Главная
ВИВАТ, НАРОД И ЗЕМЛЯ, РОЖДАЮЩИЕ ТАЛАНТЫ!
Гордость
Виват, примадонна Хибла!
Стихли овации. Испарились брызги шампанского. Погасло напряжение торжественности дня… Непросто становиться лауреатом Государственной премии России за выдающиеся достижения в области оперного искусства – высшее признание заслуг деятелей науки и культуры перед обществом и государством. И, как в жизни и полагается, за праздником снова потекли будни – творческие, наполненные поиском новых образов, составлением программ, репетициями, общением, поездками, радостью аплодисментов, неудовлетворенностью, счастливыми мгновениями и многим разным другим. Да…Непросто не только стать уважаемым и большим лауреатом. Непросто быть и примадонной, звездой мировой оперной сцены. И потому вот такие они непростые и напряженные будни нашей гордости, нашей дорогой, любимой, народной Хиблы Герзмава.
Но это Олимп ее сегодняшнего дня. К нему надо суметь подняться, а потом и идти дальше. И по каким ступенькам вверх шла и идет Хибла?
(Отступление от темы. В далекие студенческие годы преподаватель предмета «тр. пр.» – в переводе со студенческого языка на русский это «Теория и практика партийной и советской печати» Сергей Ильич Стыкалин, делясь богатым журналистским опытом, сказал: «Журналист должен уметь не только описать событие, пересказать беседу, он должен иметь чутье, быть провидцем. Общаешься с человеком и понимаешь, потенциал-то у него еще не раскрыт. Тут поможет тетрадь-дневник. Записал данные собеседника, отметил, что тебя интересует, и держи на контроле. Сбылись предположения, значит, ты – журналист с чутьем, и интересную тему всегда развить и повести дальше сможешь».)
Никакими дневниками я никогда не занималась. Но тему – Хибла Герзмава – я развиваю и веду уже много лет. События сохранила и сохраняет память. И, если с самого начала, то это…
…Сухум. Вторая половина восьмидесятых годов. Преподаватели музыкального училища Жозефина Бумбуриди (вокал) и Карлен Яврян (фортепиано) рассказали мне об очень талантливой девочке: прекрасно играет на фортепиано и обладает необыкновенно красивым голосом. И на страницах тогдашней газеты «Советская Абхазия» появилась моя небольшая корреспонденция, рассказавшая о девочке из Пицунды Хибле Герзмава, у которой, по мнению ее педагогов, большое вокальное будущее.
…30 июня 1992 года (через полтора месяца начнется Отечественная война народа Абхазии, но об этом еще никто ничего не знает). Переполненный зал Абхазской государственной филармонии собрал поклонников народного артиста СССР, оперного певца мирового масштаба, солиста Большого театра и коренного сухумчанина Зураба Соткилава. В конце программы, которая включала оперные арии, романсы итальянские и русские, певец вывел на сцену девушку и спел с ней абхазскую песню. И хотя многие зрители узнали в юной певице свою землячку Хиблу Герзмава, народный артист СССР посчитал нужным заново представить ее уже как профессиональную вокалистку, будущую гордость не только Абхазии, но и всей советской страны. И с этим неординарным концертом, ставшим, последним культурным событием предвоенного лета, я тоже познакомила своих читателей.
А уже в 1994 году Хибла Герзмава потрясает и мировое вокальное сообщество – она первой среди женщин-вокалисток завоевывает Гран-при на престижнейшем международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве. Председатель жюри Зураб Соткилава аплодирует победительнице и своей землячке стоя. А член жюри конкурса великая певица Елена Образцова написала в своих судейских записках: «Будет звезда!!!!» А потом, выступая, сказала: «Мы, наконец, нашли, то, что долго искали: великолепное сопрано, замечательный драматический талант и невероятное сценическое обаяние!» (Рассказано это мне самой Еленой Образцовой в Пицунде. Там же, во время исполнения Хиблой номера программы, Образцова, в очередной раз покоренная ее талантом и мастерством, сняла с себя дорогое украшение и под овации всех, заполнивших зал древнего Пицундского храма, надела его исполнительнице. Читатели газеты «Республика Абхазия» тоже узнали об этом от меня.).
После блистательной победы на конкурсе Чайковского имя Хиблы Герзмава стало украшать афиши лучших оперных театров мира.
Не осталась в стороне и Турция, вернее, многотысячная абхазская диаспора, проживающая в этой стране. Хибле было послано приглашение приехать с концертом. Певица посчитала за честь выступить перед своими соотечественниками. Концерты состоялись в Стамбуле и Анкаре и были очень высоко оценены и земляками певицы, и турецкими ценителями вокального искусства. Полпред Абхазии в Турции Владимир Авидзба сопровождал Хиблу Герзмава и ее аккомпаниатора Екатерину Ганелину в поездке по стране. На его вопрос: «Почему в репертуаре мало абхазских песен?» Хибла ответила: «Этот справедливый вопрос и одновременно упрек нужно поставить перед абхазскими композиторами. Надо писать новые песни, надо собирать и обрабатывать народные, а я с удовольствием буду их петь». (Актуальности этот вопрос, думаю, не потерял и сейчас.). На тех концертах в Турции вместе с другими слушателями я в исполнении Хиблы Герзмава наслаждалась «Аве Мария» Верди, «Соловьем» Алябьева, песнями Шумана, абхазской «Шишь-наани» и многими другими вокальными шедеврами. Однако впечатлениями об этом с читателями своей газеты «Республика Абхазия» я не поделилась. Это с удовольствием сделал Полпред Владимир Авидзба, и в Турции не расстающийся со своей журналистской профессией. Еще студенткой Хибла (в 1989 году она поступила на вокальный факультет Московской консерватории, где ее педагогами были профессора Ирина Масленникова и Евгения Арефьева) пришла на прослушивание в Московский музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, прошла все три тура и вошла в состав его труппы. И верность этому своему родному музыкальному театру она неизменно хранит. На его сцене она создала почти два десятка блистательных оперных партий.
…А в Абхазии победоносно закончилась война. Страна в тяжелой блокаде, но сама пытается подняться из руин, строит самостоятельную и независимую жизнь. Все эти годы Хибла не порывала связи с Родиной, с родными и близкими людьми. Она знала, какой непоправимый моральный и материальный ущерб нанесен ее стране страшной войной. Она испытала на себе и потому хорошо понимала, что горе не сразу и очень трудно поддается лечению. Она представляла себе матерей, жен, сестер, потерявших на войне своих родных. Из глаз одних потихоньку, одна за другой скатывались по щеке слезинки. В глазах других они стояли застывшей стеклянной капелькой. Она представляла опустевшие улицы городов, до темноты замиравшую там жизнь. А редкие появляющиеся женщины – в черных длинных, неподшитых платьях. Горе вокруг, горе в глазах, в сердцах…
И вдруг сообщение. Хибла Герзмава организует и проводит в Абхазии фестиваль, который назвала «Хибла Герзмава приглашает…». «Какое время для фестиваля?», « До концертов ли нам?», – слышу я, и не от одних.
(Окончание в следующем номере)
Лилиана ЯКОВЛЕВА, г.Москва
Номер: 77
Выпуск: 4081
Рубрика: общество
Автор: Лилиана ЯКОВЛЕВА, г. Москва