Рубрики

Кардиограмма «сердца» абжуйской культуры 22.05.2015

Кардиограмма «сердца» абжуйской культуры

Возрождение села: иллюзия или реальность?

Так повелось, что одним из центров абжуйской культуры считается село Мыку Очамчырского района. С начала XIX века на его площади проводились народные собрания с участием представителей многих сёл района, народные гулянья, конно-спортивные состязания.

Село Мыку – традиционное абхазское село, в котором, как и в других селах, в начале прошлого столетия возводились абхазские деревянные дома – «акуаскьа» – целиком из каштановых или дубовых досок, на каменных столбах, с верандами, украшенными фигурной резьбой, с каминами и высокими окнами. А во дворах – плетёные постройки «амацурта» и «апацха». Позже, уже в советское время, в Мыку были созданы чаеводческий, эфирномасличный и молочно-овощеводческий совхозы, построены чайная фабрика, животноводческая ферма, две средние и несколько начальных школ, детский сад. На этих предприятиях трудились люди, которым были присвоены звания Героя Социалистического труда, которые награждались орденами Славы и Трудового Красного Знамени.

Горестные коррективы в жизнь села внесла Отечественная война народа Абхазии 1992-93 годов. Она лишила его самого дорогого – многих сыновей. Но за послевоенное время выросло новое поколение. Однако поля и плантации заросли бурьяном, животноводческая ферма уничтожена, инфраструктура социально-бытовых объектов пришла в негодность, просёлочные дороги разрушены, молодёжь уезжает на заработки в город, село пустеет.

Сегодня в селе Мыку 280 подворий, в которых проживает около 900 человек. Однако здесь нет никаких агрофирм и сельхозпредприятий. Молодёжи нечем заняться. В селе около 70 дошколят, но садик не функционирует. Нет здесь и водопровода. Сельскую амбулаторию, наконец, смогли оборудовать, но с помощью неправительственной организации «Word Vision». И всё это обусловливает миграцию. По-настоящему обрадовали жителей села Мыку за послевоенные годы только два раза – когда заасфальтировали центральную дорогу и поменяли столбы линий электропередачи.

– В этом году на 45 гектарах была высажена морковь, – рассказывает глава местной администрации Артур Адлейба, – но и этот проект реализовывается российскими бизнесменами. Местные жители задействованы в этом проекте, но не многие.

Пессимистическое настроение руководителя села понять можно. В самом центре села – груды строительного мусора от развалившегося детского сада, скелет чайной фабрики. Рядом зияющий чёрными дырами пятиэтажный дом без окон и дверей, в котором до войны жили рабочие чайфабрики. Чуть дальше – остов обрушившейся в 2003 году средней школы, которую затем разобрали на стройматериалы. Сельчане благодарят Бога за то, что школа рухнула летом, когда были каникулы. Иначе беда была бы неизбежна. А у сельского главы даже кабинета нет. Вот и приходится ему скитаться по селу с печатью в кармане. Негде даже проводить собрания.

Сейчас дети ютятся в административном здании бывшего эфирномасличного совхоза, которое мало похоже на образовательное учреждение. В маленьких комнатках, оборудованных под классы, затхлый запах. Под сгнившими рамами окон, которые были собраны из остатков рам обрушевшейся школы, на стенах проступила плесень. Краска наспех покрашенных стен облезла. Ламинат, уложенный во время косметического ремонта, начал гнить. Условия в школе не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. – Зимой классы отапливаются «буржуйками» – родители приносят дрова, в аварийном состоянии и электропроводка, – продолжает разговор А.Адлейба. – Оргтехника портится, компьютерный класс не приспособлен даже под кладовку. Нет в школе карт для уроков географии, нет кружков.

Жители села Мыку понимают, что в стране много проблем, но им неловко, что так выглядит лицо Абжуйской Абхазии. Ведь здесь ежегодно проводится праздник «Мыкуашта», на который приезжают гости. К тому же в селе находится большой кафедральный собор, известный далеко за пределами Абхазии. По преданию, известковые плиты для облицовки стен этого исторического памятника доставлялись морем, а затем на плотах уже по реке Мыку, которая раньше была гораздо полноводнее. Стены собора были украшены редкими фресками, в нём был великолепный иконостас, мраморные колонны и резные карнизы. Особую ценность представляла икона «Успение Богоматери». А сегодня всего этого нет. Собор функционирует только по вторникам, так как местный священник Мераб Тужба тоже уехал из села.

В этот старинный уголок Абхазии приехали Юлия и Лена Кузьмины из Норильска. Юлия – педагог, окончила факультет социально-культурной деятельности Московского университета. Сейчас преподаёт в школе русский язык и литературу, рисование, музыку и ведёт компьютерный класс. Лена сначала была медсестрой, сегодня работает в магазине.

Несколько лет назад я писала об этом и помню, как Юлия рассказывала, что они на сайте увидели Абхазию и влюбились в неё сразу. Продали квартиры и в 2008 году переехали в Мыку, купили дом, отремонтировали его. Районная Администрация пообещала выдать им абхазские паспорта через пять лет. Однако этого не произошло и через семь лет. А ведь они за эти годы доказали свою любовь к Абхазии не на словах, а на деле. Сёстры Кузьмины стараются ежедневно все свои знания, опыт, силы отдавать возрождению села Мыку. Школа написала ходатайство в район. Результата нет, как и нет иллюзий у жителей на возрождение их села. Остались одни обещания.

А пока Мыку живёт в ожидании урожая моркови. Обещают также построить в селе на площадке чайной фабрики цех по переработке овощей и фруктов. Правда, не уточнили каких, наверное, яблок и моркови, так как местные муниципально-унитарные предприятия по производству овощей и фруктов в Очамчырском районе в один миг исчезли. Прямо как по взмаху волшебной палочки иллюзиониста. Что ж, будем надеяться, что богатые витаминами соки из яблок и моркови не превратятся в очередную иллюзию.

Русудан БАРГАНДЖИЯ


Номер:  56
Выпуск:  3233
Рубрика:  экономика
Автор:  Русудан БАРГАНДЖИЯ

Возврат к списку