Рубрики

КОНТРОЛЬНАЯ ПАЛАТА РА: ПРОВЕРКА ПОКАЗАЛА… 25.02.2016

КОНТРОЛЬНАЯ ПАЛАТА РА: ПРОВЕРКА ПОКАЗАЛА…

<p>Интервью с председателем Контрольной палаты РА Робертом Аршба<p>
Биографическая справка: Аршба Роберт Иванович родился 22 марта 1974 года. После окончания средней школы в Ткуарчале учился на экономическом факультете Абхазского государственного университета по специальности «Бухгалтерский учет и аудит». Участник Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 гг. Работал ведущим налоговым инспектором Налоговой инспекции Гулрыпшского района, в Министерстве финансов РА был главным специалистом, затем заместителем начальника контрольно-ревизионного управления, главным контролером-ревизором отдела финансового контроля бюджетных организаций и учреждений. Занимал должности главного специалиста и заместителя начальника Главного контрольного управления Администрации Президента РА, заместителя министра труда и социального развития. Весной 2013 года возглавил Контрольную палату РА. Женат, имеет сына. <p>
– Роберт Иванович, Закон «О Контрольной палате Республики Абхазия» был принят ещё в 2010 году. Однако отсчет работы Палаты, как известно, ведётся с 29 апреля 2013 года, когда вы были назначены ее председателем. Каковы основные направления Вашей деятельности? <p>
– Контрольная палата Республики Абхазия является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, который подотчётен Парламенту Республики Абхазия. Контрольная палата обладает организационной и функциональной независимостью и является коллегиальным органом. В состав коллегии входят пять членов: председатель, заместитель и три аудитора. <p>
В 2013 году мы создавали структуру, набирали специалистов, занимались материально-техническим оснащением Палаты. К решению задач и выполнению своих функций приступили в следующем году. <p>
Основными задачами Контрольной палаты являются: контроль за своевременным исполнением госбюджета и внебюджетных фондов; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования госсобственности; формирование заключений на проект Закона на очередной финансовый год «О Республиканском бюджете РА» и проекты Законов внебюджетных фондов РА, которые направляются в Парламент республики; проведение экспертиз и подготовку заключений по различным законопроектам и международным договорам, которые несут финансовую нагрузку на государственный бюджет и другое. <p>
– Как Вы координируете свои действия с прокуратурой и КРУ? <p>
– После проверки отчёт о ее результатах выносится на коллегию. В зависимости от степени и характера выявленных нарушений материалы передаются в Генеральную прокуратуру. Мы формируем и направляем представления органам контроля, министерствам, ведомствам, уполномоченным для принятия соответствующих мер по выявленным нарушениям. В случае необходимости мы имеем право привлекать и другие контролирующие органы, которые должны нам содействовать. <p>
На стадии разработки находятся проекты соглашений. <p>
У нас пока не было сотрудничества с Контрольно-ревизионным управлением Минфина. Если потребуется, мы готовы к сотрудничеству. Был опыт взаимодействия с МВД, в частности с УБЭПом. Была проведена совместная проверка финансово-хозяйственной деятельности РУП «Абхазсельхоззаготовка» на предмет эффективности и целевого использования полученных бюджетных кредитов. В результате проверки было выявлено нецелевое их использование на сумму более 7 миллионов рублей. Соответствующие представления были направлены в Министерство сельского хозяйства, а материал передан в Генпрокуратуру. Отчет о результатах данного контрольно-ревизионного мероприятия был направлен и в Парламент РА. <p>
– Каковы результаты проверок целевого использования бюджетных средств, какие замечания по республиканскому бюджету на 2016 год? <p>
– У Контрольной палаты были замечания по законопроекту о «Республиканском бюджете на 2016 год», мы озвучили их в Парламенте. Речь идет о полноте формирования доходной части бюджета и, соответственно, целесообразности расходных параметров его проекта. Могу сказать, что исполнительная власть не смогла в полной мере подготовиться к переходу на новую бюджетную классификацию, предусмотренную Законом «О бюджетной классификации Республики Абхазия», который вступил в силу во второй половине 2014 года. <p>
30 декабря прошлого года коллегия рассмотрела вопросы о структуре Контрольной палаты, отчёты о результатах проверки по исполнению бюджета Гагрского района, а также целевого использования бюджетных средств в курортно- туристической отрасли. <p>
Что касается проверки исполнения бюджета Гагрского района за 2014 год и первую половину 2015 года, скажу откровенно: там большая проблема с бухгалтерским учётом, оцениваю его как неудовлетворительный. Кроме того, было установлено нецелевое использование бюджетных средств. Не в полном объёме фиксировались и доходы. Были нарекания и к арендным отношениям: исходя из нормативных документов, ставки арендной платы разнятся. В результате недосчитались около 16 миллионов рублей. Проверке были подвергнуты: аппарат Администрации Гагрского района, Управление здравоохранения, Комитет по госимуществу и приватизации, структурные подразделения администраций Гагры и Пицунды, спортивные объекты и другие организации и учреждения. <p>
Объектами контроля были Министерство по курортам и туризму и его структурные подразделения: курорт Пицунда, Новоафонская пещера, экскурсионные бюро, РУП «Айтар» и другие. В частности, была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Рицинского реликтового национального парка за 2013 и 2014 годы и истекший период 2015 года. <p>
Министерством не осуществляется должный контроль за объектами государственной собственности, находящимися в его ведении. Например, по отдельному объекту – первому корпусу пансионата «Рица» в Гагре – Министерство вовсе не располагает сведениями, не принимает какого-либо участия в его оперативном управлении. Кроме того, объект не отражён в бухгалтерском учёте и отчётности. <p>
– Роберт Иванович, что показала проверка республиканских унитарных предприятий? <p>
– В соответствии с Законом Республики Абхазия «Об унитарных предприятиях» и Постановлением Кабинета Министров «Об отчислениях в Республиканский бюджет части прибыли республиканских унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения», Министерством экономики должен быть определён процент обязательных отчислений части прибыли в республиканский бюджет. Однако в государственный бюджет денежные средства от республиканских унитарных предприятий в виде обязательных отчислений части прибыли не поступали. Кроме того, уставы унитарных предприятий не содержат информации о порядке их формирования и использования. Размеры уставных фондов, отражённые как в уставах предприятий, так и в их бухгалтерской отчётности, не содержат сведений об источниках их формирования. Министерство экономики как собственник имущества не сформировало уставный фонд своих подведомственных организаций, тем самым не передало в установленном порядке имущество и не зачислило соответствующие денежные суммы на счета предприятий. <p>
Был нарушен и Земельный кодекс Республики Абхазия: 114 юридических лиц (90 – по Гагрскому и 24 – по Гудаутскому районам) владеют и пользуются земельными участками, не имея документа, удостоверяющего право владения и пользования землей – государственного акта. Кроме того, фактическое использование земли не соответствует функциональному её назначению, отражённому в правоустанавливающем документе. <p>
Заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады не освобождаются от уплаты земельного налога, если на их территории расположены торговые объекты и посещаемые места. Например, территория Рицинского реликтового национального парка составляет более 39 000 гектаров, площадь посещаемых мест, которая облагается налогом на землю, составляет 860 гектаров. По данным отдела землепользования Администрации Гудаутского района, сумма земельного налога за год должна составлять 25 миллионов 800 тысяч рублей. <p>
Проверка показала, что 97 мини-гостиниц Гагрского района платят земельный налог как с земель приусадебных участков. А ведь в Земельном кодексе Республики Абхазия прописано, что в случае систематической неуплаты земельного налога в течение двух лет и использования земли не по целевому назначению, а также отсутствия перерегистрации при изменении правового статуса право на владение и пользование землёй прекращается. Сумма начисленного и не уплаченного более двух лет земельного налога по Гагрскому району составляет 24 миллиона 759 тысяч рублей, по Гудаутскому району – 6 миллионов 50 тысяч рублей. Несмотря на эти нарушения, права владения и пользования участками за землевладельцами остаются прежними, так как соответствующие структуры не применяют меры по прекращению прав пользования землёй. <p>
Представления по этим материалам направлены Президенту страны, в Кабинет Министров и Парламент, в районное Собрание и главе Администрации Гагрского района, в Генпрокуратуру и Национальный банк. <p>
– Какие именно материалы, в которых отражены результаты плановых проверок ряда министерств, ведомств и предприятий, вы уже передали в Генеральную прокуратуру? <p>
– Материалы проверки по итогам исполнения бюджета города Сухума за 2013год, по целевому использованию денежных средств, выделенных за счет финансовой помощи Российской Федерации, а также итоги проверки законности, целевого характера и эффективности использования средств, выделенных Министерству образования, науки, спорта и молодежной политики, Государственному управлению Республики Абхазия по строительству и архитектуре, на развитие жилищно-коммунального хозяйства за 2012 – 2014 годы, материалы по проверке РУПов. <p>
– Роберт Иванович, какие сложности возникают в вашей работе? Какая проверка Вас поразила более всего? <p>
– Везде сложности с бухгалтерским учётом. Проблема состоит в бухгалтерском учете самой организации. Если учет прозрачный, имеется вся первичная документация, составлен баланс, то особых проблем нет. Но если отсутствуют документы, руководитель и бухгалтер не выполняют возложенные на них обязательств по ведению учета, то конечно, процесс усложняется. Например, мы отложили проверку Министерства иностранных дел ввиду отсутствия у них учета. В 2014 году им было выделено более 30 миллионов рублей, затем около 40 миллионов. Но там нет никакого учёта, даже не систематизированы документы по месяцам. За 2014 – 2015 годы не сдан баланс. В бухгалтерии отсутствуют регистры, главная книга, элементарные ордера и проводки. Мы на время отменили проверку, пока в этой организации не восстановят учет. Сами понимаете, без тщательной проверки нельзя говорить о каких-либо нарушениях. Когда даешь организации время, период проверки удлиняется, возникают проблемы, происходят сбои, ведь у нас свой план мероприятий. <p>
– Решение о проверке использования бюджетных средств самой Контрольной палатой сейчас принимает не Президент, а Парламент. Таким образом, она выводится из подчинения исполнительной власти. Не приведет ли это к тому, что теперь её председатель может оказаться в какой-то степени зависимым от Парламента? <p>
– Нет. Мы достаточно самостоятельны и независимы. Мы руководствуемся принципами, прописанными в Законе о Контрольной палате. И никто никакого давления на нас не оказывает, годовой план работы Контрольной палаты на определенный год утверждает ее коллегия. <p>
– Роберт Иванович, спасибо за интересную беседу. Наша газета желает Вам успехов в нужной для нашей страны работе. <p>
Беседу вела Русудан БАРГАНДЖИЯ<p>

Номер:  18
Выпуск:  3341
Рубрика:  экономика
Автор:  Русудан БАРГАНДЖИЯ

Возврат к списку