Рубрики

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ.  ЭТО АКТУАЛЬНО ДЛЯ СТРАНЫ 09.11.2015

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ. ЭТО АКТУАЛЬНО ДЛЯ СТРАНЫ

В октябре в городе Сочи прошла международная научно-практическая конференция «Вызовы 21 века: государственное, муниципальное и корпоративное управление». Её организаторами явились Государственный университет управления (Москва), Кубанский государственный университет, Российская муниципальная академия и Российское агентство стратегических инициатив. На конференцию были приглашены ученые из Абхазии: З.Шалашаа – доктор экономических наук, профессор, член-корр. Академии наук Абхазии, зав. кафедрой государственного управления и менеджмента АГУ и А.Багба – соискатель ученой степени кандидата наук, преподаватель АГУ.

Во время работы секции Всероссийского учебно-методического объединения по направлению «Государственное и муниципальное управление» с докладом «Реформа системы государственного управления в Республике Абхазия» выступил Заур Шалашаа. По возвращении с конференции газета «РА» попросила ученого рассказать о ней и о том, что он говорил другим учёным о госуправлении в Абхазии.

– Конференция была представительной, и на ней звучали серьезные вопросы, одинаково актуальные в разных странах, – сказал Заур Иванович. – Это – организационно-экономические и институциональные проблемы государственного и муниципального управления, проблемы реформирования местного самоуправления, пространственного планирования развития территорий, градорегулирования, градоустройства, развития инфраструктуры, корпоративной социальной ответственности и государственно-частного партнерства, а также финансово-экономические проблемы корпоративного менеджмента в условиях глобализации и трансформации экономики и многие другие.

– Что вы предложили своим слушателям на конференции?

– То, что волнует меня по данной проблематике и то, что актуально сегодня для Республики Абхазия. Это, естественно, реформа государственного управления экономикой в современных условиях. Управление экономикой должно быть взаимосвязанной структурированной системой, в которой каждый элемент (органы государственного управления, местные администрации всех уровней) наделен конкретными полномочиями, и все его функции (наиболее значимыми являются регулирование и планирование) направлены на создание эффективной национальной экономики, способной обеспечить достойный уровень жизни населения.

Я считаю, что базовой целью реформы системы государственного управления экономикой в Абхазии является формирование конкурентоспособной национальной экономики, которая должна происходить на основе модернизации ее производственного сектора, позволяющего не только повысить уровень жизни населения, но и обеспечить экономическую безопасность.

Необходимость осуществления государственного стратегического управления экономикой диктуется тем, что оно позволяет: расширить систему целевых ориентиров республики, ее регионов и отраслей; перенести акцент с количественных показателей развития на качественные характеристики динамики; мобилизовать все ресурсы, имеющиеся в стране, на решение актуальных проблем социально-экономического развития.

– Но каков путь ко всему этому?

– Должна быть разработана долгосрочная стратегия социально-экономического развития страны, и в первую очередь необходимо решить ряд важных макроэкономических, структурно-инвестиционных, институциональных, финансовых, социальных и других задач. А это означает, что сегодня нам необходимо внести изменения в принципы формирования и реализации государственной экономической политики республики.

Новый подход к экономической политике требует изменения принципов построения взаимоотношений между государственными органами управления и другими участниками воспроизводственного процесса: домохозяйствами, частными предпринимателями, предприятиями, регионами. И по мере стабилизации финансового состояния производства следует ужесточать ответственность субъектов рынка за свои финансовые результаты. В то же время расширение организационных возможностей государственных органов управления требует установления партнерских отношений с регионами, хозяйствующими субъектами путем последовательного сближения их экономических интересов с общегосударственными целями.

В условиях выбора новой социально-экономической модели развития государство должно играть активную роль, ибо от этого выбора зависит сохранение и будущее нации. То есть в переходный период государственные органы управления не могут не оставаться главным субъектом регулирования экономических отношений во всех тех сферах, которые непосредственно связаны с реализацией общенациональных интересов. А смешанно-рыночная система должна органично вырастать из реформируемой экономики республики с учетом ее современного состояния и внешнеполитической ситуации.

– Но каковыми должны быть экономические механизмы реформирования системы государственного управления?

– Их много, и я о них говорил в своем выступлении в Сочи. Это – рациональная политика финансирования (она очень важна), кредитная политика, ценовое регулирование, оптимальная система налогообложения, государственное субсидирование производственных программ развития, стимулирование инновационных предпринимательских идей, поддержка предприятий, реализующих программы социальной защиты населения. Это и экспортное субсидирование, и использование таможенно-тарифных механизмов регулирования деятельности участников внешнеэкономических операций.

Очень многое нужно изменить в системе налогообложения, и это большая тема, о которой нужно говорить отдельно, хотя в Сочи я на ней остановился очень подробно, чтобы мои коллеги знали о наших проблемах, возможностях и резервах.

Сейчас же я скажу вот о чём. Я считаю, что в целях упрощения государственной регистрации индивидуальных предпринимателей – без образования юридического лица – целесообразно осуществлять их регистрацию в администрациях городов и районов Абхазии по принципу «одного окна», с зачислением налогов от их доходов в бюджеты разного уровня в соответствии с законодательством республики.

Также считаю, что одной из проблем в функционировании государственной власти является ее чрезмерная централизация. Необходимо поэтому расширять полномочия местных органов самоуправления (правда, эту необходимость теперь ощущаю не только я, о ней заговорили и в некоторых государственных структурах), обеспечивать их финансовой базой для реализации своих функций, закрепленных в Законе «Об управлении в административно-территориальных единицах Республики Абхазия».

– Эффективное взаимодействие всех звеньев системы государственного управления – это трудноразрешимый вопрос?

– Возможно. Но решать его сегодня, думаю, можно через государственное индикативное планирование, которое является комплексным средством реализации государственной экономической политики. Эффективное взаимодействие должно быть не только республиканских органов управления с местными органами управления, но и с субъектами рынка – в интересах модернизации всей экономической системы страны. Причем основная суть индикативного планирования заключается не в разработке и доведении до субъектов хозяйствования многочисленных показателей, а в научной постановке целей предстоящего развития и выработке действенных средств и механизмов для их достижения. В качестве индикаторов социально-экономического развития страны могут выступать показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, уровень налогов, объем государственных инвестиций, состояние денежного обращения, объем кредитных ресурсов, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеторговый оборот и т.д. Взаимоувязанная и внутренне сбалансированная система этих индикаторов дает количественную характеристику социально-экономической политике государства, на реализацию которой должны направляться все средства и меры государственного регулирования экономики.

– Вот об этих средствах вы как ученый что можете сказать? Ведь в них всегда упирается много проблем.

– Конечно, государственные индикативные планы и любые программы развития страны должны соизмеряться с параметрами государственного бюджета и внебюджетных фондов. Сочетание системы планирования и формирования бюджета – наиболее действенно при государственном регулировании экономических процессов, поскольку тем самым формируются источники доходов бюджета и определяются источники финансирования общегосударственных мероприятий.

Реализация такой системы планирования предполагает более четкое определение государственной экономической политики, ее ориентацию на достижение конкретных экономических и социальных результатов. Здесь я имею в виду темпы экономической динамики, структурное ее наполнение и качество. При этом особое значение приобретает определение органов и лиц, ответственных за выполнение отдельных мероприятий, предусмотренных в индикативных планах, определение сроков их реализации. А это в свою очередь дает возможность поэтапно осуществлять государственный контроль за достижением программных целей.

Конечно, много факторов, от которых зависит повышение эффективности функционирования национальной экономики и уровня жизни населения, много приоритетных направлений модернизации системы государственного управления экономики. Я назову следующие: улучшение качества государственных услуг гражданам, реализуемых государственными и муниципальными органами управления, а также организациями и предприятиями общественного сектора экономики – естественными монополиями; упрощение административных, бюрократических процедур, связанных с обслуживанием граждан и предпринимателей; правовое закрепление административных процедур по оказанию государственных услуг; заключение между органами государственного и муниципального управления, с одной стороны, и гражданами, с другой стороны, контракта на оказание общественных услуг; внедрение в практику функционирования органов государственного и муниципального управления современных инновационных технологий, основанных на автоматизированных информационных системах, т.е. специальных программ взаимодействия государства, общества и хозяйствующих субъектов; ограничение вмешательства республиканских и муниципальных органов управления в оперативную экономическую деятельность субъектов предпринимательства; исключение дублирования административно-экономических функций и полномочий республиканскими органами исполнительной власти; оптимизация полномочий республиканских и местных органов государственного управления, связанных с управлением и регулированием республиканской и муниципальной собственности. И так далее.

– Спасибо, Заур Иванович. Ваше участие в конференции позволило поговорить на действительно серьезную тему. Надеюсь, что и другие ученые Абхазии захотят высказаться по ней или подискутировать с вами. Мы в редакции ждем всех желающих.

Беседовала Заира ЦВИЖБА


Номер:  126
Выпуск:  3303
Рубрика:  экономика
Автор:  Заира ЦВИЖБА

Возврат к списку