Главная
Нам пишут
ПЛЕНЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО ВЛАДЕТЕЛЬНОГО КНЯЗЯ АБХАЗИИ ХАМУТБЕЯ (МИХАИЛА) ЧАЧБА
Из рассказа моего деда Думаа Таскалы Хучеевича
Дед был 1841года рождения. Он был свидетелем пленения Хамутбея Чачба в нашем селе Тхина, у дома тхинского князя Дзяпш-ипа Зорбека Мсоустовича.
После Кавказской войны русские генералы, которые здесь воевали – Ермолов, Муравьев, Шатилов и новый наместник Кавказа великий князь М.Н. Романов, по настоянию императора России Александра II упразднили Абхазское княжество. 12 июня 1864 г., образовался Сухумский округ. Стало опасно оставаться в своей резиденции и Хамутбею пришлось прятаться от российской армии. Он решил скрыться в Абжуйской Абхазии. Прибыл в село Гуп, к светлейшему князю Мсоусту Маршан, отцу семерых сыновей. Хамутбею было тогда 64 года, у него болели суставы ног, поэтому решил он в Ткуарчале радоновые ванны принимать. При его участии был открыт в 50-х годах ХIХ века этот лечебный источник. Около 10 дней пробыл он в Ткуарчале, но и там опасно стало оставаться, так как российские войска охотились днем и ночью за ним, и он решил остановиться в селе Тхине у Дзяпш-ипа Зорбека.
У Зорбека был огромный двор до двух гектаров. В этом ровном, красивом дворе росла нежная, зеленая трава. От ворот до дома была маленькая тропинка, по которой люди заходили в его дом. Не все имели право ходить по этой зеленой траве. Князь Хамутбей, сняв черкеску, в нижнем архалухе прогуливался по этой траве. Чувствовалось, что у него была добрая душа, однако по его лицу было заметно, что он носил огромную тяжесть в душе.
Как и всегда, доносчики следившие за Хамутбеем, передавали место его нахождения. Зная это, Хамутбею приходилось постоянно менять место пребывания.
Узнав, что он находится в селе Тхине, туда были посланы для задержания более 100 солдат и офицеров. Прибывшие войска имели, кроме винтовок, крупнокалиберный пулемёт на тачанке, запряженный лошадьми. Князь попросил хозяев, где он находился, чтобы тот не суетился, не сопротивлялся и сдался.
Войска, которые прибыли через село Мыку, маршрут поменяли и решили идти через село Члоу. Там дороги не было, они лопатами вырыли крутой спуск к реке Отапи, проложили дорогу и оттуда Хамутбея повезли в Очамчыру. Дорога, которую тогда проложили, сохранилась и сегодня. Тхинцы ее назвали «военной дорогой» (Аррымюа9 в поселке, где ныне проживают Джелиевцы.
В Очамчыре его ждал однофамилец генерал-губернатор Тифлиса Гергуал (Георгий) Чачба. Когда они встретились, между ними состоялся разговор, дошедший до простого народа, из которого можно было понять, что в этом заговоре был замешан сам Гергуал. Гергуал по телосложению был слишком упитанным, с большим животом. (В то время абхазов таких явно не уважали, даже презирали). Хамутбей сказал: «Я думал про тебя, что ты не головой думающий человек, а животом». Эти слова в абхазском изречении очень оскорбительны. Хамутбей продолжил: «Я прошу тебя об одном, ради нашей фамилии, куда они заберут меня, я знаю, оттуда живым не вернусь на свою Родину. Я тебе оставляю мое завещание, когда я умру, похорони меня в Мокском храме».
Хамутбея сперва забрали в Ставрополь, потом в Ростов, затем в Воронеж. Там он и умер 16 апреля 1866 года. Некоторые историки говорят, что он умер не своей смертью.
Гергуал завещание выполнил. Тело Хамутбея – последнего владетеля Абхазии погребено в Мокском монастыре. Надо отметить, что Хамутбей Чачба был в чине генерал-майора российской армии. Когда шла Кавказская война, он занимал правильную справедливую позицию, говорил, что не надо воевать против России. Однако все закончилось трагедией не только для князя Хамутбея, но и для его народа, который был депортирован в Османскую империю.
Аполлон ДУМАА, член союза журналистов Абхазии
Номер: 71-72
Выпуск: 4075-4076
Рубрика: общество
Автор: Аполлон ДУМАА, член союза журналистов Абхазии