Рубрики

01.06.2015

Личные подсобные хозяйства: проблемы и перспективы

Сельское хозяйство всегда было одним из приоритетных направлений развития экономики Абхазии. В первую очередь эта отрасль снабжает население страны важнейшими продуктами питания, во-вторых, она призвана обеспечить продовольственную безопасность государства, и, в-третьих, с сельским хозяйством тесно связана материальная обеспеченность – доля обедневшего населения на селе ныне значительно превышает аналогичные показатели городов.

Крестьянин всегда сам себя кормил, причем не только себя, но и горожан, реализовывая на рынке излишек выращенной им сельхозпродукции. Война привела к тяжелейшему кризису всего сельского хозяйства Абхазии. Серьезных средств на восстановление отрасли у государства не было, выделяемые же госхозяйствам незначительные суммы не давали должного эффекта, к тому же они, под сетования крестьян на «погодные условия», нередко «уходили в песок». В такой ситуации, казалось бы, владельцам личных подсобных хозяйств и карты в руки – больших затрат для собственного подворья не требуется, но не тут-то было...

Сотрудники Управления сертификации, деловой информации, консультации и предпринимательства Торгово-промышленной палаты РА, в течение ряда лет отслеживающие ситуацию в селах, с уверенностью могут констатировать – ситуация с личными подсобными хозяйствами из года в год ухудшается. Более того, их становится меньше, сокращается и площадь возделываемых земель, и количество крупного рогатого скота и птицы.

Согласно статданным, в 2011 г. в сельской местности проживало 123,5 тыс. человек, или 50,9% всего населения страны, в 2012 г. сельское население составило 117891 человек, в 2013 г. – 120144 человека (49%). Но можно ли доверять этим данным, если в большинстве сел остались одни старики, а местные рынки завалены привозными продуктами?

На днях сотрудники ТПП побывали в двух районах республики, чтобы в очередной раз выяснить, как сегодня живется крестьянам.

До грузино-абхазской войны в селе Кацикыт (Владимировка) Гулрыпшского района было 1100 дворов, сегодня числится 890, подчеркиваем – числится, но точного количества жителей нет, как и нет данных о том, что есть в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ). В советское время здесь был колхоз, в котором выращивали табак, чай и цитрусовые. Сейчас сельчане зарабатывают на сдаче цитрусовых и хурмы. Овощи и картофель тоже сажают, но мало, в основном только для личного пользования, потому как вывозить выращенную продукцию из села очень сложно – оно находится далеко от центральной трассы, да и местная дорога в ужасном состоянии. Автобус выезжает в столицу в шесть утра, возвращается в обед, если опоздал на него – твои проблемы, как вернуться домой. В селе нормальное водоснабжение, но в энергосети низкое напряжение, в то же время здесь нет злостных неплательщиков. В Кацикыте три школы: одна армянская и две русских, детей доставляют на учебу на спецавтобусе.

Семья нашего собеседника переехала в село в 1986 году из Цабала. Свое хозяйство он ведет 15 лет – это 40 соток земли, занятых мандаринами, хурмой, орехами и фейхоа. Выращивать однолетние культуры, по его словам, вообще невыгодно – погода в последние годы вносит серьезные коррективы в планы заработать. Работают в хозяйстве четверо взрослых: он сам, жена и отец с матерью. Сами ухаживают за плантациями и сами же собирают урожай. Проблем со сбытом нет: если еще пять лет назад приходилось возить урожай в Сочи, то сейчас частники забирают те же цитрусовые прямо на месте, но весь урожай продать сложно по причине нестандартных плодов.

– Цех бы построить в селе, небольшой, по переработке такой продукции, – мечтает наш собеседник.

Но в одиночку с хозяйством все равно не управиться: лечение посадок, закуп и внесение химикатов требуют привлечения людей со стороны. Выручают друзья-товарищи: у кого-то есть мини-трактор, кто-то закупает лекарства для себя и заодно другим сельчанам привозит. На вспашку земель трактор предоставляет районная МТС, естественно, не бесплатно.

Несмотря на трудности, сельчанин не горит желанием объединиться с кем-то и создать общее фермерское хозяйство: кто даст гарантию, что пока одни будут трудиться в поте лица всей семьей, другие, под маркой каких-то собственных проблем, станут отлынивать от работы. А еще крестьянин опасается, что крупные хозяйства, объединившись, задавят мелкие.

По словам нашего собеседника, в последние годы доходы у сельчан падают, потому что земля в районе истощилась: приезжавшие недавно специалисты удивлялись, как вообще здесь что-то растет. В то же время он признает, что молодежь не хочет работать на земле и уезжает в город в надежде на легкий заработок.

Сегодня в Кацикыте остались лишь те, кому либо некуда уехать, либо те, кто имеет работу в городе, а сюда ездит как на дачу. Но и оставшиеся сельчане стали более прохладно относиться к ведению хозяйства. К примеру, уже не в каждом дворе можно увидеть корову, да и кур разводят только для себя, и не более 8-10 штук.

Малое количество скота сельчанин объяснил отсутствием пастбищ. Как оказалось, свободных земель в селе практически нет: на 100 га частники разбили виноградники, а когда зашел разговор о новых инвестиционных проектах, в селе появились люди, которые собираются взять в аренду еще 100 га для создания скотоводческого хозяйства. А это означает, что крестьян полностью лишат возможности пасти собственный скот.

Сельчанин признает, что ему часто не хватает средств для ведения хозяйства, и если бы была возможность, он, конечно же, не отказался бы от помощи, но брать кредиты не хочет.

– А если неурожай или, как в прошлом году, будет много нестандартных плодов, которые я не смог продать? Как в такой ситуации расплачиваться по кредиту? – спрашивает крестьянин.

В то же время он уверен, что голодать в селе в любом случае не будут, хотя и особых успехов в плане развития личных подсобных хозяйств тоже не будет.

* * *

Гудаутские крестьяне всегда славились своим трудолюбием. Не было исключением и село Лыхны. Когда-то здесь был большой колхоз, крестьяне работали на ферме – это 1200 голов скота, 300 га было занято под чаем, столько же под виноградниками, до 80 га – под табаками, 70 га – под помидорами, огурцами, капустой (здесь всегда была отличная капуста) и зеленью. Занимались тут и разведением тутового шелкопряда. Колхоз славился людьми и давал прибыль государству.

Сегодня в Лыхны 1600 дворов, проживают семь тысяч человек, много молодежи, но теперь сельчане живут по принципу – каждый сам за себя, и выживают лишь за счет подсобных хозяйств. За крестьянами закреплено от 50 соток до полутора гектаров и, как заверили нас в местной администрации, практически все платят налог на землю.

В каждом дворе от одной до 10 коров, но полной статистики по поголовью нет, хотя раньше эти данные были необходимы для той же вакцинации, чтобы точно знать, какое количество вакцины необходимо для прививок.

В хозяйствах по 20 – 30 кур, немало и индюшек.

– Мы – абхазы, как гостя без курочки встретить?! А свадьбы, похороны… Потому и держим много птицы, – говорят лыхненцы.

А вот большой сад разбить в селе не представляется возможным – здесь нет свободных участков, а на одном-двух гектарах нет смысла создавать такое хозяйство. Есть пустующее поле – около 60 га, но оно каменистое и используется под пастбище. Дорога в селе хорошая, с водоснабжением тоже нет проблем, хотя в некоторых домах нет водопровода, и сельчане вынуждены пользоваться колодцами или носить воду ведрами.

Лыхненцы считают, что государство обязано помогать селу.

– История нашего государства напрямую связана с Лыхны, поэтому его надо выделить отдельной строкой в бюджете района. Парадокс, но торговые точки на нашей территории платят налоги в район, в то время как у местной администрации нет собственных средств, чтобы вложить их в развитие села, – говорят сельчане.

Но вернемся к личным подсобным хозяйствам. Нашему собеседнику 70 лет, у него пятеро детей, которые помогают ему по хозяйству, а хозяйство здесь крепкое, на 1,5 га. Первая половина мая, в грунт уже высажена часть рассады болгарского и горького перца, зеленеет ботва картофеля. В двух парниках – саженцы помидоров, рассада огурцов и горького перца – это то, что выращивают в хозяйстве на продажу.

– В прошлом году пять тысяч корней помидоров высадили, но практически все пропало – дожди сгноили, только на еду и хватило. И в этом году весна поздняя, земля очень мокрая. Раньше овощи уже в апреле прямо в грунт высаживали, а сейчас даже в теплице плохо растут. И помидоры один раз летом лечили, а теперь после каждого дождя приходится это делать, – жалуется хозяин участка.

По его словам, он готов выращивать разные овощи и помногу, но нет сбыта. Многие лыхненцы излишки овощей продают на рынке: кто-то сдает их перекупщикам, кто-то сам торгует, а кое-кто здравницам по договору поставляет, но все это в небольших объемах.

Кстати, свой участок наш собеседник обрабатывает вручную: в районной МТС, заплатив, можно взять трактор и вспахать землю, но на этом подворье механизированную вспашку не сделать. А мотоблоком, как сказал хозяин, пользоваться неудобно.

Он признает, что помощь сельчанам очень нужна, но в то же время они весьма скептически относятся к возможности создания сельхозбанка и к кредитам.

– Кредит возьмешь – его отдавать надо. Есть, конечно, такие, которые берут деньги в расчете не вернуть, но у меня есть совесть, – говорит крестьянин.

И такая ситуация с ЛПХ складывается практически во всех районах – сельчане выживают кто как может. К сожалению, сегодня как таковых проектов по реабилитации агропромышленного комплекса у государства нет, что уж там говорить о помощи личным подсобным хозяйствам. И, тем не менее, с чего-то начинать надо.

Довольно часто, полемизируя на ту или иную тему, мы в качестве примера приводим Россию. Закон о личных подсобных хозяйствах был принят в РФ в 2003 году, то есть далеко не в процветающие для России годы. Может, это и подтолкнуло государство к принятию такого закона.

Итак, в РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления не вмешиваются в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Более того, существует государственная программа поддержки таких хозяйств за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. К примеру, государство обеспечивает ЛПХ молодняком скота и птицы, поросятами и лошадьми, в том числе на условиях лизинга и товарного кредита; ежегодно бесплатно проводит ветеринарный осмотр скота, организует его ветеринарное обслуживание, помогает в борьбе с заразными болезнями животных, выделяет пастбищные и сенокосные угодья, обеспечивает кормами, сельхозтехникой, оборудованием и др. В ряде российских регионов органы местного самоуправления в целях поддержки личных подсобных хозяйств могут принимать решения об освобождении ЛПХ от уплаты устанавливаемых ими налогов или о предоставлении льгот. А еще граждане, занятые производством сельскохозяйственной продукции в ЛПХ и реализующие ее на определенных условиях, имеют право на дополнительное пенсионное обеспечение.

Практика показывает, что ЛПХ могут внести значительный вклад в производство сельхозпродукции. Не следует забывать и о том, что выращенные в таких хозяйствах те же овощи отличаются более высоким качеством по сравнению с продукцией, реализуемой другими сельхозпредприятиями.

В условиях нашей республики нет смыслом заниматься гигантоманией, строить огромные животноводческие комплексы или птицефабрики: во-первых, они долго не окупятся, во-вторых, из-за отсутствия рынка сбыта, своей кормовой базы и пастбищ они будут нерентабельными. Поэтому все должно быть на уровне мини-производств и личных подсобных хозяйств – это как раз и есть реальный сектор экономики.

В ТПП считают, что в целях дальнейшего повышения эффективности ЛПХ следует предусмотреть комплексное решение организационных, экономических и социальных условий при поддержке со стороны государства. В Абхазии нужно иметь одну-две заготорганизации, куда по договору крестьяне могли бы сдавать свою продукцию.

Людей никогда не вернуть в село и не удержать там, если не будут созданы условия для их нормального проживания. Хорошие дороги, школы, дома культуры, фельдшерско-акушерские пункты, детские сады, водо- и энергоснабжение – вот основные социальные условия, необходимые сегодня крестьянину. Необходимо создать условия труда и быта, чтобы он перестал думать о переезде в город как о единственном способе обеспечения своего благосостояния. Село – это, кроме всего прочего, сохранение традиций и, в первую очередь, родного языка.

В октябре 2016 г. в Абхазии будет проведена общереспубликанская сельскохозяйственная перепись. Кое-кто считает, что это очередное отмывание денег, но как быть, если мы не имеем достоверной информации о ситуации на селе. Зачастую глава сельской администрации не может ответить на вопрос: сколько крестьян проживает в его селе, сколько земли они на самом деле используют и под какие культуры, а уж о поголовье скота или количестве птицы вообще не стоит спрашивать.

На одном из заседаний Кабинета Министров прозвучала цифра: в нашей республике 60 тысяч голов крупного рогатого скота. Вопрос: кто и каким образом его сосчитал? И почему тогда у нас сплошь привозной сыр и пастеризованное молоко, а местная продукция ошарашивает покупателей своими ценами?

Возрождение села является приоритетом выбранной стратегии развития нашего государства. ТПП РА считает необходимым разработать государственную программу поддержки и защиты личных подсобных хозяйств, в частности, законодательно определить правовой статус крестьянина, занимающегося ведением личного подсобного хозяйства и отнести его к категории занятого населения. Необходимо определить форму предпринимательской деятельности гражданам, занятым ведением личных подсобных хозяйств, с освобождением их от уплаты налогов.

Следует также распределить ЛПХ по группам: на производящих сельхозпродукцию для личного потребления, и на тех, кто реализует на стороне излишки продукции.

И, конечно же, решить вопрос с пенсиями. Сегодня крестьяне получают только социальную пенсию, потому что они нигде не числятся и у них нет трудового стажа. Поэтому, принимая закон об ЛПХ, в нем следует прописать право на дополнительное пенсионное обеспечение лиц, занятых ведением личного подсобного хозяйства, и для которых такая деятельность является единственной.

Необходимо предоставить крестьянам, работающим в личных подсобных хозяйствах, право на получение беспроцентных кредитов наравне с другими производителями сельскохозяйственной продукции, имеющими статус юридического лица.

Специалисты ТПП считают, что решение поставленных вопросов позволит систематизировать учет лиц, занятых в сельском хозяйстве, объем произведенной в ЛПХ продукции и обеспечит их развитие, что, в свою очередь, позволит крестьянину повысить свое благосостояние. Пресс-служба ТПП РА


Номер:  59
Выпуск:  3236
Рубрика:  экономика
Автор:  Пресс-служба ТПП РА

Возврат к списку