Рубрики

Энергетика должна поспевать за временем. Как этого добиться? 25.03.2015

Энергетика должна поспевать за временем. Как этого добиться?

На вопросы газеты «Республика Абхазия» отвечает гендиректор РУП «Черноморэнерго» Аслан Басария

– Вы работаете больше трех месяцев. Смогли уже разобраться с вверенным вам сложным хозяйством? Где уже побывали, на каких объектах?

– В течение первых полутора месяцев моей работы в «Черноморэнерго» я занимался мониторингом деятельности организации, изучением финансовых показателей за последние несколько лет. Позже начал выезжать в районные филиалы знакомиться с ситуацией. Эти выезды происходят периодически и сейчас – либо в рамках проведения плановых работ, либо при аварийных ситуациях на магистральных линиях, подстанциях или в распределительных сетях.

В ведении РУП «Черноморэнерго» находится большое хозяйство. Успел побывать на объектах генерации, на узловых подстанциях, в каждом из районных филиалов. Проведены совещания в большинстве районов совместно с главами администраций городов и сел на предмет состояния, эксплуатации и сбытовой деятельности нашего предприятия. В результате мы получили следующую картину:

1) вместо шести крупных объектов генерации на территории Абхазии работают только ИнгурГЭС и перепадная ГЭС-1;

2) здания и сооружения некоторых объектов находятся в таком аварийном состоянии, что нахождение персонала внутри них категорически недопустимо; кабельные каналы подстанций, цепи, устройства релейной защиты и автоматики морально и физически устарели, требуют полной реконструкции;

3) общий износ оборудования составляет около 90%.

Вот в такой сложной ситуации мы собираемся не только приводить в порядок эту жизненно важную отрасль страны, но и создать условия для ее развития.

Для функционирования такой организации нужны люди, специалисты, автотехника и постоянное наличие электротехнического оборудования и т.п.

Наши сети, подстанции, магистрали работают на износ, а нагрузки на них все растут. Поэтому нужны ресурсы для того, чтобы адекватно их обслуживать. Сейчас мы не обладаем даже тем критическим минимумом, который необходим для обслуживания нашей энергосистемы. К сожалению, склады пусты. Но мы надеемся на поддержку государства.

В любой отрасли без специалистов разбираться в той или иной проблеме практически невозможно. Наш технический персонал качественно обслуживает все хозяйство. Естественно, в случае улучшения финансовой ситуации увеличатся возможности обновить и техническое состояние оборудования. В таком случае повысится качество как плановых, так и внеплановых работ на участках. В этом отношении пока ситуация остается тяжелой, хотя все равно справляемся благодаря профессионализму наших специалистов. Замечу, что к такому оборудованию, которое они эксплуатируют, зарубежные специалисты вообще не притронутся.

– Откуда в пиковый период и в случае экстремальных ситуаций мы получаем электроэнергию? Раньше при необходимости нам помогали сочинцы, краснодарцы. Существуют такие схемы помощи сейчас?

– Как в зимний период, так и в летний мы используем собственные источники генерации. В основном мы получаем электроэнергию с ИнгурГЭС и перепадной ГЭС-1. В случае аварийных ситуаций либо при дополнительной нагрузке на наше энергетическое хозяйство мы подаем заявку на получение электроэнергии из Российской Федерации. Это происходит довольно редко и ненадолго. Все остальное время наша страна потребляет электроэнергию из собственных источников.

– После войны 1992-1993 гг. весь наш быт и производство перешли на электричество, что вызвано отсутствием других, альтернативных источников энергии. В ближайшие годы, очевидно, мы их развивать не будем. Между тем жизнь берет свое – население растет, строится, производит, и нагрузка на электросети будет возрастать. Как сделать так, чтобы «Черноморэнерго» шло вровень с этой ситуацией?

– Для того чтобы решить эту проблему, нужно проводить комплекс мер, и не только в рамках энергетической системы. Если удастся решить ряд вопросов посредством каких-то других ресурсов (газ, энергосберегающие проекты и др.), то вполне возможно, что мы могли бы частично разгрузить наши сети. В любом случае все мы должны осознавать, что энергетика – это система жизнеобеспечения государства и что без нее говорить о каком-то развитии, в том числе экономическом, не представляется возможным.

Любой новый завод, гостиница, продуктовый магазин и т.п. запитан электроэнергией и должен получать необходимую мощность для своих нужд. В связи с этим объем потребляемой электроэнергии в республике растет ежегодно. Государство строится, развивается, но при этом параллельно должна обновляться и энергосистема. Исходя из этого, нужно провести комплекс масштабных мероприятий, таких, как минимизация потерь в сети, чтобы энергохозяйство могло выдерживать повышенные нагрузки, восстановление старых и строительство новых объектов, чтобы мы получали столько электроэнергии, сколько потребуется.

– Можно ли проводить реконструкцию поэтапно? Например, в этом году привести в порядок электропитание столицы, прилегающих Сухумского и Гулрыпшского районов. Далее – других регионов, чтобы в течение нескольких лет решить проблемы с электричеством раз и навсегда.

– Любые работы в энергетических системах и так проводятся поэтапно. Вопрос лишь в возможностях их финансирования. Не исключая поэтапных работ, мы должны выполнять и первоочередные задачи. Это, прежде всего, доведение электроэнергии до наших населенных пунктов, городов и районов. Для того чтобы у нас была такая возможность, нам нужно сосредоточиться на реализации такого проекта, как строительство новой высоковольтной линии 220 от перепадной ГЭС-1 до подстанции Сухум-220. В этом случае вопрос энергетической безопасности в нашей стране частично может быть снят.

– Уже двадцать с лишним лет в нашей республике существует проблема с электроэнергией. В чем причина? ИнгурГЭС не может выработать необходимое количество энергии для Абхазии, или линии, опоры, трансформаторы не выдерживают нагрузки?

– К сожалению, у нас нет полной информации по энергетической отрасли республики. Так получилось, что в течение 20 лет у нас нет собственного учета как произведенной, так и распределенной электроэнергии ни на ИнгурГЭС, ни на перепадной ГЭС-1. Только после проведения полной инвентаризации и получения данных в энергосистеме мы можем совершенно четко планировать политику в энергетической отрасли.

Пока ситуация такова, что приходится заниматься устранением аварий, неполадок либо других возникающих проблем. Хотя даже в таком положении мы умудряемся проводить профилактические работы на объектах.

– Ясно, что со своими денежными ресурсами нам будет сложно проводить реконструкцию малых электростанций, приобретать необходимый материал. Кого можно привлекать на помощь, на каких условиях?

– Каждый частный случай имеет свою специфику. Мы не должны забывать о том, что любой инвестор руководствуется своей коммерческой выгодой. Вспомним при этом, что у нас есть свои государственные активы. Это прежде всего гидроэлектростанции, которые сегодня не в рабочем состоянии, но они есть. Мы должны применить современный подход при оценке этого имущества, что впоследствии нам облегчит возможность проведения переговоров с потенциальными игроками, которые готовы восстанавливать эти станции. Даже сейчас происходят определенные контакты. В случае достижения конкретных договоренностей мы обязательно проинформируем общественность.

– Что можете сказать относительно СухумГЭС?

– Имущественный комплекс СухумГЭС находится в хозяйственном ведении «Черноморэнерго». Существует контракт между РУП «Черноморэнерго» и коммерческой структурой ООО «СухумГЭС». В настоящее время Генеральной прокуратурой проводится проверка деятельности РУП «Черноморэнерго». Скорее всего, государственными органами будут приняты какие-либо решения. Моя задача как руководителя, согласно законодательству Республики Абхазия, – действовать в рамках этих принятых решений.

– Что нужно сделать, чтобы население и организации исправно платили за потребляемую электроэнергию?

– Если пойти от общего к частному, то желательно улучшить благосостояние населения страны. Что же касается тактических действий, то, бесспорно, введение автоматизированного учета абонентов (счетчиков) дает свои результаты. Всем должно быть понятно, что полученные от абонентов финансовые средства идут на поддержание и развитие энергетической отрасли. В силу своих возможностей мы выполняем свою работу и стараемся делать это качественно. Но отмечу, кстати, что наше население зачастую не информировано о том, какие работы проводятся энергетиками для того, чтобы подать свет и тепло в дома.

– А как вы думаете, сможем ли мы отменить плату за электроэнергию?

– При той катастрофической ситуации, в которой находится наша энергетическая отрасль, об отмене тарифов не приходится говорить. В случае получения полной информации о том, чем обладает наша страна в энергетической отрасли, в случае реабилитации гидроэлектростанций на всей территории республики, а также применения альтернативных источников получения электроэнергии у нас появится возможность регулировать цены на электроэнергию с учетом благосостояния граждан.

Мы все должны осознать главное: энергосистема – это собственность народа, наше с вами достояние. И в случае, если мы не сможем эксплуатировать ее сами, она может оказаться в чужих руках, а это скажется и на тарифах, и на безопасности нашего государства.

Интервью взял Юрий КУРАСКУА


Номер:  31
Выпуск:  3208
Рубрика:  экономика
Автор:  Интервью взял Юрий КУРАСКУА

Возврат к списку