экспорт продукции составлял около 17 % от общего товарооборота, а импорт – 83 %. При этом две трети внешних торговых связей приходится на Россию, в списке также Турция и, хотя мы это и не хотим открыто признавать, – Грузия.

Зачастую именно общая величина экспорта и импорта определяет внешнеторговый оборот стран. Более того, сопоставлением величин экспорта и импорта в стране фиксируется сальдо внешнеторгового оборота. Объем экспорта влияет на торговый баланс государства и, если он больше импорта, то складывается положительный торговый баланс, если меньше – отрицательный.

Есть, правда, и иные примеры, в частности, Гонконг, чья экономика является девятой по величине в мире. Несмотря на небольшое население (7,2 млн. чел.) и занимаемую территорию, Гонконг является крупнейшим финансовым центром Азии и важнейшим торгово-транспортным узлом Южного Китая и играет важную роль моста как для финансово-экономических, так и для реально-экономических потоков в материковый Китай и из него.

Своим нынешним состоянием Гонконг во многом обязан выгодному географическому положению и особенностям исторического развития. Его экономика отличается высоким уровнем защиты инвестиций, а также минимальными ограничениями в торговле и перемещении капиталов. В стране зарегистрировано множество международных компаний, что, в свою очередь, вызвано благоприятным для бизнеса налогообложением, английским правом, доступом к рынку Китая. 98 % экспорта этой страны составляет реэкспорт, более половины которого приходится на реэкспорт в материковый Китай. 90 % валового внутреннего продукта Гонконга сегодня даёт сфера услуг.

В мире существует немного других национальных экономик, настолько интенсивно интегрированных в мировую экономику и одновременно настолько подверженных внешнеэкономическому влиянию, как экономика Гонконга.

Еще один пример – Сингапур, финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии. Это один из крупнейших мировых портов, третий по величине (после Хьюстона и Роттердама) мировой центр по нефтепереработке и четвертый мировой производитель полупроводников. При этом на долю экспорта приходится $235,8 млрд (продукция электронной и электротехнической промышленности, потребительские товары, продукты переработки натурального каучука, нефтепродукты, информационные технологии, фармацевтика и финансовые услуги). Импорт составляет $219,5 млрд (машины и оборудование, топливо, химические товары и почти все продовольствие и энергия).

Экономисты многих государств мира считают Сингапур идеальным местом для ведения бизнеса. Эта страна обладает превосходной финансовой инфраструктурой, политической стабильностью и правовой системой мирового уровня. Неслучайно здесь находятся отделения более 3,5 тысячи ведущих компаний мира, а более 120 транснациональных корпораций имеют здесь свои представительства.

Основой сингапурской экономики является оказание разнообразных услуг – транспортных, погрузо-разгрузочных, складских, коммуникационных, торговых, услуг по переработке товаров и их реэкспорту, финансовых, туристических, рекреационных и др. В сфере услуг занято около 70% населения. Многие жители так или иначе вовлечены в предпринимательскую деятельность, около 75% сингапурцев владеют акциями различных предприятий.

Но такие примеры редки, а для нас – и недосягаемы.

К сожалению, торговый баланс Абхазии стабильно имеет отрицательное сальдо. Отсутствие крупных промышленных объектов на территории республики и неразвитость системы сбыта сельхозпродукции отрицательно воздействуют на экономику в целом.

В данной статье мы хотим поговорить именно об экспортной составляющей торговли и о конкурентоспособности нашей продукции на внешнем рынке.

Экспорт (от латинского слова exporto – вывожу) – это вид внешнеэкономической деятельности, направленный на продажу товаров и услуг за рубеж. Другими словами, это одна из функций международной торговли, заключающаяся в возможности реализации товаров, произведённых в одной стране, на территории другого государства. При этом экспорт товаров не только способствует росту экономики страны, но и стимулирует рост продажи товаров и услуг.

Основные статьи экспорта нашей республики – это сырье и необработанная сельхозпродукция. Больше всего вывозится цитрусовых, фруктов, ореха фундука. Кроме того, из Абхазии активно экспортируются вина, лес и уголь (основной потребитель – Турция). До 15% экспортных доходов давала сдача в аренду абхазского шельфа Черного моря для ловли рыбы.

Определенную экспортную выручку получает Абхазия и от продажи туристических путевок. К примеру, в 2014 году экспорт услуг составил 10 956,5 млн руб. и, в основном, за счёт туристов.

Что касается стабильно экспортируемых продуктов, то это вино, сельскохозяйственная сезонная продукция и с недавнего времени – рыбий жир и рыбная мука. Пополнили список – мед натуральный и аджика. Экспорт остальных видов продукции носит разовый характер.

К сожалению, перечень товаров, экспортируемых из Абхазии, по сравнению со странами, схожими с нею по размерам территории и численности населения, из года в год существенно не меняется. По информации, предоставленной Государственным таможенным комитетом РА, основными экспортерами на сегодня остаются:

ООО «Вина и Воды Абхазии» (вино, шампанское, коньяк): вино – 14 826 036 литров, шампанское – 121 824 литра (товарооборот в 2015 году – 2 328,0 млн руб., в 2014 году – 2 549,0 млн руб.);

ООО «Ткуарчалуголь» (уголь, шлам): 78 584 тонны (уголь), 58 340 тонн (товарооборот в 2015 году – 346,9 млн руб., в 2014 году – 294,0 млн руб.);

ООО «Абхазские мандарины»: мандарины – 15 326 394 кг, хурма – 479 523 кг (товарооборот в 2015 году – 240,0 млн руб., в 2014 году – 0 млн руб.);

ООО «Акватория 2015»: хамса – 349 125 кг (товарооборот в 2015 году – 5,0 млн руб.);

Государственное управление лесного хозяйства (бук, пилочник): бук – 13 006 м3 (товарооборот в 2015 году – 105,1 млн руб., в 2014 году – 40,2 млн руб.);

РУП «Абхазвторресурсы»: 8 104 тонны лома (товарооборот в 2015 году – 64,6 млн руб., в 2014 году – 96,3 млн руб.);

ООО «Напитки Абхазии и Ко» (лимонад, вино, чача): вино – 43 164 литра (товарооборот в 2015 году – 60,3 млн руб., в 2014 году – 258,0 млн руб.);

ООО СП «Сухумский рыбокомбинат»: рыбий жир – 1 044 816 кг, рыбная мука – 2 242 837 кг (товарооборот в 2015 году – 56,0 млн руб., в 2014 году – 43,5 млн руб.);

ИП А.А. Ермолов: хурма – 44 313 кг, мандарины – 2 613 396 кг (товарооборот в 2015 году – 38,3 млн руб., в 2014 году – 0 руб.);

ИП О.В. Агрба: мандарины – 2 076 956 кг, мимоза 63 279 кг (товарооборот в 2015 году – 34,2 млн руб., в 2014 году – 321,0 млн руб.);

НП «Крепкий Орешек» (орех, скорлупа): орех – 220 080 кг (товарооборот в 2015 году – 14,0 млн руб., в 2014 году – 39,5 млн руб.);

РУП «Араса» (мандарины, лавровый лист, бамбук, мимоза, кипарисы): мандарины – 617 796 кг, апельсины – 52 000 кг, мимоза – 19 633 кг, бамбук – 56 680 кг, лавровый лист – 4 500 кг (товарооборот в 2015 году – 8,6 млн руб., в 2014 году – 43,2 млн руб.);

ИП Лакоя (мандарины): мимоза – 19 100 кг, мандарины – 210 100 кг (товарооборот в 2015 году – 7,9 млн руб., в 2014 году – 13,4 млн руб.).

Вот, пожалуй, и все экспортеры, деятельность которых находит серьезное отражение в экономике страны.

Стоит отметить, что наше государство поощряет экспорт, освобождая вывозимую продукцию от таможенных платежей и налогов на добавленную стоимость.

Не стоит забывать, что экспорт товаров способствует развитию справедливой конкуренции. Более того, он обязывает экспортера производить экологически чистую и качественную продукцию, с учетом санитарных и фитосанитарных норм, в противном случае, ему не будет места на внешнем рынке. И из года в год эти требования повышаются.

Именно поэтому экспорту продукции сопутствует выдача сертификатов происхождения товаров. Чтобы получить такой документ, в обязательном порядке необходимо пройти экспертизу. В Абхазии услуги по проведению различных видов экспертиз, связанных с выдачей сертификатов, оказывает Управление экспертизы и оценки Торгово-промышленной палаты РА. Выдаваемое заказчику экспертное заключение имеет статус официального документа, обладающего юридической силой и являющегося важным доказательным документом в суде.

– Независимая, объективная экспертиза необходима для создания цивилизованных экономических отношений между предпринимателями. А эксперты в таких случаях выступают в качестве арбитров. Таким образом, участие независимых экспертов ТПП РА во внешнеторговых сделках решает задачу безопасности партнеров и надежной реализации сделки, – считает президент Торгово-промышленной палаты РА Геннадий Гагулия.

Сотрудники Управления в обязательном порядке выезжают к участникам внешнеэкономической деятельности, чтобы на месте удостовериться в наличии экспортируемого товара (например, действительно ли выращивает человек сельхозпродукцию), определяют его количество и качество с последующей выдачей заключения эксперта. Отбор образцов производится лично представителями Управления, а их исследование проводится в аккредитованных лабораториях республики. Проверяется и факт существования у гражданина соответствующего производства. При этом заказчик обязан предоставить полный пакет документов, подтверждающих его деятельность, а в случае с сельхозпроизводителями – документы, подтверждающие, что ему выделена земля.

За прошедший год Торгово-промышленной палатой РА выдано более 1500 сертификатов происхождения товаров, осуществлено 17 товарных экспертиз, способствующих продвижению абхазской продукции на внешнем рынке.

Круг оказываемых ТПП услуг весьма широк, а ее деятельность способствует развитию национальной экономики и туристической отрасли в целом. Участие Торгово-промышленной палаты в различных выставках, форумах, конгрессах, проводимых как в России, так и за рубежом, а также приглашение палатой в республику представителей различных бизнес-сообществ как нельзя кстати содействует налаживанию торговых и экономических связей. Стоит подчеркнуть, что все представленные выше экспортеры являются членами палаты и постоянно пользуются ее услугами.

Но вернемся к абхазским экспортерам. На фоне объявленных Россией санкций в отношении ряда государств, возникает резонный вопрос: способны ли мы в такой ситуации занять освободившиеся экономические ниши и, как следствие, надеяться на расширение и увеличение экспорта в ближайшие годы?

К сожалению, многие предприниматели не рассматривают экспорт в качестве альтернативы развития своих производств и хозяйств. Они открыто говорят, что для Абхазии маловероятно увеличить экспортную квоту, потому что на мировых, в том числе и на российском, рынках идет жесткая конкуренция во всех сегментах, и все ниши давно заняты.

К тому же, по их словам, себестоимость производимой или выращиваемой у нас продукции зачастую выше, чем в других странах. И можем ли мы быть конкурентоспособными, к примеру, по чаю, если у российского покупателя есть недорогие поставщики в лице того же Китая или Индии.

Но эксперты считают, что дело тут, отнюдь, не в себестоимости или отсутствии рынка сбыта. Дело в том, что покупатели, наряду с качеством, ставят одним из основных условий заключения экспортной сделки – гарантирование объемов продукции. То есть никому не интересен экспортер, который может поставлять лишь небольшое количество.

Предположим, абхазскому экспортеру все же удалось найти покупателя, и тут возникает проблема – оказывается, он не в состоянии выполнить условия сделок. Вот и получается, что на тот же чай всегда найдется покупатель, но взять его у нас в нужном количестве нет возможности.

Сегодня наш рынок сплошь состоит из зарубежной сельхозпродукции, и граждане задаются вопросом: «Где местные помидоры, огурцы, зелень?» О фруктах вообще молчим. И вроде бы, строятся теплицы, создаются хозяйства, но на рынке по-прежнему в дефиците дешевая местная продукция.

Нравится это кому-то или нет, но истина такова: сегодня мы не в состоянии обеспечить сельхозпродукцией себя, не говоря уже о вывозе. Производить и экспортировать, а потом завозить то же самое для собственных нужд, да к тому же по завышенным ценам – по меньшей мере нерентабельно. Вначале следует насытить собственный рынок, а уж затем думать о том, куда девать излишки.

Большая надежда возлагалась на сады и виноградники, заложенные в рамках Комплексного плана содействия социально-экономическому развитию Абхазии на 2010-2012 гг. Когда сады должны были начать плодоносить, финансирование проекта прекратилось.

Кстати, наши джемы, варенья, аджика пользуются огромной популярностью в России, но вывозится все это в небольших объемах.

В беседе с предпринимателями выясняется, что многие из них готовы увеличивать объемы и экспортировать свою сельхозпродукцию, но им необходима финансовая поддержка. Другие хотят работать, но при условии последующей сдачи тех же овощей и фруктов на перерабатывающие предприятия или в заготовительные пункты. Но и последних у нас нет, хотя разговоры о создании таких пунктов неоднократно обсуждались и даже принимались соответствующие решения. Остается нерешенным и вопрос создания перерабатывающих предприятий.

– На выставках, в которых мы принимаем участие, абхазская продукция пользуется большим спросом. А это означает, что у наших предпринимателей есть все шансы заявить о себе на внешнем рынке. Поэтому, несмотря на препоны, абхазские экспортеры должны искать возможности для продвижения своего товара. Я считаю, что необходимо разработать программу агрессивной экспортной политики, которая будет способствовать росту внешнеэкономической деятельности. Ну и о поддержке предпринимательства, в том числе, и на государственном уровне, тоже стоит подумать, – уверен Геннадий Гагулия.

Пресс-служба ТПП РА


Номер:  54
Выпуск:  3377
Рубрика:  экономика
Автор:  Пресс-служба ТПП РА

Возврат к списку