Рубрики

Оранжевая лихорадка на Псоу 08.12.2014

Оранжевая лихорадка на Псоу

Цитрусовая страда: лабиринты мандаринового сезона

По данным Министерства сельского хозяйства Республики Абхазия, в нынешнюю цитрусовую страду планируется заготовить 30 тысяч тонн оранжевых плодов. На сегодня вывезено в Россию около 10 тысяч тонн, что на 3 тысячи тонн больше прошлогоднего показателя. Пик сезона еще впереди – он приходится на вторую половину декабря. Пресс-служба Сочинской таможни подтверждает, что в предновогодние дни спрос на цитрусовые плоды возрастает. В это время из Абхазии поступает до 700 тонн мандаринов в сутки. За прошлогодний зимний период – октябрь-февраль – сочинские таможенники оформили более 38 тысяч тонн сельхозпродукции из Абхазии.

Осень – это традиционное время сбора урожая цитрусовых, фейхоа и хурмы, которые направляются через российско-абхазскую границу для реализации на российском рынке. С конца октября этих фруктов в Россию ввезено более 3000 тонн, что на 1,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

…Тёплый солнечный день декабря не давал ни малейшего намёка на приход зимы в Абхазию. Приближение новогодних праздников предвещала лишь суета на мосту через реку Псоу, которая в это время становится руслом ярко-жёлтого душистого потока – к праздничным столам россиян везут мандарины. В этот день, несмотря на пик мандаринового сезона, на таможенном посту МАПП «Адлер» Сочинской таможни был идеальный порядок: не стояли в очереди машины на автомобильном мосту, не было хаотичного движения и на пешеходной дорожке. И лишь вдалеке я увидела импровизированную тачку, на которой пожилая женщина, согнувшись от тяжести, везла упаковки разнообразных продуктов из России. Я подошла к ней и представилась. Её смутил мой диктофон, она насторожилась. Отвечала с опаской, даже не назвала своего имени.

– Я вывезла мандарины и купила продукты. Правда, сочинские пограничники ругают нас за тачки, но потом жалеют и пропускают. Таможенники тоже нас пропускают, но не даром. Тачками мандарины уже редко возят, продать трудно на границе, да и цены нет хорошей. Денег мне остаётся совсем мало – ведь товар не из собственного сада, а покупной…

За разъяснением ситуации я обратилась к старшему таможенному инспектору смены Тамазу Чанба. Вот что он рассказал:

– Поток тачек уменьшился по разным причинам. Во-первых, после ввода в эксплуатацию нового российского терминала к пункту пропуска и таможенному посту стали предъявляться высокие требования, в том числе был наложен запрет на перевозку сельхозпродукции тачками. Кроме того, раньше так называемые тачкисты продавали свой товар на казачьем рынке в посёлке Весёлом, а сейчас рынок закрыли, и они столкнулись с определёнными трудностями: покупателей мало, милиция не разрешает продавать на дороге. Таким образом многие перекупщики лишились своего бизнеса. Грузовые машины пропускаются чётко: документы оформляются, пошлина взимается, никаких проволочек нет.

Пресс-служба Сочинской таможни пояснила, что цитрусовые являются скоропортящимся продуктом и оформляются в первоочередном порядке. Россия применяет в отношении абхазской продукции режим свободной торговли, аналогичный тому, который используется со странами СНГ. Таможенные пошлины с этих товаров не взимаются, применяются только внутренние налоги.

Нормы ввоза товаров для личного пользования остались без изменения. Существует действующее Соглашение «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском». Согласно этому документу граждане могут ввезти на территорию Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин и налогов товары стоимостью в эквиваленте до 1500 евро и весом не более 50 килограммов. При превышении стоимостных или весовых норм декларирование товаров осуществляется в письменной форме с уплатой таможенных пошлин по единой ставке – 30% от таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм.

Долгое время инфраструктура российского таможенного поста позволяла работать лишь по временной схеме. Думаю, все жители Абхазии помнят, что в качестве помещений для функциональных подразделений поста служили вагончики, отсутствовали водоснабжение, канализация, отопление. На посту постоянно отключали электроэнергию. Ситуация изменилась в середине марта 2012 года после долгожданного ввода в эксплуатацию автомобильной части МАПП «Адлер». Площадь обновлённого пункта пропуска увеличилась в 16 раз, а пропускная способность автотранспортных средств – в 3 раза. Сейчас автомобильный пункт пропуска оснащён крытыми боксами углублённого досмотра легковых и грузовых автомобилей, холодильными камерами, необходимой погрузочно-разгрузочной техникой. Инфраструктура и техническая оснащённость новой автомобильной части пункта пропуска соответствует всем необходимым требованиям для полноценного проведения государственного контроля со стороны служб. Думаю, что герой кинофильма «Белое солнце пустыни» таможенник Верещагин сегодня был бы доволен и не сказал бы: «Я мзду не беру, мне за державу обидно».

…Оживлённо было на рынке, разместившемся неподалёку от КПП «Псоу». Торговали там различной сельхозпродукцией, но основным товаром были мандарины. Цены на них были разными в зависимости от качества – от 25 рублей и выше. Перекупщики преграждали машинам путь прямо на трассе, чтобы опередить конкурентов. Некоторых продавцов не устраивали их цены, и они парковали свои автомобили у рынка в ожидании более «жирных» клиентов. Стояли там и российские машины, владельцы которых закупали лишь отборные мандарины.

– Сейчас пользуется спросом продукция, имеющая товарный вид, – говорит предприниматель из Ростова Сергей Новиков. – Правда, она обходится дороже, но зато быстро реализуется. А к Новому году пойдёт всё, какой праздничный стол обходится без мандаринов, особенно абхазских?

Действительно, бренд «абхазские мандарины» за последние годы приобрёл большую популярность в России. Кроме вкусовых качеств в них ценят и то, что они не изобилуют химикатами.

Встретила я на этом рынке женщин из Донецкой области. Они выехали в Сочи из зоны боевых действий. Чтобы хоть как-то выжить, занимаются торговлей мандаринами – сдают цитрусовые плоды в различные торговые точки Адлера и Сочи. С раннего утра дежурят на трассе в селе Цандрипше, чтоб подешевле купить товар, так как перевозка и транспортировка также влияют на его себестоимость. Я поинтересовалась, не препятствуют ли российские пограничники проезду их импровизированного транспорта?

– Конечно, мы понимаем, что такой нецивильный способ перевозки не уместен для пограничного терминала, – говорит Нина Каламейчук, – но сегодня для нас это единственный способ заработать деньги. Сдаём мандарины по разным ценам: на сочинском рынке цены от 60 до 80 рублей, в некоторых супермаркетах – от 100 до 130 рублей. А в Олимпийском парке их цена доходит и до 180 рублей за килограмм.

Действительно, мне рассказали, что там сидит пожилой человек, который повесил вывеску «Абхазские мандарины» и бойко торгует ими. Там они пользуются большим спросом, несмотря на высокую цену. Да, парк ведь не простой, олимпийский!

А в интернет-сайте «Водовоз. RU» так называемый чистейшей воды супермаркет предлагает абхазские мандарины по 260 рублей за килограмм. Это, безусловно, весьма приятно, что нашу продукцию ценят так высоко. Но почему она у нас продаётся буквально за копейки, почему труд земледельца так обесценен?

– Транспортные расходы, пошлины, налоги влияют на себестоимость мандаринов, – поясняет министр сельского хозяйства Рафик Отырба. – Поэтому необходимо строить централизованные пункты приёма, чтобы облегчить людям реализацию цитрусовых плодов, иначе эта отрасль окажется заброшенной. Крестьянин не станет производить продукцию, которую не сможет выгодно продать. Иначе наш бренд «абхазские мандарины» исчезнет с российских прилавков.

Русудан БАРГАНДЖИЯ

Сухум-Псоу-Сухум


Номер:  132
Выпуск:  3166
Рубрика:  экономика
Автор:  Русудан БАРГАНДЖИЯ

Возврат к списку