Рубрики

19.11.2014

Наш взгляд на некоторые проблемы переходной экономики

Студенты АГУ предлагают

Нынешняя социально-экономическая ситуация в республике сложна и непредсказуема.

Новая власть пользуется в настоящее время большим кредитом доверия среди населения и уверенно заканчивает реформирование организационной структуры управления и формирование Кабинета Министров.

Мы, студенты АГУ, с большим вниманием следим за происходящими событиями, обсуждаем актуальные проблемы, по ряду сложных вопросов обращаемся за консультацией к нашим преподавателям, но, если говорить откровенно, не всегда получаем устраивающие нас ответы, поскольку в жизни много противоречий, а происходящие события зачастую не подвергаются логическому осмыслению. А ведь мы через год с небольшим станем дипломированными специалистами и самостоятельно должны будем решать вопросы укрепления нашей независимости.

Хотим обратиться к некоторым проблемам, на которые невозможно дать однозначные ответы.

Недавно нас буквально охватил шок от пространной статьи, опубликованной в газете «Комсомольская правда» под рубрикой «Беспокойные соседи». Аршинными буквами на всю полосу следовал сенсационный заголовок «Абхазы, как и украинцы, не простили своему президенту воровства». Как же так?

Нашего законно избранного экс-президента бездоказательно обвинили во всех смертных грехах – в пособничестве наркобизнесу, связях с грузинами и т.д. И все это без суда и следствия. А как быть с нашей Конституцией, которая гласит: «Личность Президента неприкосновенна. Честь и достоинство Президента охраняются законом» (статья 63 Конституции РА)?

Дальше последовали события, которые уму непостижимы. Многочисленные сторонники экс-президента как в рот воды набрали. Полная тишина. А ведь недавно сторонники Анкваб утверждали: правильно даем гражданство, открыли мосты, КПП поставили… (Мы-то сегодня вообще цивилизованное демократическое государство, почему КПП должно быть через брод?) Затем это мнение кардинально меняется, и многие тут же начинают поддерживать тесный союз с Россией и укрепление грузино-абхазской границы.

Экс-президент уверенно заявлял: «Процесс паспортизации жителей Галского района никто не остановит, и мы категорически будем пресекать попытки помешать этому процессу». Но нашлись силы, которые не только остановили, но и отменили незаконно выданные паспорта. Поистине человек предполагает, а Бог располагает…

Позже наступило всеобщее прозрение, как говорится: «Умная мысля приходит опосля».

Сейчас много разговоров о проекте нового Договора между Россией и Абхазией. Но мы хотим поговорить о другом – об общественно-политическом Договоре между кандидатами в президенты, подписанном между всеми четырьмя претендентами на высший пост страны. Согласно этому документу, предусматривается подготовка и утверждение многочисленных программ, концепций и доктрин. Намеченные сроки нереальны, да и выполнить их, как нам кажется, некому. К тому же если подсчитать, сколько средств необходимо на практическую реализацию намеченных мероприятий, то вновь упремся в проблему финансирования.

Несколько конкретных замечаний. Так, в §1 предлагается установить уголовную ответственность за действия по пересмотру Конституции. Но гарантом соблюдения этого документа является наш Президент.

Борьба с коррупцией – весьма сложная задача. Если обеспечить полную независимость Контрольной палаты, то от этого коррупция усилится (§7). Какую категорию чиновников следует заставить заполнять декларацию – всех или только руководителей?

Вот наша редакция:

С 1.01.2015 года необходимо производить декларирование доходов. Для этого не нужно создавать институт декларирования, достаточно одного нового отдела при налоговой инспекции, который занимался бы декларированием доходов. Допустим, тот, у кого свыше 150 тыс. руб. годового дохода, должен заполнить декларацию. Для предпринимателей следует установить другую планку. Это обстоятельство повысило бы ответственность за налоговые сборы и ответственность налогоплательщика.

О языке (§14). С первого января 2015 года предполагается перевод всего документооборота на государственный язык. В Договоре предусматривается 2019 год. Почему такая нестыковка?

В §15 «Гарантии неприменения силы» отмечается: «Применение насилия, а тем более оружия… неприемлемо». Как же так? Такое деяние подпадает под статью Уголовного кодекса РА.

Имеются и другие замечания.

Если говорить откровенно, мы убеждены, что вместо генпланов, программ и доктрин необходимо в первую очередь разработать стратегию государства по отношению к гражданам РА. Ведь люди – это ресурсы, которые не имеют цены. Без них все остальное не имеет смысла. К сожалению, в последние годы, как нам, молодым, кажется, политикой стали заниматься некоторые специалисты, которые идут во власть с целью решать свои проблемы. В результате нет государственной стратегии по сохранению человеческого ресурса – людей.

Еще об одной проблеме. Ничем иным как преступлением против государственности нельзя считать формирование такой банковской системы, которая полностью оторвана от производства и производителя. Кому дали многомиллионные кредиты? Может, они пошли на развитие малого бизнеса? Чиновники даже стесняются сказать кому что дали. Но страна должна знать своих «героев»?

Безотлагательное реформирование следует произвести и в налоговой системе. Она в настоящее время направлена на разорение производителя и обнищание народных масс, поскольку способствует развитию теневой экономики, развивающейся за счет приписок, создания подпольных производств, спекуляций. Более того, эта так называемая налоговая система направлена на то, чтобы превратить поголовно всю страну в преступников, а преступник – раб, им легко управлять. Этот факт перечеркнул многие демократические преобразования в нашей стране.

Недавно Премьер-министр Б.Бутба, выступая по Абхазскому телевидению, обещал подготовить программу социально-экономического развития республики в течение полугода. Такая программа должна быть составлена на пятилетку, т.е. на 2015 – 2019 годы и представлена на утверждение Президенту. Считаем также необходимым провести диагностический тест членов Кабинета Министров. Все министры, председатели Комитетов и руководители центральных госорганов управления в течение одного месяца должны на 3-4 страницах в тезисной форме предоставить свое видение развития отрасли на пятилетку. При этом если Концепция – это общая идея развития, то Программа – план намеченной деятельности, изложение основных целей и задач социально-экономического развития.

В работе должны принять участие все сотрудники аппарата. Затем Премьер-министр и вице-премьеры должны сверстать проект Программы и представить для всеобщего обсуждения. Поставленные перед правительством задачи должны быть обозначены в виде конкретных цифр: сколько будет создано рабочих мест, на сколько увеличится бюджет, ВВП, производительность труда и другие основные количественные и качественные показатели. И тогда мы конкретно столкнемся с другой проблемой – отсутствием реальной статистики. Нам известно, что еще в 1998 году АГУ представил проект Программы, которая называется «От плана к рынку», которая была утверждена на 2000 – 2010 годы. Раздел «Реорганизация органов статистики и учета», в частности, предусматривал внедрение в практику системы национальных счетов (СНС). Эта реорганизация не проведена.

Задайте статистикам элементарные вопросы: каков уровень безработицы, сколько легковых машин на 1000 человек мы имеем в республике, какова производительность труда по отраслям?

Стоимость основных фондов значительно занижена, а реальная прибыль зачастую руководителями не показывается с целью уклонения от уплаты налогов. А как можно рассчитывать ВВП, не ведя статистических наблюдений? Так что наши руководители не смогут определить путь вперед, не располагая точной информацией. На реформирование статистики нужны капитальные вложения и дополнительные штаты, тогда дело сдвинется с места.

Недавно в Москве мы приобрели сборник «Россия в цифрах 2013 год». Каких только там разделов нет: национальное богатство, природные ресурсы, уровень жизни, труд, приватизация, малое предпринимательство, деловая активность и т. д. Мы поняли, насколько отстаем от современных требований. Кстати, переводить статистику в подчинение министра экономики ни в коем случае нельзя! Это приведет к негативным явлениям, надо исправить это положение.

Недавно гуляли с подругами по набережной Махаджиров. Зашли в кафе «Чегем» выпить чаю. И было приятно узнать, что там работают три наших репатрианта из Сирии на правах аренды. А почему бы такую практику не внедрить и другим малым предприятиям по всем отраслям? А государству надо материально поощрять такие фирмы. Но беда вся в том, что никто не занимается развитием малого бизнеса. Рыночная экономика в других странах основана на частной собственности, свободе выбора и конкуренции. А у нас нет ни того, ни другого. Если появится толковый предприниматель, все делается для его дискредитации. Мы убеждены, что для начала надо создать Управление малого бизнеса при Министерстве экономики, которое занималось бы инструктивной и методической работой, распределяло бы госзаказы, представляло бы предложения по снижению налогов тем организациям, которые выполняют сложную работу. В этом заключается регулирующая роль государства.

И еще об одном. Хотелось бы рекомендовать создание межведомственной комиссии при Кабинете Министров по реализации среднесрочной Правительственной программы на 2015 – 2019 годы. В нее должны войти главы администраций районов, ученые, члены Парламента и т.д.

В самой Программе основными направлениями должны явиться:

1. Национальная безопасность и оборонная доктрина РА;

2. Укрепление правопорядка и борьба с коррупцией;

3. Агропромышленный комплекс и развитие малого туризма;

4. Развитие и поддержка малого бизнеса;

5. Интеграция экономики Абхазии в Северокавказский регион и Юг России;

6. Развитие топливно-энергетического комплекса и транспортной инфраструктуры.

Новый курс должен быть направлен на укрепление производственной, финансовой, технологической дисциплины во всех отраслях Абхазии. А для этого нужна политическая воля. Что касается проекта Программы социально-экономического развития Республики Абхазия на 2015 – 2019 годы, то нам и нашим друзьям хочется принять непосредственное участие в её разработке. Конечно же, нам нужны помощь и советы наших старших и обеспечение соответствующей литературой.

Диана МАТУА, Хибла БГАНБА, студенты 4-го курса экономического факультета АГУ


Номер:  126
Выпуск:  3160
Рубрика:  экономика
Автор:  Диана МАТУА, Хибла БГАНБА, студенты 4-го курса экономического факультета АГУ

Возврат к списку