Рубрики

Рецепт экономического чуда –  упорный труд, интеллект и инновации 04.03.2015

Рецепт экономического чуда – упорный труд, интеллект и инновации

Актуальная тема

Государство как стимул развития аграрной отрасли. Именно под таким углом рассматривают роль государства представители Абхазской ассоциации аграриев. Сельскохозяйственная тема сегодня у всех на устах. И чем ближе весна, тем горячее дискуссии. Обсуждают перспективы Абхазии с точки зрения ее сельскохозяйственной составляющей – и на совещании у Президента, и в кулуарах Кабинета Министров, и в Народном Собрании, и в кофейнях и, в конце концов, просто на улицах.

Престижно ли развивать аграрный сектор? XXI век на дворе… Что может предложить Абхазия миру? Хватит ли у нас ресурсов, терпения, сметки? Откуда ждать помощи? На что делать ставку?

Вопросов много, и все меньше времени на раскачку, потому что надо решаться – и решаться прямо сейчас. Пришла пора для глубинной модернизации сельского хозяйства Абхазии.

Об этом мы говорим с главой Ассоциации аграриев Абхазии, предпринимателем Джемалом Эшба. Соотечественники помнят его в качестве министра сельского хозяйства (на этом посту Д. Эшба работал в 2001-02 годах). Да и сегодня почти все проекты, которые он реализует как предприниматель, связаны с сельским хозяйством. – Джемал, известно, что вы сторонник масштабной модернизации сельскохозяйственной отрасли. Однако у вас есть и оппоненты, которые к перспективам развития аграрного сектора относятся без энтузиазма, считают сельское хозяйство делом непрестижным, говорят прямо: у Абхазии должен быть иной путь (но при этом мы еще не знаем – какой именно). Что же касается курортов, сервиса, сельского хозяйства – все это для них трудоемко, затратно, рискованно, и вообще надо заниматься чем-то более возвышенным, солидным. Когда я слушаю такие разговоры, то жалею, что деревья с плодами в виде денежных банкнот – утопия.

– Подобные разговоры, как правило, ведут очень далекие от экономики и вообще от реального дела люди. Они знают «самый простой» путь решения сложнейших проблем исключительно потому, что никогда ничего сами не делали.

Стоит проанализировать, каким образом богатейшие страны мира стали таковыми, как все становится на свои места: самые богатые страны «вырастили» свои капиталы не в сказочном горшочке, которому стоит только приказать «Вари!», а в садах, на полях, плантациях и фермах. Рецепт экономического чуда, стремительного взлета целых народов в XX веке – это упорный труд, интеллект и инновации.

Вот и для маленькой в международном масштабе Абхазии наступило время делать выбор – идти по пути, уже проторенному множеством процветающих стран, или продолжать сомневаться. Прежде всего нам надо отказаться от вводящих в заблуждение догм: мелкий фермер страну не накормит!

Кроме того, мы неэффективно используем один из самых ценных ресурсов – ВРЕМЯ, не успеваем вписаться в контекст экономических трансформаций. То есть мы предпочитаем оставаться в советском историческом контексте и при этом пользоваться благами XXI века.

– Насколько я знаю, вы постоянно изучаете и анализируете мировой опыт – всесторонне, и сравниваете возможности Абхазии с ресурсами других стран.

– Судите сами: сравним территориальные возможности сегодняшней Абхазии с тем, чем располагает Израиль. У них 430 000 га сельскохозяйственных земель, у нас до 250 000 га – и при этом у нас еще прекрасные возможности – природная вода для полива. На 430 тысячах гектарах израильтяне выращивают продукцию на семь миллиардов долларов. А у нас, по данным ГТК РА, только в 2013 году было ввезено 3 740 тонн картофеля, 703 тонны моркови, 5 000 тонн кукурузы, 400 тонн фасоли, более 4 000 тонн мяса и мясных продуктов (включая мясо птицы), 2 000 тонн молочных продуктов, около 3 миллионов литров молока. Весь этот объем продукции мы могли бы произвести сами на 400 – 450 гектарах, то есть на одной пятой земли, которой мы сегодня располагаем.

Ныне в обществе зреет понимание, что в условиях, когда аграрная отрасль открывает перед нами широкие перспективы, необходима ее масштабная модернизация. Мы получили возможность участвовать в процессе импортозамещения на российском продовольственном рынке. Интерес к продукции из Абхазии проявляют как крупные частные компании, так и департаменты продовольственного рынка крупных городов и другие подобные государственные структуры. Но все они заинтересованы в крупных объемах (овощей, к примеру, не меньше 2 000 тонн). Кроме того, такое сотрудничество обязывает к безусловному соблюдению сроков поставок и гарантированному качеству продукции. У нас же на сегодня дисциплина поставок не отработана. Мы даже психологически к этому не готовы. Но ничего не поделаешь, придется сразу соответствовать всем требованиям – без подготовки и «репетиций». Чтобы обеспечить все эти условия и наша продукция могла конкурировать на рынке, нужно, чтобы выстроенная цепочка – высокоэффективное производство – высокотехнологичная переработка – сбалансированная система реализации с использованием логистики и других современных подходов – работала, как швейцарские часы.

Учитывая современные общемировые тенденции (приходится принимать их как данность), мы должны выстроить собственную, экономически выгодную модель взаимоотношений, в структуре которых агропромышленному сектору будет отведена доминирующая роль. На все это нам отводится меньше года! Не успеем, значит, нашу нишу займут другие! Но мы обязаны успеть. У нас есть пример множества стран – и Соединенные Штаты Америки, и Канада, и Испания, и Франция, и Англия, наконец, занимают ведущие позиции в мировых рейтингах благодаря высокой рентабельности сельскохозяйственной отрасли. В тех же США приоритетными, обеспечивающими мощь страны являются идеологическая и продовольственная доктрины, и только потом уже военная.

– То есть без поддержки государства не обойтись?

– Это безусловно! Но и здесь нам придется менять психологию. Ведь, согласитесь, в нашем сознании укоренилось, что в поддержке государства нуждаются исключительно социальные и культурные проекты. Что же касается поддержки бизнеса, то мы по инерции считаем подобные вложения малоэффективными. И при этом не задумываемся, каким образом государство может предоставить нам рабочие места с достойной заработной платой. То есть мы отказываемся признавать взаимосвязь между инвестициями государства в производственные мощности, созданием высокоэффективных производств и прогресса в государстве в целом. Ведь прибыль от работы производств будет направляться и на дальнейшее развитие промышленности, и в другие нуждающиеся в финансовой подпитке сферы. И все это реально, многократно проверено мировой практикой. И у нас тоже все это возможно.

Чтобы ни у кого не возникло чувства, что мы говорим о несбыточных вещах, сообщу: мы уже завезли в Абхазию несколько современных и весьма дорогостоящих сельскохозяйственных комплексов. Они приобретены правительством Абхазии. Один из них будет размещен в Очамчырском районе. (Кстати, стоимость оборудования, которое необходимо нам для эффективной работы, исчисляется в суммах от 25 тысяч до 150 тысяч долларов США.) Так вот, этот «интеллектуальный колосс» способен убирать овощи на площади 50 гектаров, сортировать, выполнять операции по самоочистке бункера и, наконец, перегружать готовый к отправке продукт в подготовленный для этого транспорт.

На этом комплексе будут работать 12 человек – целая бригада. Сейчас они проходят специальную подготовку. Разве можно назвать непрестижной и неинтересной работу на такой мощной интеллектуальной машине? И зарплата оператора комбайна будет не меньше 30 тысяч рублей.

Еще раз подчеркну, что только большой объем продукции и правильное распределение ресурсов сделают аграрную отрасль рентабельной. А для этого от государства мы ждем не только финансовой поддержки, но и соответствующих шагов в законодательной сфере.

Тут будет кстати пример из американской истории. В 1933 году президент США Теодор Рузвельт подписал два закона, которые, по сути, и стали катализатором развития аграрной отрасли. Простые на первый взгляд документы… Первым была рефинансирована фермерская задолженность, а второй определял критерии государственной поддержки и предусматривал государственный контроль за объемом производства.

Что же касается нашей, абхазской, почвы… Мы ждем от правительства пакет документов, содержащий и Долгосрочный план развития аграрной отрасли, и Государственную программу развития сельского хозяйства и, наконец, Доктрину продовольственной безопасности.

Важно, чтобы в этих документах были предусмотрены и прописаны детально критерии распределения господдержки, основанные на принципе социальной значимости отрасли, в частности механизмы страхования сельскохозяйственной деятельности, дотирования и – непременно – кредитования как самих сельхозпроизводителей, так и желающих инвестировать в аграрную отрасль. Это очень важный момент – и в первую очередь для стимулирования инвестиционной деятельности.

Пользуясь случаем, напомню, что у нас в истории есть пример законодательной поддержки аграриев. В 1996 году, когда был принят Закон «О плате за землю» (от 7 февраля 1996 года, № 243-с), Президент Владислав Ардзинба лично настоял на статье 24 в разделе VI «Использование средств». В ней оговаривалось, что «земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой. Используются исключительно на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель, повышению их плодородия и восстановлению испорченных земель, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование. Оговаривались в статье и нормативы расходования средств. В частности, средства, поступающие от взимания налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, должны были расходоваться на указанные в статье цели – только для нужд владельцев и пользователей сельскохозяйственных земель. Не использованные в течение года остатки средств не изымаются и направляются по целевому назначению в следующем году.

На мой взгляд, это очень полезная и важная статья. Тем более в наших условиях, поскольку у нас сельхозугодья принадлежат административным органам на местах, в частности сельским администрациям. Было удобно, что при формировании бюджета средства направлялись на нужды того или иного сельхозпроизводителя, землепользователя отдельной строкой. Фактор субъективности был исключен.

Однако статья 24 Законом РА от 12 июля 2006 года (№ 1404-с-XIV) была приостановлена. С тех самых пор сельхозпроизводителю приходится просить поддержки у государства, представлять обоснования. А в итоге село за девять лет не дополучило более 300 миллионов рублей…

Надеюсь, что в обновленных документах будут учтены и фактор сегодняшней экономической целесообразности, и уроки прошлых лет.

– Спасибо за разговор.

Беседовала Юлия СОЛОВЬЕВА


Номер:  23
Выпуск:  3200
Рубрика:  экономика
Автор:  Беседовала Юлия СОЛОВЬЕВА

Возврат к списку