Рубрики

Импорт продуктов достиг критической отметки 15.06.2015

Импорт продуктов достиг критической отметки

Диалог о продовольственной безопасности страны

«Торговля создаёт богатство,

сельское хозяйство обеспечивает свободу»

Жан-Жак Руссо

Продовольственная безопасность государства – это обеспеченность населения страны экологически чистыми и полезными продуктами питания отечественного производства по научно-обоснованным нормам и доступным ценам. Возникает вопрос: почему население нашей страны целесообразно обеспечивать именно отечественными, а не импортными продуктами?

Мудрые люди утверждают, что человеку наиболее полезно потреблять те продукты, которые родит его родная земля. Старинная русская пословица гласит: «Что для русского полезно, то для немца – смерть». Нельзя забывать, что в планах Запада по уничтожению России одно из важнейших мест занимает экономическая война, в том числе уничтожение российского агропромышленного комплекса и всех отраслей, обеспечивающих население продуктами питания. Эта тенденция отразится и на экономике Абхазии. Исходя из складывающейся обстановки проблема продовольственной безопасности нашей страны выступает в настоящее время на первый план.

Степень продовольственной безопасности государства зависит от состояния отраслей, производящих продовольствие, степени обеспечения им населения, качества продуктов питания и их доступности всем слоям общества.

В диалоге о проблеме продовольственной безопасности Абхазии участвуют:

Министр сельского хозяйства РА Тимур Эшба:

– Вопрос продовольственной безопасности Абхазии – это тема номер один для страны. Сохранить народ, на мой взгляд, невозможно, если мы не будем уделять должного внимания этому вопросу. Ученые всего мира единодушно пришли к выводу, что если страна завозит 25 процентов продуктов, значит, она теряет продовольственную независимость. Абхазия потеряла ее, так как давно перешагнула этот порог. За последние годы импорт продовольственных товаров достиг критической отметки. После того, как мы разрушили аграрный сектор сельского хозяйства и отказались от государственного регулирования, очень трудно отыграть ситуацию назад. Мы зависимы сегодня по самым ценным продуктам питания – белковым. Завозим огромное количество продуктов сомнительного качества.

Решить проблему отрасли могут политика импортозамещения и государственное регулирование. Но ни того, ни другого у нас, к сожалению, нет. А вот в большинстве развитых стран мира Закон «О продовольственной безопасности» принят и исполняется. Вопрос остается открытым, несмотря на то, что сегодня он является угрозой для нашего молодого государства. Сегодня находится в стадии разработки правительственная программа «Стратегия социально-экономического развития РА до 2025 года». Она приобрела статус национального проекта. Крайне необходимо, чтобы этот документ получился полноценным, и каждый крестьянин почувствовал от него пользу. Это последняя наша надежда!..

Безопасность нашего государства – это и продовольственная безопасность тоже, мы должны об этом помнить постоянно. Для нас это вопрос не праздный: Абхазия на сегодня потеряла продовольственную безопасность по основным продуктам питания. У нас нет продовольственной безопасности в международном понимании этого слова. Поэтому неслучайно сегодня, когда в России экономический кризис или неурожай, то это тут же бьёт и по нам, и по стоимости продуктов.

Поднимать вопрос поддержки АПК в послевоенный период было крайне тяжело. То время диктовало необходимость чисто рыночного подхода ко всем отраслям – покупать там, где дешево. Однако, подобный курс привел к тому, что зависимость Абхазии от импорта продовольствия достигла сегодня 90 %. Зависимость имела и другую опасную грань: ввиду низкого уровня импортозамещения контролирующие органы сквозь пальцы смотрели на поставку низкокачественного продовольствия, что напрямую било по здоровью жителей Абхазии.

Проблемы сельского хозяйства можно решить в основном за счет перераспределения доходов между отраслями продовольственного сектора, основой которого оно является. Пищевая промышленность лишь перерабатывает его продукцию, а торговля поставляет ее потребителям. При всей важности и необходимости этих функций они вторичны: крах сельского хозяйства неизбежно обернется крахом пищевой промышленности и торговли.

Нужно ли Абхазии сельское хозяйство? Нужно. Его крах нанесет серьезный ущерб экономике и снизит уровень жизни всего населения.

Продовольственная безопасность является важной частью национальной безопасности. Поэтому недопустимо ориентироваться на сокращение сельскохозяйственного производства в Абхазии. Напротив, его надо сохранять и развивать, хотя конкретные параметры этого развития должны быть вычислены с учетом реальных издержек в различных отраслях экономики.

Министр экономики РА Адгур Ардзынба:

– Продовольственное обеспечение населения является стратегическим звеном существования любого государства, и Абхазия не исключение. Особенно, когда не так давно мы на себе ощутили воздействие изоляции в период послевоенной экономической блокады. В тот период на покрытие дефицита продовольственных товаров были направлены огромные усилия руководства страны. Речь шла в буквальном смысле о выживании.

На сегодняшний день Абхазия в полной мере покрывает имеющийся дефицит за счет импорта, в основном из Российской Федерации. Её доля в товарообороте республики в среднем составляет около 70 %. Подписанные с Российской Федерацией Договоры «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи», «О союзничестве и стратегическом партнерстве» дают нам возможность развивать политику обеспечения продовольственной безопасности нашей страны не в авральном режиме, как это было ранее, а на основе прогнозируемой и стабильной перспективы. Но это ни в коей мере не значит, что мы должны отпускать ситуацию, надеясь на «невидимую руку рынка», и допустить инерционный сценарий развития.

Как известно, общемировая экономическая конъюнктура находится в режиме турбулентности, смещаются целые пласты торгово-экономических отношений и ориентиров. В этих условиях нам необходимо интенсифицировать работу в области обеспечения продовольственной безопасности страны, предпринять шаги на проработку механизмов обеспечения стратегического резервирования товаров, относящихся к критическому импорту. Обеспечение продовольственной безопасности – это целый комплекс взаимодополняющих инструментов. В первую очередь речь идет о собственном производстве продовольственных товаров, относящихся к категории жизненно необходимых. Для этого необходимо обеспечить два ключевых узла – производство сырья и переработку.

Для решения этой проблемы необходимо качественно сочетать политику импортозамещения и государственное регулирование. Вопрос импортозамещения, особенно в части товаров, относящихся к продовольственной группе (их импорт свыше 5 миллиардов рублей в год), необходимо решать с помощью инструментов тарифного регулирования и адресной поддержки производителей товаров из данной категории.

При существующем уровне механизации сельскохозяйственного производства заниматься данным направлением невыгодно. В нашем случае речь идет о натуральном хозяйстве. Люди, в буквальном смысле, обрабатывают землю руками. Конечно, в современных условиях, товары, выращенные подобным образом, не выдерживают ценовой конкуренции.

С другой стороны климатические и географические условия Абхазии очень подходят для развития сельского хозяйства. Это касается товаров, которые в больших объемах потребляются на сопредельных рынках, но могут произрастать только на территории нашей республики. Для достижения оптимального уровня окупаемости сельскохозяйственного производства необходимо внедрять современные технологии, которые позволят дать качественный и интенсивный рост всей отрасли без ущерба экологии.

Если говорить о личных подсобных хозяйствах, то, на мой взгляд, необходимо внедрять инструменты государственной поддержки и регулирования. Основной их задачей будет формирование максимальной добавленной стоимости непосредственно у производителей: речь идет о модели, когда наши сельчане будут производить товар, уже готовый к потреблению и реализации, как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Начальник отдела по борьбе с контрабандой и таможенными правонарушениями ТК РА, подполковник таможенной службы Тенгиз Джопуа:

– В этой службе я работаю 13 лет. И всё это время проблема продовольственной безопасности всегда стояла у нас на повестке дня. Скажу прямо: 60 процентов продукции импортируется из России и 40 – из Грузии. Естественно, из Грузии завозится товар контрабандным путём. Эта проблема существует все послевоенные годы, и существенных шагов по её решению предпринято не было. Официально ввоз товаров через границу по реке Ингур запрещён. Из её 154 километров 98 – сухопутная территория с большим количеством лесных и просёлочных дорог, бродов через реку, переправ и мостов. А сил и средств, необходимых для её охраны, недостаточно. Кроме того, граница должна быть оборудована в инженерном плане. До того момента, как к работе приступили сотрудники погрануправления ФСБ России, она охранялась собственными силами: стояли пограничники, таможенники и органы территориальной милиции. Туда стягивали всех, но и это было недостаточно. С приходом российских пограничников ситуация намного улучшилась благодаря их слаженной работе. И перемещение через границу крупногабаритного транспорта прекратилось.

В прежние годы товар перемещали через броды. Эту территорию мы условно разделили на шесть зон. В каждой зоне – несколько бродов. Глубина реки там небольшая. Зимой через неё можно переехать как на грузовом, так и на гужевом транспорте и легковых автомобилях. Было время, когда через границу перевозилось в сутки до 70 тонн сельхозпродукции. После того, как российское погрануправление поставило там свои гарнизоны, это передвижение в зонах за пределами пунктов пропуска прекратилось. Однако и сейчас полностью охватить каждый участок, каждый метр границы нереально. И люди находят способы и места для нелегального её пересечения. У нас на сегодня шесть официальных пунктов пропуска. Через них разрешается перевозить груз массой до 50 килограммов. Однако люди умудряются переходить границу по несколько раз в день и перевозить товар. Этот товар складируется в определённом месте и потом завозится в города Абхазии.

Пресечь этот процесс сотрудники силовых структур не могут: должно вмешаться государство и проявить жёсткую позицию. Должна быть выработана чёткая политика и сконцентрированы силы всех министерств и ведомств в этом направлении. Перекрыть эту границу крайне сложно. Не так давно мы совместно со службой госбезопасности пытались перекрыть все просёлочные дороги в нижней зоне Галского района. Нас хватило только на три дня. И в эти дни наш рынок буквально обеднел – исчезли с прилавков рынка овощи и фрукты, а цены возросли в два раза. Нехватка людей и денежных средств не позволяют нам решить эту проблему. Этот приграничный бизнес является единственным доходом для некоторых граждан, которые просто пытаются выжить. Поэтому они становятся изобретательными. Например, днём пограничники перекрывают брод, вырыв ров в реке, а ночью приходят люди с лопатами и засыпают его, чтобы прошёл товар. Это такая индустрия, созданная людьми, которых жизнь заставила идти на такие уловки.

На эту проблему у меня своя точка зрения. Наглухо закрыть границу неправильно. Нельзя делать одно и то же и надеяться на другой результат. У нас уже есть указы двух президентов о запрете перемещения грузов через ингурскую границу, которые дублируют друг друга. Ситуация от этого не улучшилась. Официально – запрет, неофициально – идёт поток товара. Понятно, что низкие цены на сельхозпродукцию выгодны для курортных регионов страны. Поэтому перед нами ставят следующую задачу: работайте по промышленным товарам, а на сельхозпродукцию можно закрыть глаза. Завозить фрукты и овощи дешевле из Грузии, чем из России. Импортировать продукцию дешевле, чем производить. Эту проблему можно решить только на государственном уровне. И пока у нас не будет продуманной аграрной политики, вопрос этот решить не удастся так же, как и обеспечить продовольственную безопасность республики.

Материал подготовила Русудан БАРГАНДЖИЯ


Номер:  66
Выпуск:  3243
Рубрика:  экономика
Автор:  Русудан БАРГАНДЖИЯ

Возврат к списку