Рубрики

Миграционная служба: факты, проблемы, суждения 17.11.2014

Миграционная служба: факты, проблемы, суждения

Гастарбайтер с гепатитом – это реальность

Миграционная служба Республики Абхазия за пять лет существования зарегистрировала более 14 тысяч гастарбайтеров из стран ближнего и дальнего зарубежья. Проведём небольшое статистическое исследование: с 2011 по 2012 год было выдано 2896 разрешений на работу, в 2013 году – 3670, а в этом году – 2500 (причина снижения – Олимпиада в Сочи). С февраля 2011 года по сентябрь 2014 года в бюджет сдано только за эти разрешения 33.714 тысяч рублей. За весь период после создания службы Абхазия приняла трудовых мигрантов из 13 стран: из Узбекистана – 5210 человек, России – 844, Армении – 699, Турции – 464, Киргизии – 267, Украины – 263, Азербайджана – 10, Китая – 6, Греции– 4, Германии – 2, Индии – 1, Эстонии – 1 и Латвии –1.

Что это за слово – гастарбайтер? Это немецкое слово употребляется во всех развитых странах и означает следующее: трудовые мигранты или специалисты из-за рубежа, выполняющие не пользующуюся популярностью работу и компенсирующие недостаток в рабочей силе и специалистах. Гастарбайтер приезжает к нам из другого государства на временную работу с конкретной целью – заработать деньги. И ежемесячно каждый из них отправляет на родину от 25 до 30 тысяч рублей. И если умножить эти числа на 14 тысяч, то получится весьма весомая сумма для нашего бюджета. А ведь эти деньги могли остаться в Абхазии.

О проблемах в работе Миграционной службы РА рассказывает её руководитель, генерал-майор, кавалер ордена Леона Владимир Георгиевич Аршба:

– Наша служба – молодая. Она была создана в октябре 2009 года Указом Президента РА Сергеем Багапш. Службу с первых дней возглавляю я. Заместителем был назначен Евгений Сангулия. Вместе с бухгалтером наш коллектив состоял из трёх человек. В 2010 году штат увеличился, к нам пришли 10 молодых юристов, и весь год мы занимались подготовкой правовой базы. Мы не стали слепо списывать российский закон ФМС, а изучили опыт миграционной работы многих стран и выбрали то, что более приемлемо для нашей республики. Создание нашей службы было обусловлено тем, что после признания Россией Республики Абхазия в нашей стране стали появляться гастарбайтеры. Иностранная рабочая сила составила местным большую конкуренцию. Работали мы, ссылаясь на Положение о Миграционной службе, подписанное Президентом. По закону наша служба не может существовать в отрыве от паспортно-визовой. Поэтому было решено объединить их к началу Олимпийских игр в Сочи и перевести нас в ранг министерства. Однако возникли определённые препоны в решении этой проблемы. И первая из них – отсутствие помещения. Мы размещаемся в здании, принадлежащем Минобразования. На всех уровнях поднимался этот вопрос, но по сей день, как говорится, воз и ныне там. Первоначально мы были в подчинении Президентской службы, но в 2011 году с приходом новой власти нас стал курировать Кабинет Министров. Статус нашей службы был опущен на самый минимальный уровень: штаты (130 человек) сократили наполовину, урезали и лимит на бензин. А о создании миграционных структур на границах с Россией и Грузией не могло быть и речи. Поэтому мне пришлось сотрудникам, проживающим недалеко от границ, дать разрешение не приезжать ежедневно на работу в Сухум, а работать там, чтобы сэкономить им средства.

Таким образом можно сказать: Миграционная служба РА в последние годы не служила Абхазии, а выживала. Но и при таких условиях работы за эти годы она пополнила бюджет государства на 36,6 миллиона рублей. И это при том, что у Миграционной службы нет сил и возможностей охватить весь поток гастарбайтеров, заезжающих в республику. Об этих проблемах уже известно новому руководству Абхазии, которое пообещало разобраться и решить их. И это очень важно. Сегодня в мире миграционные службы – одни из самых необходимых и востребованных структур, которые защищают интересы государства. Во всех странах идёт ужесточение миграционного контроля в связи с борьбой с терроризмом и биологическим оружием – вирусами. Известно, что разрешение на работу гастарбайтеры получают на полгода или год после прохождения проверки в Службе госбезопасности и медицинского обследования. Они должны сдать анализы на такие опасные заболевания, как гепатит, сифилис, туберкулёз и СПИД. По закону больные этими болезнями иностранцы подлежат немедленной депортации из страны, так как несут прямую угрозу здоровью и жизни жителей Абхазии.

– Наши сотрудники их выдворяют, – продолжает В.Аршба. – Однако они могут вернуться через день, раствориться в толпе и работать нелегально. А у нас нет ни одной службы, которая контролировала бы этот процесс. И если нам удаётся их выловить, то мы применяем к ним штрафные санкции и опять депортируем из Абхазии. Был случай, когда мы выдворили гастарбайтера с запретом въезда в Абхазию на пять лет, а через месяц случайно выловили его. Он рассказал, что вернулся и работал нелегально. Мы его оштрафовали и опять выслали из страны. Ведь гастарбайтеры имеют право въезжать к нам без визы, так как со странами СНГ у нас безвизовый режим. И никто их передвижение не контролирует.

Так что же получается, гастарбайтеры – наши соотечественники? В этом вопросе, наверно, нужно делать акцент политический. Россия, например, считает соотечественниками жителей тех государств СНГ, которые имеют с её гражданами языковую и культурную общность. А нынешние трудовые мигранты – это молодые люди, выросшие в постсоветское время и зачастую не владеющие русским языком. Они – иностранцы. И поэтому они получают визы для въезда в Россию. А к нам они въезжают из России без виз, так как у нас в республике для граждан СНГ принято именно такое политическое решение. Поэтому ответить на поставленный вопрос сегодня очень сложно.

Вернёмся к штрафным санкциям. На сегодняшний день они применяются не только к отдельным лицам за нелегальную работу, но и к организациям, в которых они работают. За каждого нелегала фирма платит от 80 до 120 тысяч рублей, а сам гастарбайтер штрафуется суммой от 7.800 до 9.800 рублей. Поэтому некоторые предприятия прячут нелегальных мигрантов, чтобы не платить такие большие штрафы.

– Мы предлагали освободить госучреждения от уплаты государственной пошлины за использование иностранной рабочей силы, – говорит глава абхазской Миграционной службы, – так как это нецелесообразно. Например, больница просит дать разрешение на работу врача-специалиста, в котором она нуждается. И она должна заплатить за это нам. Но эти деньги ведь тоже государственные. Это называется перекладывать деньги из одного кармана в другой.

Средний возраст гастарбайтеров – 27 – 35 лет. За разрешение на работу они платят 3 тысячи рублей, за медобследование – 1,5 тысячи и 3 тысячи – в налоговую службу. А теперь о самом главном. Около 260 трудовых мигрантов депортировано из Абхазии из-за выявления у них инфекционных болезней. Однако В.Аршба сообщил удивительный факт: бывший Кабинет Министров дал указание в приказном порядке давать разрешение на работу гастарбайтерам, болеющим гепатитом А и В. В него вписывался пункт: без права работы в общепите. Нонсенс, но факты – упрямая вещь. Так что гастарбайтер с гепатитом не миф, а реальность.

– Нам было сложно работать с прошлым руководством, все наши доводы воспринимались в штыки, нас просто не замечали, – вспоминает руководитель Миграционной службы Абхазии. – Более того, экс-министр здравоохранения Зураб Маршан предлагал увеличить перечень обследований для гастарбайтеров. Оказывается, граждане Средней Азии полиомиелитом не болеют, но они являются разносчиками этой болезни. Поэтому экс-министр заострил внимание на этой проблеме. Однако и на это нам велели закрыть глаза. Нам даже дали указание облегчить режим пребывания трудовых мигрантов в республике. Весь мир идёт на ужесточение мер, а мы – наоборот. Кроме того, без каких-либо объяснений нам спустили приказ брать с гастарбайтеров за разрешение на работу на год вместо 6 тысяч рублей лишь 3 тысячи. Разве можно на это закрывать глаза?

Нынешнему руководству страны предстоит разобраться во многих проблемах Миграционной службы, не очень приятных и сложных. На это, конечно, нужно время. Единственное, чего хочет руководство этой нелёгкой службы, – цивильно использовать иностранную рабочую силу. Выиграет от этого не только Абхазия, выиграют и сами гастарбайтеры.

Русудан БАРГАНДЖИЯ


Номер:  125
Выпуск:  3159
Рубрика:  экономика
Автор:  Русудан БАРГАНДЖИЯ

Возврат к списку