Главная

ВЛИЯНИЕ СЛУХА НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ 21.09.2021

ВЛИЯНИЕ СЛУХА НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

Обучение ребенка с нарушением слуха говорить, развивая у него умение слушать, – увлекательный процесс для всех, кто в нем участвует. Когда слабослышащий ребенок учится слушать и говорить, родители испытывают удивительное чувство, словно отправляются в путешествие, целью которого является приобретение ребенком навыков общения. Сегодня благодаря техническому прогрессу, большинство слабослышащих детей имеет возможность получить доступ ко всем звукам речи, опираясь только на слуховые возможности. Совершенствование новых технических средств реабилитации – слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов – позволило людям услышать звуки, которые раньше были им недоступны. Однако это не означает, что, просто купив эти средства, вы добьетесь, что ребенок сможет различать звуки и слова. Чтобы это произошло, ребенку необходимо слышать звуки, пользуясь данными устройствами. Умение пользоваться речью максимально развивается только тогда, когда ребенок учится распознавать и интерпретировать звуки. Обучение речи посредством развития у ребенка умения воспринимать речь на слух требует постоянного содействия и стараний от всех участников этого процесса. Именно родители в ходе непосредственного общения с ребенком должны непрерывно раскрывать ему все возможности речевого общения. Развивая слуховые навыки, родители призваны обеспечить понимание на разных этапах обучения слуху восприятия полезной информации и речи. Они должны научиться развивать навыки слухового восприятия, ежедневно создавая значимые для ребенка коммуникационные ситуации. Родители выступают движущей силой и основным фактором мотивации в процессе развития речи у своего ребенка. В последние годы во многих странах мира особое внимание уделяется программам универсального аудиологического скрининга новорожденных. Появление этих программ привело к ранней диагностике нарушений слуха у младенцев уже в первые дни жизни. Именно этот фактор, наряду с совершенствованием таких технических средств, как слуховые аппараты и кохлеарные импланты, сыграли решающую роль в повышении эффективности влияния на слуховое восприятие и раскрытие потенциала ребенка в процессе обучения речи. Стимуляция слуховых путей на самом раннем этапе способна предотвратить их атрофию. Если слуховое обучение начинается в раннем возрасте, когда идет интенсивное развитие организма, у ребенка есть шанс не отстать в развитии речи от своих ровесников.

Если у ребенка выявлены нарушения слуха, родители, как правило, ищут методику, отвечающую их потребностям и целям. Основным принципом семейной программы восстановления слуха является развитие у самих родителей и у других членов семьи необходимых навыков, приобретение ими знаний и уверенности в том, что они смогут создать своему ребенку наиболее благоприятную среду для обучения речи за счет совместных усилий и упражнений. Они также приобретают навыки использования определенных речевых образований во время игр и привычных повседневных занятий, учатся использовать каждую возможность для повышения эффективности обучения слуху и речи, которая предоставляется им в процессе естественного взаимодействия в домашней обстановке. Родители должны также располагать определенными знаниями в сфере аудиологии, чтобы их ребенок правильно пользовался индивидуально подобранным слуховым аппаратом или кохлеарным имплантом.

Поначалу у родителей может появиться ощущение, что они тонут в море информации. Мы часто слышим зов родителей о помощи: «Что же нам делать дома?»

ПРИНЦИПЫ СЛУХОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И ПОДБОР СЛУХОВОГО АППАРАТА ИЛИ КОХЛЕАРНОГО ИМПЛАНТА

Как только ребенку поставлен диагноз и подобрано соответствующее средство коррекции, можно начинать слуховое обучение. Дети с нарушением слуха смогут слышать весь спектр звуков речи с помощью слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов. Дети с рано выявленным нарушением слуха, которые пользуются правильно подобранным слуховым аппаратом или кохлеарным имплантом, получают шанс не отстать в развитии языка и речи от нормально слышащих ровесников. Они находятся в насыщенной языковой среде, ориентированной на слуховое обучение и не имеют дополнительных нарушений.

Правильное пользование техническим средством играет решающую роль.

Техническое средство коррекции слуха должно оптимально соответствовать особенностям слуха конкретного ребенка.

Слуховой аппарат или кохлеарный имплант должен быть оптимально настроен. Обязательна правильная эксплуатация аппарата. Его следует носить непрерывно в течение всего времени бодрствования ребенка.

Аудиологи и сурдопедагоги помогут вам понять принцип работы аппарата и выявить любую неисправность.

Правильное обращение с техническим средством реабилитации невозможно без знаний об индивидуальном умном вкладыше и гигиене слуховых проходов без умения читать аудиопрограммы, отображающие потерю слуха вашего ребенка, и без периодических проверок слуха в сочетании с настройкой слухового средства на диапазон частот, которые ребенок должен воспринимать. Специалисты помогут вам получить достаточное количество информации для приобретения этих навыков в Реабилитационном центре детей с ограниченными возможностями в кабинете аудиометрии г. Сухума.

Жителям Абхазии доступны самые передовые технологии диагностики слуха.

Раннее выявление нарушений слуха у детей и принятие соответствующих мер – это основные факторы для минимизации воздействия потери слуха на развитие ребенка, его социализацию и успеваемость. Сохраняется большая возможность использовать остаточный слух путем реабилитации при необходимости слухопротезирования, что значительно эффективнее в первые годы жизни.

В 2016 году в Республиканском реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями г. Сухума при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и ОО «Международный фонд Апсны» был открыт кабинет диагностики слуха. В кабинете работает специалист, прошедший специальную подготовку, и используется новейшее оборудование, способное показать характеристику слухового восприятия или величину потери слуха пациента. Диагностику слуха проходят дети с факторами риска после рождения, дети с пониженным слухом, дети с задержкой речевого развития и взрослые с проблемами слуха.

1. Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) для новорожденных возможна с третьего дня жизни ребенка для определения работоспособности ушной улитки.

2. Тимпанометрия для исследования функции среднего уха, степени подвижности барабанной перепонки и проводимости слуховых косточек у детей и взрослых.

3. Субъективная аудиометрия:

1) тональная аудиометрия обоих ушей для определения порога слуха детей с 3-4 лет и взрослых;

2) тональная аудиометрия в свободном звуковом поле для определения порога слуха обоих ушей у детей младшего возраста до 3-4 лет и детей с нарушениями ЦНС.

Также используются для оценки работы слуховспомогательные технические средства, слуховые аппараты и кохлеарные импланты.

Одним из важных компонентов реабилитации является непрерывная оценка посредством наблюдения. После того как состояние ребенка оценит специалист, необходимо тщательно составить индивидуальную программу, отражающую все этапы развития слуха, понимания, речи и языка. По мере достижения определенного этапа нужно ставить новые цели. Вначале вы предоставляете сурдопедагогу основную информацию о развитии ребенка в домашних условиях. Затем вместе с сурдопедагогом работаете над достижением совместно намеченных целей. Это является гарантией, что программа развития будет индивидуально составлена для вашего ребенка.

После того как для ребенка подобрали соответствующие средства коррекции слуха, он приобретает способность воспринимать звуки и придавать им определенные значения. Слухоречевое обучение проходит определенные этапы развития – от распознания звуков до полноценного владения языком. Даже если ребенок научился хорошо слушать, ему потребуется постоянная практика, чтобы закрепить навыки слуха и понимания.

Звуки, которые слышит ребенок, должны соответствовать его возрасту, способностям и интересам. По мере развития ребенка важно своевременно менять игрушки и пособия, игры и речь. Тогда приобретенный ребенком опыт восприятия звуков будет соответствовать динамике его интересов и обеспечит повышение уровня навыков и усложнение речи. Чем больше ребенок вовлечен в процесс распознавания звуков, тем больше возможностей появляется у него для развития речи. Устная речь должна быть четкой, плавной, говорить надо на расстоянии, достаточно близком к ребенку. Во время начальных этапов обучения слушанию важно создать комфортные акустические условия. Ребенку необходима спокойная среда. Любой посторонний шум отвлекает его внимание, затрудняет обучение и даже делает его невозможным. Ребенку предстоит услышать слова, фразы и предложения еще до того, как они будут подкреплены визуальными образами. Это наиболее эффективный способ усвоения слуховых образов. Если слуховое восприятие звуков используется в качестве основного сигнала воспринимаемого ребенком, то у него повышаются шансы выработать естественный тембр голоса с правильным ритмом и интонацией.

Слушание должно стать неотъемлемым компонентом всех видов повседневной деятельности, стать образом жизни. Слушание должно быть постоянным, а не рассматриваться как часть учебного процесса. С самых первых дней, когда малыш начинает общаться, гулить и лепетать, необходимо вербально подкреплять эти первые попытки.

Закрепление положительных эмоций будет стимулировать дальнейшие попытки общения. Без этого невозможно развитие навыков в устной речи. Необходимо нацеливать ребенка на успех, обеспечивая постепенное развитие навыков в четырех направлениях: слушание, восприятие речи, устная речь и общение. Делая акцент на развитии навыков в каждой области, вы заложите фундамент, на основе которого ребенок сможет проявить все свои способности!

Индира КВАРЧИЯ, психолог-логопед высшей квалификации, доцент СОИ


Номер:  82
Выпуск:  4086
Рубрика:  общество
Автор:  Индира КВАРЧИЯ, психолог-логопед высшей квалификации, доцент СОИ

Возврат к списку