Главная
АННА КАЛЯГИНА: «АБХАЗИЯ ВЛЮБЛЯЕТ В СЕБЯ. ГЛАВНОЕ – ЭТУ ЛЮБОВЬ НЕ РАЗРУШИТЬ»
Лето-2021
Туристический сезон продолжается. По статистике, курорты Абхазии по-прежнему входят в число популярных направлений для отдыха среди россиян. Однако не помешает ли нам ухудшение эпидемиологической обстановки в республике? Насколько хорошо мы смогли подготовиться к курортному сезону? Удалось ли в сфере туризма компенсировать финансовые потери 2020 года? И есть ли надежда на прибыль в этом году? На эти и другие вопросы корреспондента «РА» отвечает президент Абхазского союза туризма Анна Калягина.
– Довольны ли вы тем, как проходит туристический сезон? Можно ли сказать, что Абхазия хорошо подготовилась к нему?
– Вопрос непростой на самом деле, потому что ответить на него однозначно невозможно. Наверное, подготовиться хорошо к турсезону в том идеале как хотелось бы не под силу. Во-первых, потому что нет предела совершенству, а во-вторых, есть объективные и субъективные причины, мешающие этому. Удручает состояние дорог, тротуаров в республике, но это в принципе вопросы, которые волнуют нас всегда. Есть и такая проблема, как отсутствие квалифицированного персонала и специалистов. С одной стороны, мы говорим о том, что у нас не хватает рабочих мест, а с другой стороны, рабочие места есть, но, скажем так, они не пользуются спросом у наших безработных. Некоторых не удовлетворяют работодатели, а кого-то рабочие, которые на эти места приходят, и несоответствие качества и цены. Работники хотят как можно больше зарабатывать, а мы – платить адекватную цену. В этом году из-за нехватки рабочих и сотрудников зарплаты завышены. Не приехали волонтеры, не приехали и те, кто работал за проживание и еду, как бы грубо это не звучало. Обычно к нам очень много приезжают студентов и других людей разных категорий, готовых работать за то, чтобы просто побывать на море. Например, это пляжные сотрудники – они получают какую-то копеечку и в то же время как бы отдыхают на курорте.
Повышенный спрос сейчас на рабочих в Краснодарском крае. Понятно, что зарплаты там выше, но у них выше и цены на проживание, на питание, на все. Не могут к нам ехать сейчас с Украины, Белоруссии. А многие из тех, которые направляются к нам из просторов Российской Федерации, оседают в Краснодарском крае. И вторая причина – это ковид, ситуация с пандемией, которая была и продолжается. Многие перестали ездить из-за нее, хотя границы открыты. Кто-то болеет, а кто-то не хочет ехать, боится. Такая категория людей тоже есть. Это то, что касается туристического сезона. Это самая животрепещущая тема. Хотелось бы быть готовыми к нему намного лучше, на пять с плюсом, но те, кто работают в туристическом бизнесе, меня поймут, есть ситуации, которые от нас не зависят.
– Большинство считает, что если в республике много туристов, то и денег мы много заработаем. Это так? Заработаем?
– Не забывайте, что у нас уже больше половины лета прошло. Мы многое недополучили в прошлом году. У многих были переносы бронирования на следующий, то есть этот год. Вместо того, чтобы делать возврат брони, мы ее переносили. Здесь, как вы понимаете, о прибыли не может быть и речи. Восполнение потерь начнется только с августа. Словом, если июнь, июль – это переносы бронирования, то август – начало восполнения убытков, которые были в прошлом году. А ведь хочется и заработать. Понятно, что если у нас не было в прошлом году достаточного оборота средств и достаточного притока прибыли, то, опять возвращаюсь к больной теме и подготовиться к туристическому сезону не получилось так, как планировали. Одни собирались обновить постельное белье, матрасы, другие – произвести мелкие или крупные ремонты, достроить бассейн, но не смогли, так как все-таки у нас не было никакой финансовой поддержки в этом плане, кредитования у нас так и не существует, скажем так, дешевого кредитования, поэтому очень сложно справляться с проблемами.
Туристы действительно к нам едут и их немало, есть очень много бронирования, заполненные отели на июль, август, и мы надеемся, что и сентябрь, октябрь будут насыщенными. Все зависит опять же от эпидемиологической обстановки. То, что мы сейчас наблюдаем, настораживает, и не так уж сильно радуют нас эти бронирования, потому что тревожит вопрос: а что если? Мы опасаемся того, что будет дальше. Со своей стороны мы делаем все возможное, чтобы не усугублять непростую обстановку. Я знаю точно, что, например, в отелях и других объектах размещения максимально соблюдаются меры безопасности, учитываются все рекомендации эпидемиологов. После отъезда каждого туриста проводится дезинфекция номеров, везде есть дезинфицирующие средства для рук. Приезжают к нам туристы в основном переболевшие и соответственно вакцинированные. А как мы соблюдаем меры безопасности, чтобы не заболеть, это на нашей совести. Все расслабились, посещают массовые мероприятия, свадьбы. Забыли, наверное, что перенесли, какая была в связи с коронавирусной инфекцией у нас непростая ситуация. Сложная она и сегодня.
– Да, это так, тем более что население не соблюдает меры безопасности. Я знаю, что туристический поток в Абхазию довольно высокий, однако не спугнут ли людей известные трагические происшествия с туристами? Не отразится ли это в дальнейшем на туристическом сезоне? Не побоятся ли к нам приехать?
– Нет, не побоятся. Трагические случаи происходят постоянно во всех странах мира, особенно если там присутствуют активный туризм, какие-то экстремальные поездки. Не будем сейчас брать статистику Турции, но сколько там бывает смертельных случаев, аварий, и автобусы переворачиваются, и туристы погибают. Просто все это так не муссируется и не выходит на поверхность.
А с другой стороны, эти трагические случаи напоминают нам о том, с чем надо бороться, на что нужно обратить пристальное внимание. Например, на те же ограждения на опасных участках, посещаемых туристами. Были бы они, тогда и туристы, может быть, отнеслись бы к этому более внимательно, проявляли бы осторожность. Безопасность туристов – это не только безопасность на дорогах, сопровождение экскурсоводами, гидами и так далее, но и познавательные предупреждающие знаки, информационные вещи. Что касается происшествий, связанных с посещаемостью туристами кафе, ресторанов, нужно и самим туристам обратить внимание на свое поведение, и нам. В таких местах должно быть побольше представителей милиции, охраны, чтобы они могли вовремя предотвратить или остановить конфликт.
– В одном из интервью вы говорили, что надо принять туристов так, чтобы они захотели приехать в Абхазию снова – не потому, что закрыты другие направления для отдыха, а потому что они отдали предпочтение нашей стране. Получилось ли это?
– У нас с коллегами получается. Нередко туристы, которые к нам приезжают, становятся нашими гостями, а затем друзьями. И у нас много таких друзей. У меня есть знакомые, которые в мае приезжают с коллегами, в конце мая со своими детьми, в июне везут сюда друзей. Абхазия влюбляет в себя. Наша задача – не разочаровать и как бы помочь себе самим эту любовь к Абхазии не разрушить. Люди стремятся сюда снова и снова, продолжают знакомство с Абхазией, с ее природой, обычаями, многогранной культурой, историей.
Если все это правильно преподносить, с любовью, люди будут удовлетворены всегда.
– Спасибо.
Интервью вела Лейла ПАЧУЛИЯ
Номер: 71-72
Выпуск: 4075-4076
Рубрика: общество
Автор: Лейла ПАЧУЛИЯ